Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

Донское образование – достижения и перспективы

Достижения страны – это успехи наших учеников, а значит, и плоды усилий и стараний их учителей. Почти четверть населения Ростовской области учится или работает в образовании, и всё, чем гордится регион, создано руками людей, которых научили и воспитали донские педагоги.

Донское образование всегда шло в русле общенационального вектора развития, участвуя в начинаниях федерального центра. В то же время в последние годы область отметилась и рядом своих инициатив, подхваченных на федеральном уровне.

Чем же запомнился прошедший учебный год?

В дошкольном образовании удалось сохранить нулевые значения показателя очередности в детские сады детей в возрасте от трех до семи лет. В 2016 году создано 3,5 тысячи дополнительных дошкольных мест. В текущем году предстоит ввести 2,9 тысячи.

В прошедшем учебном году в общем образовании продолжилась плановое внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). В донских школах этот процесс идет с опережением в сравнении с общероссийскими темпами. В 2017/18 учебном году по новым стандартам будут обучаться уже 77,5% школьников.

Результаты экзаменов в 2017 году сопоставимы с итогами прошлого года. На Едином госэкзамене 100-балльные результаты получили 73 выпускника, напомню, в прошлом году их было только 60. Из числа 100-балльников трое получили по 2 высших оценки, а один участник – 3. Это выпускница лицея №27 города Ростова-на-Дону – Юлия Ни. Кроме того, по итогам четырех экзаменов она набрала рекордную сумму – 386 баллов.

Слаженные совместные действия управленцев и образовательных учреждений в проведении итоговой аттестации в Ростовской области получили высокую оценку Министра образования и науки.

Донские учащиеся всегда принимают активное участие во Всероссийской школьной олимпиаде. В этот раз на её заключительном этапе область представляли 67 участников, итог: самое большое за последние 3 года число призовых мест – 19. В нашей команде 4 победителя и 15 призеров.

Впервые школьник из Ростовской области получил возможность представить нашу страну на одном из самых престижных в мире конкурсов в мае этого года. Макар Волков с честью выдержал отборочные испытания МГУ, выступив в секции «Математика».

Не отстали от своих учеников и донские педагоги. Как вы помните, в последнем финале конкурса «Учитель года России» в пятерку лучших вошел учитель русского языка и литературы из Ростова Андрей Барашев. Представитель южной столицы Елена Долгополова стала лауреатом конкурса «Педагог-психолог России», а Алла Шаповалова из Орловского района вошла в число победителей конкурса «Учитель здоровья России», который проходил на донской земле.

Несколько слов о донских инициативах, подхваченных федеральным министерством.

Среди них и инновационный проект по введению доврачебной диагностики состояния здоровья обучающихся. К настоящему времени уже 602 школы, а это – 80% учащихся, объединены в единую систему. Организовано тесное взаимодействие школ с учреждениями здравоохранения.

Всеобуч по плаванию. Ежегодно 16 тыс. школьников – его участники.

Внедрение массового обучения учащихся начальной школы основам шахматного искусства, «Шахматный всеобуч». Им в прошедшем учебном году было охвачено более 35 тыс. обучающихся в 1022 школах.

Идеи регионального проекта по здоровьесбережению в образовании нашли отражение на федеральном уровне. В 19 субъектах будет внедряться система мониторинга здоровья обучающихся.

Современная социокультурная ситуация ставит ряд новых задач перед системой образования Дона. Среди них – получение качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми-инвалидами. Для достижения этой цели в области созданы необходимые условия.

Важное для экономики области направление среднее профессиональное образование. Основной путь его развития в настоящее время – создание необходимой инфраструктуры, социальное партнерство, введение новых стандартов и технологий.

Сегодня инфраструктура нашей сети СПО формируется, главным образом, как отраслевые ресурсные центры, учебно-производственные участки на базе предприятий, многофункциональные центры прикладных квалификаций.

Значительные изменения в системе дополнительного образования. В соответствии с приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование детям» активно внедряются в работу сетевые модели, взаимодействуют организации культуры, спорта, а также предприятия реального сектора экономики.

Изменения в политическом, социально-экономическом, культурном развитии требуют особого выпускника – человека творческого, способного быстро перестраиваться в динамике меняющегося мира, человека нравственного, культурного, способного качественно овладеть профессией.

И мы должны предоставить молодым людям возможность получить качественное образование. Из чего же оно складывается? Прежде всего, из актуализации содержания, его адаптации к современным условиям. В этом направлении делается многое: внедрение ФГОС общего образования, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Аналогичные процессы идут и в профессиональном образовании: с 1 сентября 48 учреждений СПО начнут подготовку в соответствии с новыми стандартами. Да и сами стандарты тоже обновляются, наполняются базовыми основами. Так, в июле федеральное министерство завершило общественное обсуждение изменений в стандартах начального и основного общего образования. В них теперь можно видеть по каждому предмету, что должен знать ребенок в каждом классе. Поступившие предложения дорабатываются, и скоро изменения вступят в силу.

Другой недавний пример – введение предмета «Астрономия».

Повышение качества общего образования – это главная цель концепций преподавания учебных дисциплин. Они разработаны по всем учебным предметам и предметным областям. Вместе с тем, еще полностью не решены взаимосвязанные с ними вопросы количества и качества учебников.

Новые линейки учебников по своему содержанию будут соответствовать концепциям.

Для получения качественного образования важно не только его современное содержание, но и объективная оценка результатов. Анализ достижений обучающихся, полученных объективными методами, позволяет определить «болевые точки», продумать шаги по исправлению ситуации, отслеживать эффект принятых мер.

Это и есть управление повышением качества на основе результатов. Мы обращали внимание управленцев всех уровней на возможность и необходимость использования результатов всероссийских проверочных работ (ВПР), национальных исследований качества (НИКО), ЕГЭ и ГИА-9 для принятия мер по повышению качества образования.

Согласитесь, какое же качественное образование без профессионализма и стремления к совершенствованию самого учителя! Но как заинтересовать и подтолкнуть учителя к этому? Задачу призвана решить национальная система учительского роста.

Кроме оценки компетенций, в национальную систему учительского роста будут включены механизмы стимулирования повышения квалификации, помогающие учителю устранить пробелы в его профессиональной подготовке. И все это необходимо увязать со стандартами высшего образования по подготовке учителей, стандартами общего образования, и, главное, с профессиональным стандартом педагога. Задача сложная, но ее решение уже началось.

Предоставить молодому человеку возможность получить качественное образование – это еще не значит получить по окончании учебы грамотного и знающего специалиста. Не менее важно заинтересовать ученика в получении знаний и навыков, пораньше направить его стремления на выбор той или иной профессиональной карьеры. И здесь на первый план выходит работа по профориентации молодежи, успех которой невозможен без совместных усилий образования, службы занятости, бизнеса и СМИ.

Проект «150 культур Дона» охватывает сразу три направления: воспитание, образование и культуру. Главная цель – массовое вовлечение детей и молодежи в изучение культур, обычаев и традиций народов, проживающих на территории Ростовской области. В проекте приняли участие 156 школ, представивших 16 национальных культур Дона. Активно подключились и национальные общественные объединения. В текущем учебном году круг участников расширится – уже 250 школ представят 25 национальных культур.

Родители и учителя должны быть одной командой, помогая и поддерживая друг друга! Этот принцип лежит в основе проекта «Воспитан-на-Дону».

В прошедшем учебном году курсы по основам детской психологии и педагогике посетило свыше 100 тысяч родителей. Эта работа продолжится.

Набирает популярность деятельность родительского и детского университетов на базе ДГТУ.

Еще один проект для родителей «А что, если ваш ребенок «особый»?» ориентирован на изучение психолого-педагогических основ обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Личный пример родителей – лучший инструмент воспитания. Взаимному обмену полезными знаниями между детьми и родителями, несомненно, будут способствовать занятия по изучению основ здорового питания.

Еще одним направлением, где должно быть тесное взаимодействие семьи и школы, является трудовое воспитание.

На уроках, посвященных истории Донского края, необходимо довести до каждого обучающегося важные вехи исторического пути, рассказать о людях – их земляках, о малой родине – поселке или станице, чтобы каждый мог гордиться тем, что родился и вырос на Донской земле.


Мария Петрова, фото из архива





22.05.2018
Александр Ищенко: В ЕР необходимо ввести дифференциацию ответственности за проступки
В «Единой России» необходимо ввести дифференциацию ответственности за проступки для членов и сторонников партии. С такой инициативой выступил секретарь Ростовского регионального отделения «Единой России», председатель донского парламента Александр Ищенко, который работал на дискуссионной площадке «Обновление партии» в рамках конференции единороссов «Направление 2026» в Москве 21 мая.

22.05.2018
Александр Ищенко: «Совет руководителей фракций «ЕДИНОЙ РОССИИ» будет продвигать успешные практики, рожденные в регионах»
21 мая в Москве проходит конференция партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», посвященная реализации Послания и майского указа Президента Российской Федерации. В пленарном заседании конференции принял участие председатель партии, Глава Правительства РФ Дмитрий Медведев.
21.05.2018
Александр Ищенко: «Мы всегда опираемся на творчество Шолохова»
В минувшую субботу в Москве губернатор Ростовской области Василий Голубев и Председатель Законодательного Собрания Ростовской области Александр ИЩЕНКО (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») приняли участие в торжественных мероприятиях, посвященных предстоящей 113-й годовщине со дня рождения классика российской и мировой литературы Михаила Александровича Шолохова.
21.05.2018
Донские депутаты поздравили новочеркасцев с Днем города
19 мая столица донского казачества - город Новочеркасск отпраздновал свой 213-й день рождения. В торжествах по этому случаю приняли участие депутаты Законодательного Собрания Ростовской области, члены фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Сергей ПОДУСТ и Любовь АКУЛОВИЧ, руководители администрации и городской Думы Новочеркасска, представители общественных организаций.
18.05.2018
Екатерина Стенякина: «Ростовская область – территория предприимчивых людей»
18–19 мая в Донской государственной публичной библиотеке проходит Фестиваль молодежного предпринимательства Ростовской области.
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2017
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс