Антон Кармазин: «ЭВС сделает рынок прозрачным, поможет исключить подделки и обеспечит реальную безопасность продукции»01.06.2018
Система ветеринарной сертификации, существовавшая десятилетиями в России, изжила себя окончательно. Темпы роста бизнеса стали настолько интенсивными, что никаким бумажкам за ними не угнаться. Россельхознадзор разработал новую государственную информационную систему (ГИС) Ветис с подсистемой «Меркурий», в рамках которой вся ветеринарная сертификация будет осуществляться в электронном виде. Как будет работать новая модель сертификации, и что дадут новые технологии производителям и покупателям, особенно в плане безопасности пищевой продукции, мы решили выяснить у руководителя Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской, Астраханской областям и Республике Калмыкия - Антона Павловича Кармазина. – Идея и проект электронной ветсертификации принадлежат Россельхознадзору и возникли еще в 2005 году. На смену обработке, хранению и учету тонн бумаги придет автоматизированный, удобный процесс взаимодействия с поставщиками и покупателями. Эффективная система прослеживания позволит отследить продукты вниз или вверх по цепи поставки. Для этого в системе «Меркурий» фиксируется информация обо всех этапах производства: выращивание животных, их убой, места хранения и переработки полученной продукции и так вплоть до розничной реализации. На каждом этапе оформляется отдельный сертификат – таким образом, выстраивается цепочка электронных документов, по которым можно узнать о продукции все. «Меркурий» делает весь процесс абсолютно прозрачным и последовательным. Учитывается каждый этап ее перемещения, так называемый принцип от «поля до прилавка». Недобросовестный предприниматель просто не сможет реализовать продукцию, не соответствующую нормам качества и безопасности. Рядовой покупатель особенно выигрывает от внедрения ФГИС, так как одна из главных целей введения системы – сделать рынок прозрачным и исключить подделки и суррогаты, обеспечить реальную безопасность продукции. – Антон Павлович, скажите, как осуществляется ветеринарный контроль сегодня и в чем недостатки «бумажной» ветеринарной сертификации? – К сожалению, контроль сегодня фрагментарный и не отвечает современным условиям. Большая часть вины за это лежит на устаревшей системе ветсертификации. Сертификация сегодня – это визуальный осмотр продукции, проверка документов, органолептическая экспертиза, что позволяет в целом подтвердить: продукция получена от рыбы или животных, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении, и пригодна для употребления в пищу. По результатам осмотра ветеринарный врач выдает соответствующий документ – ветеринарный сертификат. В случае необходимости образцы продукции направляются на лабораторные исследования. Проблема заключается в том, что субъективный подход со стороны ветспециалистов и отсутствие единой системы учета юридически значимых действий с продукцией извратили саму суть ветеринарной сертификации – прослеживаемость от места происхождения и подтверждение ее безопасности. Сегодня чаще всего эти бумажки выдаются как на конвейере, на основе набора других документов, а процедура реальной проверки во многих местах отсутствует: на нее не хватает ни сил, ни времени, ни ресурсов. С бумажной сертификацией накопился целый ряд проблем. Бумажная версия документа может подделываться или оформляться недобросовестным ветеринарным инспектором на контрабандную продукцию неизвестного происхождения. При этом «бумажная работа» стоит больших денег и государству, и самим производителям. В таком виде, как сейчас, ветеринарная сертификация из проверки превратилась в бизнес-процесс, который далеко отклонился от контроля над обеспечением безопасности пищевой продукции. Огромное количество ветеринарных врачей заняты переписыванием бумажек. Получается дорогой, неэффективный, не оправдывающий себя способ ветеринарного контроля. И проверку должным образом не организуешь, и нелегальную продукцию не выявишь, да к тому же, по оценке экспертов, затраты по всей товаропроводящей цепи на такую сертификацию составляют около 30 млрд рублей в год, что закладывается в цену продукции. – Как это все будет реформироваться, и что представляет собой новая модель электронной ветсертификации, каковы ее плюсы?
