Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

АЛЕКСАНДР УВАРОВСКИЙ: «ДАВАЙТЕ БОЛЬШЕ ЦЕНИТЬ НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ И ПРИМЕНЯТЬ ИХ НА УРОВНЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

В этом году День учителя станет юбилейным для одного из самых талантливых педагогов Дона – Александра Уваровского, он отметит его в 45-й раз. Заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук, профессор Российский академии естествознания, Александр Павлович прошел путь от обычного учителя сельской школы до начальника управления образования Ростова-на-Дону. Стал первым на Дону «Учителем года» и призером первого в стране Всесоюзного конкурса «Учитель года». Изучив опыт педагогов-новаторов Шаталова и Эрдниева, разработал собственную методическую систему: преподавание математики на основе цикло-блочного планирования образовательного процесса.


Сейчас Александр Павлович является директором АНО Центр независимой оценки качества образования и образовательного аудита «Легион». Ведет целенаправленную работу по внедрению новых механизмов оценки качества образования на муниципальном уровне. «Парламентский вестник Дона» попросил Александра Павловича накануне профессионального праздника поделиться своим мнением об изменениях, происходящих в системе образования.


УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО


– Александр Павлович, накануне профессионального праздника кто-то готовит традиционные поздравления педагогам, кто-то подводит итоги. С какими мыслями вы готовитесь встретить День учителя?

– С мыслями об инновациях в образовании, о замечательных педагогах, которых я встретил на своем пути. Я начал работать в школе с 1 сентября 1974 года – с тех пор прошло уже 45 лет. Прекрасная дата! Поступив в пединститут, я начал параллельно работать в ростовской школе №11. Тогда это была обычная школа – знаменитый теперь естественнонаучный лицей №11, но в ней всегда был замечательный коллектив.

Я учился и работал в этой школе, и моей любимой учительницей была Лидия Александровна Короглуева. Она пришла к нам в пятом классе, и я настолько влюбился в нее, что заодно влюбился и во французский язык. Любовь к французскому она прививала всегда и всем. Недавно у нее был юбилей, 90 лет, я пришел ее поздравить. Она по-прежнему безумно обаятельна.

Впрочем, в Пролетарском районе всегда были сильные школы. Школа №1 – первая и единственная орденоносная школа в Ростове, она награждена орденом Трудового Красного Знамени. Любая школа – это в первую очередь руководитель, который определяет политику организации. Ее директор Любовь Александровна Шумеева была блестящим специалистом, как и директор 12-й гимназии Лидия Александровна Вдовенко, которую она вывела на высокий уровень.

Сегодня я учу детей математике в гимназии №45, директором которой является Наталья Алексеевна Путилина. Гимназия входит в топ-500 школ России. Уже пятьдесят лет ее специализация – французский язык.

– В 1990 году вы стали призером первого Всесоюзного конкурса «Учитель года». Как тогда проходил конкурс?

– В конкурсе «Учитель года» я участвовал в 1989 году, это был первый Всесоюзный конкурс. Я стал победителем городского этапа конкурса, а учитель биологии Тамара Михайловна Попова заняла второе место. А потом возникла такая ситуация: надо было срочно ехать в Москву, так как была установлена дата подачи документов на общероссийский этап конкурса. Городские власти приняли решение отправить меня сразу в Москву, потому что получалось, что, если я буду участвовать в областном конкурсе, то в Москву по срокам не успеваю. А Тамара Михайловна приняла участие в областном туре и стала «Учителем Дона» в 1990 году на областном уровне. Ее документы отправили в столицу чуть позже. Мы потом с ней пересеклись в Москве. Я попал в группу 15 лучших учителей России. Нас поздравили как победителей Всероссийского конкурса и должны были направить на Всесоюзный конкурс. Но 10 педагогов из 15 лучших отказались участвовать в конкурсе, в том числе и я.

– Почему?

– Потому что это был конец мая, а нужно было остаться в Москве на весь июнь. У меня было классное руководство и выпускной класс в 17-й школе. Я прекрасно понимал, что отстаиваю честь города, но не мог себе позволить бросить детей ради конкурса. ЕГЭ тогда не было, я принимал экзамен по математике. В такой же ситуации оказались и другие участники конкурса – и мы уехали к детям. Осталось только пять человек, которые жили в Москве и недалеко от нее. Учитель не может бросить детей – это по определению. Часто говорят, что учитель должен любить детей. Заставить любить детей нельзя. Если ты их любишь, они становятся тебе ближе. Многие остаются близкими в течение многих лет, но даже если таких отношений нет, ты не имеешь права не уважать их и бросать.


АЛЖИРСКИЙ ОПЫТ


– Несколько лет вы преподавали математику на французском языке в Алжире. Какой опыт вы там приобрели?

– Я преподавал математику в лицее «Ле Кастор» в городе Оран, куда меня командировали. Перед этим прошел языковые курсы в Москве. Там нас учили по особой методике разговорной речи. Первые два месяца мы учились только этому, а потом сдали первый экзамен: 20 диалогов на темы работы, дома, специальности. Экзамены проходили в форме спектакля. Полгода мы учились свободно общаться, а потом полгода учили терминологию математики на французском языке. Кстати, умение говорить по-французски на разные темы очень помогло мне, когда мои коллеги-иностранцы в Алжире попросили меня рассказать им о принципе работы Верховного Совета СССР. И я с этим успешно справился!

В Алжире у меня в классах было по 56 учеников. Имен всех ребят я выучить не мог, поэтому брал лист бумаги, наклеивал фото и подписывал имена. Мои алжирские коллеги не общались с детьми. А у нас в России просто невозможно не общаться с учениками.

Математику на французском языке я преподавал детям в Алжире три года. И директор алжирского лицея мне сказал тогда: «Да, ваши уроки отличаются от того, что делаем мы». В Алжире использовали французскую систему преподавания. Нет строгого контроля усвоения учеником учебного материала. В семестре я должен был провести только три контрольных работы: две текущих и одну четвертную. То есть учитель – как лектор, выходит к доске и рассказывает материал. Я хорошо познакомился с этой системой во Франции. В лицее «Ле-Мана» я провел несколько открытых уроков, когда мы ездили туда с группой школьников 45-й гимназии и замечательным директором Татьяной Михайловной Натаровой.


ГДЕ ВЫ, ПЕДАГОГИ-НОВАТОРЫ?


– Вы применяли на своих уроках в школе элементы систем педагогов-новаторов Шаталова и Эрдниева. Разработали собственную методику преподавания. Сейчас она реализуется на занятиях в Международной летней школе одаренных и талантливых детей «Надежда» в Ростове. Вы были одним из разработчиков городской целевой программы «Одаренные дети». Как вы оцениваете современную методику преподавания?

– Раньше в школах делали акцент на методику преподавания. Были сильные методисты, которые могли поделиться опытом, как преподавать материал, чтобы он был доступен ученикам. Я с большим теплом всегда вспоминаю Зинаиду Петровну Мотову и Эльбис Григорьевну Якуба. Сейчас учителя перестали посещать уроки друг друга. Помню из своего опыта: когда приходишь в школу, в первые годы обязательно допускаешь ошибки. Раньше в школе всегда был старый опытный завуч, который приходил на уроки, проводил разбор урока и давал конкретный совет. Сегодня много говорят о «бумажном цунами», администрация завалена бумагами, а посещение уроков и взаимопосещение уроков коллегами ушло на дальний план.

Девяностые годы были трудные, но имена учителей-новаторов гремели на всю страну: Шаталов, Никитины, Амонашвили... Учебник был у всех один, но мы все по-разному преподавали. У Шаталова было минимальное количество детей, которые материал не усваивали. Он использовал листы взаимоконтроля, по которым проверял, как дети знают правила. И по сей день я постоянно проверяю, как ученики усвоили теорию, – это я взял от Шаталова.

Мне была близка методика педагога Эрдниева из Калмыкии. Он предлагал сначала выучить базовый материал, а потом наращивать его сложность. Таким образом каждый ребенок мог выбрать уровень, на котором остановиться или двигаться дальше. Есть понятие индивидуального учебного плана и есть дети, которые не всегда до глубин доберутся. А мы отвергаем сегодня все, что было раньше, и считаем, что все дело в компьютерных технологиях.

К сожалению, сейчас не слышно фамилий новых учителей-новаторов. Хорошие учителя есть, но вот какой-то целостной выстроенной системы нет.

– Может быть, мы просто о них не знаем?

– Пожалуй, одного учителя-новатора я все же нашел в 45-й гимназии. Анна Владимировна Сальникова – преподаватель французского языка. Учащиеся 45-й гимназии вот уже несколько лет занимают лидирующее место в России в предметных олимпиадах по французскому языку. Анна Владимировна с коллегами настолько четко выстроила подготовку детей, что это дало великолепные результаты. Главное, они работают с большими группами детей, а не с отобранными единицами, которых стараются довести до финиша. Ведут индивидуальную работу, предлагают специальные задания. И эта система отработана годами, это тот опыт, который можно транслировать.


СОХРАНИТЬ БАЗОВОЕ ЯДРО


– С 2004 года вы занимается темой инновационного развития и моделирования ресурса качества муниципальной системы образования в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты. А в чем вы видите насущные проблемы сегодняшнего дня?

– На сегодняшний день проблемы, с которыми мы сталкиваемся, связаны с реализацией федерального государственного образовательного стандарта. Одна из самых больших – утеря единого образовательного пространства, которое раньше было. Сегодня многие считают, что нужны разные учебники, разные программы. Но есть некоторое базовое ядро, которое должно быть единым для всех школ. Печально то, что это ядро не всегда чувствуешь. Темы меняются местами, переносятся в разные годы обучения. И ребенок, переходя из школы в школу, попадает в жуткую ситуацию, когда он знает что-то, что дети не учили в этой школе, но не знает то, что они делают сейчас. Концептуально в стандарте прописано, какие темы нужно изучать, но нет уточнения, в каком порядке. Каждый автор учебника исходит из своей позиции.

Сейчас вышли два проекта стандарта для начального образования и для основного, в них прописаны темы по годам обучения. Это дает надежду на то, что они вернут единое образовательное пространство, и мы в школах все-таки будем придерживаться общего порядка, сохранив базовое ядро.

– От чего еще сегодня страдают школы?

– Сегодня в образовании пошла мода на образовательные технологии. В то же время статистические данные говорят о том, что детвора не усваивает материал, учителя мало используют деятельностные образовательные технологии, а в моде интерактивные, информационно-коммуникативные. Технологиями ХХI века считаются проектная технология и исследовательская деятельность. Интерактивная доска, проектор, умение создавать проекты – это на самом деле прекрасно. Но их не нужно использовать на каждом уроке, они должны быть к месту, не на каждом уроке и не на каждом предмете. Если историк готов поделиться какими-то интересными фактами, то проект нелогичен. Тем более что создание проекта занимает гораздо больше времени, чем 45-минутный урок. У учителей технологии урок – это проект. Они в начале говорят о задачах своей деятельности, а в конце получают продукт. Также учителя изобразительного искусства, иностранного языка. Проект не может быть панацеей для каждого урока. Если мне нужно объяснить теорему Пифагора, то зачем мне выстраивать проект, когда нужно взять за основу проблемную технологию и на ее базе выстроить объяснение.

Сейчас в Ростове будет реализовываться проект «Электронная школа», и я считаю, что использование дистанционных технологий – это замечательно. Мы пытаемся смотреть на Запад и перенимать их опыт. На самом деле Запад давно перенимает наш опыт, и очень успешно. Англичане в ХХI веке изучают опыт преподавания в Советском Союзе в 80-е годы и берут на вооружение наши методики преподавания.

Когда я был в командировке в Соединенных Штатах, видел общение американских педагогов с детьми. У нас в школах более тесное общение с учениками, потому что кроме функции образования у нас есть функция воспитания. А у них преподаватель – скорее, приложение к компьютеру. Так что давайте будем больше ценить наши достижения и не бояться их применять на новом образовательном уровне.


Ольга Смысленко, фото автора и из архива А. Уваровского






15.10.2019
В Ростовской области стартует серия открытий новых образовательных пространств в коррекционных школах
Площадки будут оснащены современным оборудованием для детей с ОВЗ в рамках нацпроекта «Образование»
15.10.2019
Ветеринарные инспекторы Ростовской области выписали штрафов на сумму свыше 6 млн. рублей
Донскими ветинспекторами за 9 месяцев составлено 1648 протоколов об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дел назначены наказания в виде штрафа на общую сумму 6412 тыс. рублей.
15.10.2019
Обманутым дольщикам со стажем можно помочь законодательно
Сенатор от Ростовской области сообщила о подготовке пакета поправок в действующее законодательство для дополнительной защиты прав дольщиков. Поправки планируется представить до 11 ноября 2019 г.
15.10.2019
Светлана Пискунова поздравила с 50-летием Таганрогский дом-интернат для престарелых и инвалидов №2
11 октября 2019 года депутат Законодательного Собрания Ростовской области Светлана Пискунова (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») приняла участие в праздничных мероприятиях по случаю 50-летия Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Таганрогский дом-интернат для престарелых и инвалидов №2».
14.10.2019
Изменился формат предоставления СНИЛС
29 сентября 2019 г. вступило в силу постановление правления Пенсионного фонда России (ПФР) об утверждении формы документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс