Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

Донское образование – достижения и перспективы

Достижения страны – это успехи наших учеников, а значит, и плоды усилий и стараний их учителей. Почти четверть населения Ростовской области учится или работает в образовании, и всё, чем гордится регион, создано руками людей, которых научили и воспитали донские педагоги.

Донское образование всегда шло в русле общенационального вектора развития, участвуя в начинаниях федерального центра. В то же время в последние годы область отметилась и рядом своих инициатив, подхваченных на федеральном уровне.

Чем же запомнился прошедший учебный год?

В дошкольном образовании удалось сохранить нулевые значения показателя очередности в детские сады детей в возрасте от трех до семи лет. В 2016 году создано 3,5 тысячи дополнительных дошкольных мест. В текущем году предстоит ввести 2,9 тысячи.

В прошедшем учебном году в общем образовании продолжилась плановое внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). В донских школах этот процесс идет с опережением в сравнении с общероссийскими темпами. В 2017/18 учебном году по новым стандартам будут обучаться уже 77,5% школьников.

Результаты экзаменов в 2017 году сопоставимы с итогами прошлого года. На Едином госэкзамене 100-балльные результаты получили 73 выпускника, напомню, в прошлом году их было только 60. Из числа 100-балльников трое получили по 2 высших оценки, а один участник – 3. Это выпускница лицея №27 города Ростова-на-Дону – Юлия Ни. Кроме того, по итогам четырех экзаменов она набрала рекордную сумму – 386 баллов.

Слаженные совместные действия управленцев и образовательных учреждений в проведении итоговой аттестации в Ростовской области получили высокую оценку Министра образования и науки.

Донские учащиеся всегда принимают активное участие во Всероссийской школьной олимпиаде. В этот раз на её заключительном этапе область представляли 67 участников, итог: самое большое за последние 3 года число призовых мест – 19. В нашей команде 4 победителя и 15 призеров.

Впервые школьник из Ростовской области получил возможность представить нашу страну на одном из самых престижных в мире конкурсов в мае этого года. Макар Волков с честью выдержал отборочные испытания МГУ, выступив в секции «Математика».

Не отстали от своих учеников и донские педагоги. Как вы помните, в последнем финале конкурса «Учитель года России» в пятерку лучших вошел учитель русского языка и литературы из Ростова Андрей Барашев. Представитель южной столицы Елена Долгополова стала лауреатом конкурса «Педагог-психолог России», а Алла Шаповалова из Орловского района вошла в число победителей конкурса «Учитель здоровья России», который проходил на донской земле.

Несколько слов о донских инициативах, подхваченных федеральным министерством.

Среди них и инновационный проект по введению доврачебной диагностики состояния здоровья обучающихся. К настоящему времени уже 602 школы, а это – 80% учащихся, объединены в единую систему. Организовано тесное взаимодействие школ с учреждениями здравоохранения.

Всеобуч по плаванию. Ежегодно 16 тыс. школьников – его участники.

Внедрение массового обучения учащихся начальной школы основам шахматного искусства, «Шахматный всеобуч». Им в прошедшем учебном году было охвачено более 35 тыс. обучающихся в 1022 школах.

Идеи регионального проекта по здоровьесбережению в образовании нашли отражение на федеральном уровне. В 19 субъектах будет внедряться система мониторинга здоровья обучающихся.

Современная социокультурная ситуация ставит ряд новых задач перед системой образования Дона. Среди них – получение качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми-инвалидами. Для достижения этой цели в области созданы необходимые условия.

Важное для экономики области направление среднее профессиональное образование. Основной путь его развития в настоящее время – создание необходимой инфраструктуры, социальное партнерство, введение новых стандартов и технологий.

Сегодня инфраструктура нашей сети СПО формируется, главным образом, как отраслевые ресурсные центры, учебно-производственные участки на базе предприятий, многофункциональные центры прикладных квалификаций.

Значительные изменения в системе дополнительного образования. В соответствии с приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование детям» активно внедряются в работу сетевые модели, взаимодействуют организации культуры, спорта, а также предприятия реального сектора экономики.

Изменения в политическом, социально-экономическом, культурном развитии требуют особого выпускника – человека творческого, способного быстро перестраиваться в динамике меняющегося мира, человека нравственного, культурного, способного качественно овладеть профессией.

И мы должны предоставить молодым людям возможность получить качественное образование. Из чего же оно складывается? Прежде всего, из актуализации содержания, его адаптации к современным условиям. В этом направлении делается многое: внедрение ФГОС общего образования, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Аналогичные процессы идут и в профессиональном образовании: с 1 сентября 48 учреждений СПО начнут подготовку в соответствии с новыми стандартами. Да и сами стандарты тоже обновляются, наполняются базовыми основами. Так, в июле федеральное министерство завершило общественное обсуждение изменений в стандартах начального и основного общего образования. В них теперь можно видеть по каждому предмету, что должен знать ребенок в каждом классе. Поступившие предложения дорабатываются, и скоро изменения вступят в силу.

Другой недавний пример – введение предмета «Астрономия».

Повышение качества общего образования – это главная цель концепций преподавания учебных дисциплин. Они разработаны по всем учебным предметам и предметным областям. Вместе с тем, еще полностью не решены взаимосвязанные с ними вопросы количества и качества учебников.

Новые линейки учебников по своему содержанию будут соответствовать концепциям.

Для получения качественного образования важно не только его современное содержание, но и объективная оценка результатов. Анализ достижений обучающихся, полученных объективными методами, позволяет определить «болевые точки», продумать шаги по исправлению ситуации, отслеживать эффект принятых мер.

Это и есть управление повышением качества на основе результатов. Мы обращали внимание управленцев всех уровней на возможность и необходимость использования результатов всероссийских проверочных работ (ВПР), национальных исследований качества (НИКО), ЕГЭ и ГИА-9 для принятия мер по повышению качества образования.

Согласитесь, какое же качественное образование без профессионализма и стремления к совершенствованию самого учителя! Но как заинтересовать и подтолкнуть учителя к этому? Задачу призвана решить национальная система учительского роста.

Кроме оценки компетенций, в национальную систему учительского роста будут включены механизмы стимулирования повышения квалификации, помогающие учителю устранить пробелы в его профессиональной подготовке. И все это необходимо увязать со стандартами высшего образования по подготовке учителей, стандартами общего образования, и, главное, с профессиональным стандартом педагога. Задача сложная, но ее решение уже началось.

Предоставить молодому человеку возможность получить качественное образование – это еще не значит получить по окончании учебы грамотного и знающего специалиста. Не менее важно заинтересовать ученика в получении знаний и навыков, пораньше направить его стремления на выбор той или иной профессиональной карьеры. И здесь на первый план выходит работа по профориентации молодежи, успех которой невозможен без совместных усилий образования, службы занятости, бизнеса и СМИ.

Проект «150 культур Дона» охватывает сразу три направления: воспитание, образование и культуру. Главная цель – массовое вовлечение детей и молодежи в изучение культур, обычаев и традиций народов, проживающих на территории Ростовской области. В проекте приняли участие 156 школ, представивших 16 национальных культур Дона. Активно подключились и национальные общественные объединения. В текущем учебном году круг участников расширится – уже 250 школ представят 25 национальных культур.

Родители и учителя должны быть одной командой, помогая и поддерживая друг друга! Этот принцип лежит в основе проекта «Воспитан-на-Дону».

В прошедшем учебном году курсы по основам детской психологии и педагогике посетило свыше 100 тысяч родителей. Эта работа продолжится.

Набирает популярность деятельность родительского и детского университетов на базе ДГТУ.

Еще один проект для родителей «А что, если ваш ребенок «особый»?» ориентирован на изучение психолого-педагогических основ обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Личный пример родителей – лучший инструмент воспитания. Взаимному обмену полезными знаниями между детьми и родителями, несомненно, будут способствовать занятия по изучению основ здорового питания.

Еще одним направлением, где должно быть тесное взаимодействие семьи и школы, является трудовое воспитание.

На уроках, посвященных истории Донского края, необходимо довести до каждого обучающегося важные вехи исторического пути, рассказать о людях – их земляках, о малой родине – поселке или станице, чтобы каждый мог гордиться тем, что родился и вырос на Донской земле.


Мария Петрова, фото из архива





Круглый стол «Национальная система учительского роста: проблемы и пути решения». Смотреть на YouTube
21.11.2017
ОНФ и Минприроды представили экологический рейтинг российских городов: Набережные челны и Казань стали лучшими
Эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) совместно с Минприроды России подготовили «Экологический рейтинг российских городов – 2017» на основе данных, представленных органами власти крупных муниципальных образований всех регионов страны.
21.11.2017
Василий Голубев: «Ростовская область – это мы»
Профессионализм и компетентность – вот основные качества, которые необходимы организаторам выборов всех уровней в ходе предстоящей федеральной кампании по выборам Президента России.
21.11.2017
Андрей Харченко: «Для нас основная задача – сбалансированность, устойчивость, легитимность и прозрачность бюджета»
20 ноября состоялось заседание комитета Законодательного Собрания Ростовской области по бюджету, налогам и собственности (председатель комитета – первый заместитель Председателя Донского парламента Андрей ХАРЧЕНКО, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»).
21.11.2017
Донские парламентарии ознакомились с особенностями блокчейна и криптовалют
Механизм функционирования блокчейна и обращение криптовалют 17 ноября стали предметом обсуждения на совместном заседании трех комитетов Донского парламента по инициативе комитета по законодательству.
20.11.2017
Семь тысяч организаторов выборов собрались на областную конференцию
Председатель Центральной избирательной комиссии РФ Элла Памфилова и заместитель Председателя ЦИК России Николай Булаев приняли участие в областной конференции организаторов выборов, которая прошла сегодня в Ростове-на-Дону. Они вышли на связь в онлайн режиме.
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2017
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс