Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

АЛЕКСАНДР УВАРОВСКИЙ: «ГЛАВНАЯ НАША ЗАДАЧА – НЕ ОТБИТЬ У РЕБЁНКА ИНТЕРЕС К МАТЕМАТИКЕ»

О том, каким образом добиться высокого качества образования, как получать знания с помощью деятельности и как вырастить талантливого математика, накануне Международного Дня учителя рассказал «Парламентскому вестнику Дона» кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, директор Центра независимой оценки качества образования и образовательного аудита «Легион» Александр Уваровский.

ДЕТЯМ НУЖЕН ТРЕНИНГ

– Александр Павлович, кому принадлежала идея создания Центра, и какие задачи он ставит перед собой?

– Идея создания этого Центра принадлежит замечательному математику Фёдору Фёдоровичу Лысенко и блестящему руководителю Людмиле Лаврентьевне Ивановой, которую многие педагоги помнят по работе в министерстве общего и профессионального образования Ростовской области. Она занималась вопросами качества образования. Центр создавался для того, чтобы можно было проводить предварительную пробную аттестацию детей, посмотреть, насколько они обучены и готовы сдать промежуточную или итоговую аттестацию. Основная наша задача – проведение репетиционных тестирований. В основном, тестируем детей Ростова и Ростовской области. В нашем регионе есть много маленьких школ, которые не всегда имеют возможность привезти детей на тестирование в Ростов или тестировать их у себя. У нас в центре они заказывают электронный вариант – пакет контрольных материалов. По этим материалам они проводят тестирование, нам присылают сканы, а мы уже проверяем эти работы, анализируем и отправляем им протоколы по результатам, которые мы здесь получили. Это один из основных видов деятельности Центра.

– В чём заключается роль издательства «Легион» в этой работе?

– Учредителями Центра являются руководители издательство «Легион. Оно предоставляет нам разработанные авторские контрольно-измерительные материалы. Без этих материалов мы не смогли бы создать наборы таких проверочных материалов – это огромная, сложная работа. Все материалы составляются в соответствии с новой спецификацией. У нас до ста школ в год проходят репетиционное тестирование, и мы видим конкретный результат нашей деятельности. Учитываем пожелания, которые высказывают родители и сами ученики. Обычно бывает много заказов на промежуточную аттестацию. Есть школы, которые заказывают тестирование по 10—12 раз для того, чтобы дети тренировались, готовились к экзаменам. Ведь школьнику нужно элементарно знать правила заполнения бланков, как выполнять, на что обратить внимание. Важно знать технологическую часть, хотя мы уделяем больше внимание содержательной части.

– В каких ещё случаях заказывают тестирование для экспертизы знаний?

– Иногда школы заказывают диагностические независимые работы, потому что, к сожалению, в образовательных учреждениях возникают конфликтные ситуации. Чтобы разрешить эти ситуации между родителями и школой, приходится проводить независимое тестирование. Многие школы прибегают к нашим услугам, заказывая тесты, и мы их составляем в этом случае уже по той спецификации, которую оговаривает сама школа.


КАК И КОМУ ПОВЫШАТЬ КВАЛИФИКАЦИЮ

– Какими ещё вопросами занимается Центр независимой оценки качества образования и образовательного аудита «Легион»?

– Второй большой вопрос на сегодняшний день – это вопрос повышения квалификации. Мы получили лицензию на проведение дополнительных образовательных программ. И в рамках этой лицензии занимаемся повышением квалификации педагогических кадров. Мы используем элементы дистанционного обучения, но всё же большая часть педагогов – это ростовчане, которые имеют возможность приехать к нам, общаться с нами, получать информацию и повышать квалификацию. Тем более, что в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта вопрос о повышении квалификации становится особенно актуальным. Приходится констатировать, что средний возраст педагогов сегодня очень высокий. А это означает, что многие незнакомы с новыми образовательными технологиями, появившимися совсем недавно. И очень важно обратить внимание коллег на технологии, которые используются в образовании уже несколько десятков лет и очень хорошо зарекомендовали себя на практике. Хотелось бы привлечь молодёжь. Огромное спасибо Донскому педагогическому колледжу, который готовит кадры для детских садов и начальной школы. Они выпускают хорошие педагогические кадры, работают на совесть. Но всё равно возникает вопрос с повышением квалификации, и мы стараемся помогать нашим коллегам в школах.

– Александр Павлович, вы разрабатывали городскую целевую программу «Одарённые дети». Да и кандидатскую диссертацию защищали на тему «Педагогика развития в работе с одарёнными детьми». Как вы сейчас продолжаете эту работу?

– Работу с ребятами, которые интересуются математикой, у нас сейчас организует генеральный директор компании «Легион» Фёдор Фёдорович Лысенко. Он является математиком, причём очень высокого класса, и он заинтересован в поиске будущих талантливых математиков. Не люблю использовать термин «одарённые», так как каждый ребёнок в чём-то одарён. Скажу проще: мы стараемся найти детей, интересующихся математикой. Из них можно вырастить детей, которые будут побеждать на олимпиадах. Я продолжаю заниматься летней математической школой. Теперь она действует при поддержке издательства «Легион». Это детский оздоровительный лагерь. Каждое лето мы вывозим в Кабардинку на две смены по 10 дней около 50 детей. Там с ними занимаются математики издательства очень высокого уровня. Это молодые люди, которые сами участвовали в олимпиадах и были победителями: Сергей Иванов, Вячеслав Дивизин. У нас работает блестящий преподаватель Борис Ильич Вольфсон. Он много делает для занятий с детворой. Самое важное, не отбить у ребят желание познать что-то новое, дать им что-то интересное, показать, каким образом можно использовать эти знания на практике.


УЧИТЬСЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

– Каким образом строится работа Летней школы?

– Сейчас мы уделяем большое внимание работе с тренажёрами, которые позволяют готовить ребёнка в течение года. Тренажёр – это набор тематических задач. Они идут от лёгкого к более сложному и охватывают все темы учебного блока. Основная идея работы летней школы – дать материал, который находится за рамками учебной программы, а также знакомим их с материалом, который они будут учить в школе в будущем учебном году. Обратите внимание, в новом образовательном стандарте делается акцент на системном деятельностном подходе. Речь идёт о том, что дети должны получать знания в ходе деятельности. Они более прочные, они показывают ребёнку, зачем он это учит и что это даст ему в будущем. Ведь хотим мы или нет, но на уроках математики возникает вопрос: зачем мы это учим? Зачем учить синусы и что они дадут в реальной жизни? И всегда пытаешься пояснить, что есть часть материала, которая несёт научную нагрузку и его не всегда можно объяснить с практической точки зрения. Математика является базовой наукой для многих других наук. И проблемы, возникающие с математикой, обязательно сказываются на проблемах в изучении других предметов. Невозможно изучать физику, химию, биологию, если ты не знаешь математику. Ведь математика показывает применимость законов философии. Поэтому наша главная задача – заинтересовать ребёнка.

– И как это сделать?

– Сегодня при обучении детей мы сталкиваемся с тем, что ребёнок не всегда чётко осознаёт, что происходит в реальной жизни. ЕГЭ можно ругать, можно хвалить, но на Едином государственном экзамене предлагается масса практических задач. Детвора не всегда их может осознать. Допустим, надо измерить длину периметра какой-то фигуры. Если вы предложите измерить длину стола, то школьник пойдёт за линейкой. Он психологически воспринимает измерение, как работу с измерительным прибором. В то время как плотник прекрасно обойдётся без линейки. Мы, родители, отстранили детей от многих вопросов, которые связаны с нашей обыденной жизнью. Они не могут даже заполнить квитанцию за свет или за газ. Говорим им: «Ты должен получать знания, заниматься». Но это как раз и есть ошибка. Старый стандарт был знаниевым. Новый стандарт говорит о том, что нужно учиться в деятельности. Выезжая в ту же Кабардинку, мы всегда стараемся, чтобы занятия у нас имели практическую направленность. Например, занятия по оригами. Это моторика мелких мышц руки, но ещё и пространственное мышление. Ребята осваивают у нас искусство кусудамы – это японская техника модульного оригами. Они делают на занятиях разные фигуры из отдельных модулей.


ПОМОЖЕТ ВИРТУАЛЬНЫЙ КРУЖОК

– Вы занимаетесь летними школами с 1995 года?

– Да, и у нас давно сложился хороший контакт с американскими школьниками, изучающими русский язык. Мы продолжаем развивать эти контакты. Их учитель Майкл Уайт работает в международной языковой школе и ведёт русский язык. Я собираю группу наших ребят, мы встречаем их в Санкт-Петербурге и организуем совместную экскурсионную программу в Питере. Потом показываем им что-то из наших старых городов – например, Пушкинские места. Затем приезжаем в Ростов. Здесь они живут в семьях. Занимаются совершенствованием языка. И с большим интересом изучают наши народные промыслы, расписывают матрёшек, ложки. На этот раз мы ожидаем их приезда в 2019 году.

– Какие новые разработки вы готовите?

– Прошлым летом у нас возникла идея создания виртуального математического кружка, и сейчас мы её практически реализовали. Борис Ильич Вольфсон записал 18 уроков по математике, которые мы собираемся вывесить в Ютубе. Это видеоролики по 20 минут, предназначенные для учеников четвёртого-пятого классов. Занятия построены на разборе вопросов, которые находятся за рамками учебной программы, но очень хорошо способствуют развитию мышления ребенка. Думаю, это многим поможет – учитывая то, что не всегда, особенно в маленьких школах в сельских районах, есть возможность организовать такие занятия. Любой преподаватель может скачать эти уроки и на базе этих роликов организовать внеурочную деятельность, привлечь тех детей, которые интересуются математикой. Кроме того, к каждому занятию мы предлагаем набор задач, который преподаватель сможет вместе со своими ребятами решать на занятиях. На своём сайте obrtest.com мы будем вывешивать эти наборы задач. Надеюсь, что мы разместим их на сайте в начале второй четверти. Это некоммерческий проект, он рассчитан на то, что любой желающий в любой точке Ростовской области сможет воспользоваться этим материалом. Называется он «Виртуальный математический кружок «Легиона». Смотрите, будет интересно!


Беседовала Ольга Санина,

фото автора и из архива Центра





19.11.2018
С 1 октября 2019 года оплата труда работников бюджетной сферы будет проиндексирована
Исполнение этого обязательства заложено в проект трехлетнего бюджета
19.11.2018
Финансирование туристической сферы региона увеличится в 2019 году в 2,5 раза
Об этом донские парламентарии говорили сегодня на заседании комитета по   взаимодействию с общественными объединениями, молодежной политике, физической культуре, спорту и туризму
19.11.2018
Вячеслав Василенко поздравил донских аграриев с профессиональным праздником
Заместитель Председателя Законодательного Собрания Ростовской области Вячеслав ВАСИЛЕНКО (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») поздравил аграриев донского края с Днем работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.
19.11.2018
На развитие сферы образования в 2019 году планируется направить 42,6 млрд рублей
Комитет донского парламента по образованию, науке, культуре и информационной политике (председатель комитета – Светлана МАНАНКИНА, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») одобрил проект областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, подготовленный к первому чтению
16.11.2018
Депутатам донского парламента представили прогноз социально-экономического развития Ростовской области на 2019-2024 годы
На заседании комитета Законодательного Собрания Ростовской области по экономической политике, промышленности, предпринимательству, инвестициям и внешнеэкономическим связям депутаты рассмотрели прогноз социально-экономического развития Ростовской области на 2019-2024 годы
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2018
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс