Депутаты донского парламента обсудили меры по повышению рождаемости в Ростовской области30.08.2019
«Открытая трибуна» на эту тему прошла 16 августа в Законодательном Собрании Ростовской области В работе дискуссионной площадки по вопросу «О мерах по повышению рождаемости в Ростовской области» приняли участие депутаты донского парламента Юрий Дронов и Светлана Пискунова, руководитель фракции «Справедливая Россия» в Законодательном Собрании Сергей Косинов, Уполномоченный по правам ребенка в Ростовской области Ирина Черкасова, руководитель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Ростовской-на-Дону епархии Евгений Осяк, представители исполнительной власти, общественных объединений и негосударственных организаций. В ходе дискуссии собравшиеся заслушали несколько докладов о демографической ситуации в регионе, обсудили информацию и выработали рекомендации для всех ведомств. По данным министерства труда и социального развития Ростовской области, на 1 января 2019 года численность населения Ростовской области составила 4 202 320 человек, что на 18 132 человека (или на 0,4 %) меньше, чем на 1 января 2018 года. В 2018 году число родившихся составило 41 052 человека, что на 2 562 младенца (или на 5,9 %) меньше, чем за предыдущий год. Из общего числа родившихся: 39,9 % – первые дети, 39,8 % – вторые, 14,3 % – третьи, 6,0 % – четвертые и последующие. Следует отметить, что в Ростовской области проводятся мероприятия, способствующие решению демографических проблем и направленные на стимулирование рождаемости. Ввиду того, что социальные выплаты различного характера в структуре денежных доходов населения Ростовской области занимают значительную часть от общего объема доходов населения, следовательно, в области уделяется большое внимание этому направлению. Семьям с детьми, как наиболее уязвимой категории, предоставляются 16 видов пособий и выплат, из которых 8 видов – согласно федеральному законодательству, и 8 видов – это меры социальной поддержки, предоставляемые в соответствии с областными законами. Ежегодно размеры региональных пособий и выплат семьям с детьми индексируются с учетом уровня инфляции. Общий объем расходов федерального и областного бюджетов на меры социальной поддержки семей с детьми на 2019 год – 8,0 млрд рублей (федеральный бюджет – 3,1 млрд руб., областной бюджет – 4,9 млрд руб.), факт 2018 года – 8,0 млрд руб. За счет средств областного бюджета предоставляются: • пособие на ребенка; • выплата для приобретения молочных продуктов; • выплаты на полноценное питание (5 видов); • выплата на третьего ребенка или последующих детей; • выплата на каждого ребенка многодетным семьям; • 50 % компенсация многодетным семьям за коммунальные услуги. Также осуществляется выплата в связи с рождением одновременно трех и более детей в размере 66 484 рублей на каждого ребенка, региональный материнский капитал в размере 117 754 рублей. Многодетные матери, достойно воспитывающие четверых и более детей, получают 50 000 руб., ежегодное количество составляет 50 матерей. Дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, находящиеся в социально опасном положении; одаренные дети, проживающие в малоимущих семьях, обеспечиваются бесплатными путевками. Кроме этого, выплачивается компенсация стоимости приобретенных путевок в оздоровительные организации для детей из малоимущих семей – 100 %, для детей, не относящихся к малоимущим, – 50 %, 90 %. Одной из востребованных и действенных мер социальной поддержки малоимущих семей, имеющих детей, является адресная социальная помощь на основании социального контракта. Учитывая, что это действительно эффективно работающий механизм, предоставление адресной социальной помощи на основании социального контракта вошло в качестве мероприятия в Стратегию социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года и региональный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей» в рамках национального проекта «Демография». В Ростовской области данная технология социальной помощи, введенная с 2013 года, показала увеличение не только количественных, но и качественных показателей. При этом каждой семье предлагается индивидуальная программа поддержки, предусматривающая: помощь в трудоустройстве, организации подсобного хозяйства, собственного дела либо повышение квалификации, переобучение и т.д., финансовая помощь предоставляется, исходя из конкретной жизненной ситуации (максимальный размер социального контракта составляет 60 тыс. руб.). Социальное пособие на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года, исходя из содержания программы социальной адаптации. Заключается социальный контракт не чаще одного раза в три года. «По результатам сегодняшнего обсуждения нами выработан ряд рекомендаций, – отметил Юрий Дронов. – Прежде всего, это меры медицинского характера – в первую очередь профилактические осмотры молодежи и детей с целью выявления и лечения заболеваний, которые влияют на репродуктивную функцию. Также мы приняли рекомендации по дальнейшему развитию медико-психологического консультирования беременных женщин с целью снижения уровня абортов. Сейчас, например, обязательное условие для прерывания беременности – объявление «недели тишины» – это время, когда принимаются усилия по изменению решения женщины сделать аборт, ей дается 6 дней после беседы с медицинским психологом для того, чтобы принять окончательное решение, ну, и, конечно, рекомендуем это решение не принимать» Юрий Дронов также сообщил, что в рекомендациях отражены меры социальной поддержки, прежде всего, беременных женщин, которые попали в трудную жизненную ситуацию. А кроме того меры, направленные на улучшение условий учебы студентов, то есть тех молодых людей, которые имеют детей. Это и индивидуальная программа обучения, и проведение мер по возможному присмотру и уходу за детьми до 3-х лет, которые родились у молодых родителей-студентов. В ходе заседания было отмечено, что все поступившие в течение недели после обсуждения предложения будут также внесены в список рекомендаций дискуссионной площадки.
Жанна Матвеева, фото пресс-службы ЗС РО |