– Первое, что было переведено с бумаги в электронный вид – разрешение на ввоз, вывоз и транзит, которое предприниматели сейчас оформляют самостоятельно. Подают с помощью системы «Аргус» заявку, а компьютер её анализирует (попадает ли страна-поставщик в зону риска, аттестован ли завод-производитель и др.) и мгновенно принимает решение: одобрить или отклонить. Одна секунда – результат на экране монитора. Самое главное, система полностью исключает возможность зарегистрировать в ней нелегальную продукцию. В такой системе при выявлении партии небезопасной продукции есть возможность незамедлительно её отозвать, таким образом, предотвратив нанесение ущерба потребителям. – Антон Павлович, расскажите о мерах по повышению качества и безопасности пищевой продукции и внедрении системы электронной ветеринарной сертификации в регионах Южного федерального округа. – В 2017 году Управлением Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия в целях контроля качества и безопасности пищевой продукции животного происхождения проведено 1668 проверок. По результатам проведенных проверок составлено 2038 административных протоколов, выдано 662 предписания об устранении выявленных нарушений, наложено штрафов на общую сумму около 16 млн рублей, из обращения владельцами изъято и уничтожено более 70 тонн продукции, не отвечающей установленным требования безопасности. В рамках мониторинга в зоне ответственности Управления в 2017 году отобрано 3324 пробы пищевой продукции животного происхождения. По результатам проведенных исследований испытательными центрами: ФГБУ «Ростовский референтный центр Россельхознадзора», ФГБУ «Саратовская МВЛ» и ФГБУ «Ставропольская МВЛ» выявлено 393 пробы или 12% не соответствующих нормативам по тем или иным показателям безопасности. Таким образом, ситуация с безопасностью пищевой продукции в зоне ответственности нашего Управления является сложной. Еще одной проблемой является тот факт, что многие производители молочной продукции заменяют натуральное молоко на смеси, изготовленные с использованием жиров немолочного происхождения, при этом не указывают на этикетке, что это не молоко, а молокосодержащий продукт. Имеют место случаи, когда производители молочной продукции, указанные на этикетке, вообще отсутствуют по указанным адресам. Продукция так называемых «предприятий-призраков» поступает главным образом по государственным контрактам в учреждения образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Кем, где и в каких условиях изготавливается такая продукция, установить проблематично. Управлением в органы МВД регулярно направляется информация о таких предприятиях, однако меры реагирования не применяются. Фальсификация продукции искажает рынок, нарушает конкуренцию, поскольку добросовестные производители неспособны по цене конкурировать с производителями фальсификата. По фактам выявления продукции, не соответствующей установленным нормам качества и безопасности, нашим Управлением возбуждено 213 административных дел, наложено штрафов на сумму более 3 млн рублей, вынесено 28 предупреждений. В Россакредитацию направлено 28 писем об отзыве деклараций соответствия, отозвано 29 деклараций. Что касается внедрения ЭВС, то уже с 1 июля текущего года оформление ветеринарных сопроводительных документов будет производиться исключительно в электронной форме. Порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде утвержден Приказом МСХ РФ от 27.12.2016 № 589. Оформление ВСД на подконтрольные товары могут осуществлять аттестованные для этой цели специалисты в области ветеринарии, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации. Правительством РФ утверждены «Правила аттестации специалистов в области ветеринарии», согласно которых аттестация проводится аттестационными комиссиями, создаваемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии. Приказом МСХ РФ от 03.05.2017 № 212 утвержден «Порядок проведения проверки знаний специалистами в области ветеринарии актов, регламентирующих вопросы осуществления ветеринарной сертификации, и практических навыков оформления ветеринарных сопроводительных документов». В зоне ответственности Управления органами управления ветеринарией вышеуказанная работа практически не ведется. В Ростовской, Волгоградской областях и Республике Калмыкия до настоящего времени не аттестовано ни одного специалиста. В Астраханской области – 1 специалист. Реквизиты доступа для самостоятельной работы в системе «Меркурий» выданы по поступившим заявкам 4013 хозяйствующим субъектам. Необходимо отметить, что это очень низкий процент относительно общего числа хозяйствующих субъектов. – И в заключение нашей беседы, Антон Павлович, с чем связана пробуксовка во внедрении ЭВС и что делает ваша организация для решения этой проблемы? – Низкая активность хозяйствующих субъектов-участников оборота животноводческой продукции по регистрации и внедрению ИС «Меркурий» обусловлена отсутствием должной разъяснительной работы со стороны государственных ветеринарных служб субъектов Российской Федерации. В частности недоведением до хозяйствующих субъектов информации о том, что на целый ряд подконтрольных товаров они смогут самостоятельно оформлять электронные ветеринарные сопроводительные документы и обслуживание со стороны государственной ветеринарной службы на платной основе им больше не будет нужно, что значительно сократит административный барьер для бизнеса. Управлением Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия проведено более 60 различных семинаров и совещаний с представителями предпринимательского сообщества по вопросу электронной ветеринарной сертификации, в том числе на площадках органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На официальном сайте нашего Управления размещена информация о необходимости регистрации в ИС «Меркурий». Через глав муниципальных образований и органы исполнительной власти в сфере торговли в адрес хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю подконтрольной продукцией, направлена информация о необходимости регистрации в ИС «Меркурий». Также через министерства здравоохранения регионов, министерства образования регионов, министерства труда и социального развития регионов до учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты населения доведена информация о необходимости регистрации в ИС «Меркурий». От себя лично хотел бы напомнить, что без регистрации и оформления документов согласно новых правил производитель попросту не сможет реализовывать свою продукцию на законных основаниях уже с 1 июля 2018 года. Всем хозяйствующим субъектам, участвующим в производстве и обороте продукции животного происхождения, кто еще не зарегистрировался для работы в ИС «Меркурий», можно обратиться в наше Управление по телефону: 8-938-129-54-86.
Мария Петрова, фото из архива
|