Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

Готовиться к ЕГЭ должны не только выпускники, но и их родители

Тема ЕГЭ по-прежнему остается актуальной и для выпускников школ, и для их родителей. Заветная мечта каждого ученика 11 класса – сдать главный экзамен школьной жизни на высокие баллы. О том, как этого добиться, рассказывает директор Ростовского областного центра обработки информации в сфере образования Галина Снежко

– Галина Евгеньевна, подготовка к ЕГЭ следующего года уже началась? Что необходимо сделать в течение учебного года, чтобы к моменту сдачи подойти во всеоружии?

– Успешность сдачи ЕГЭ выпускниками средней школы зависит не только от степени владения учебным материалом, но и от умения не растеряться в стрессовой ситуации, грамотно распределить время, выбрать подходящий для себя ритм и алгоритм поведения на экзамене. Поэтому, помимо предметной подготовки, должно быть четкое понимание того, что можно делать на разных этапах экзамена. Для этого Рособрнадзор публикует подробные брошюры (они размещены на сайте нашего Центра), которые мы рекомендуем изучить не только выпускникам, но и их родителям. Как показывает практика, большинство родителей недостаточно осведомлены об особенностях ЕГЭ, а их поддержка и понимание очень помогают выпускникам чувствовать себя уверенно и комфортно на экзамене и практически исключают возникновение конфликтных ситуаций. В связи с этим хотелось бы порекомендовать родителям уделять внимание информированности не только о степени подготовленности своего ребенка по учебным предметам, но и о правилах и порядке проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) в форме ЕГЭ.

Определиться с выбором предметов необходимо как можно раньше, чтобы подготовка была планомерной, но не позднее 1 февраля 2018 года. Желательно, чтобы выбор был не только осознанным, но и реальным, чтобы выпускник точно преодолел минимальный порог по выбранным предметам. Уровень подготовленности можно узнать, пройдя независимое тестирование, в Ростовской области достаточно предложений в этой сфере, в частности, наш Центр по поручению Министерства общего и профессионального образования Ростовской области проводит репетиционное тестирование по всем учебным предметам, которое предоставляет тестируемым возможности не только оценить уровень своей подготовленности к ЕГЭ по учебному предмету, но и оценить степень овладения навыками работы с КИМами, бланками (полными аналогами) ЕГЭ, получить объективные результаты выполнения своей работы (задания с развернутым ответом проверяют эксперты областных предметных комиссий) и, как следствие, избежать возможных ошибок на этапе прохождения ГИА.

– Меняется ли количество школ, в которых сдают ЕГЭ? Какие требования должны быть выполнены, чтобы учебное заведение могло принять выпускников?

– ЕГЭ проводится в специально оборудованных пунктах проведения экзамена (ППЭ), которые размещаются в школах. Для обеспечения безопасности участников и исключения возможных нарушений ППЭ оборудуются металлодетекторами и системами видеонаблюдения, устанавливаются системы подавления сигналов мобильной связи. Почти во всех аудиториях видеотрансляция во время экзамена ведется в режиме онлайн.

Базовые школы определены, ежегодно проводится оптимизация их сети. На территории Ростовской области в 2017 году было подготовлено 136 ППЭ, из них 13 резервных, в прошлом году было подготовлено 133 ППЭ, в том числе 12 резервных. При подготовке к кампании ЕГЭ-2017 была проведена большая работа по оснащению ППЭ оборудованием, были привлечены средства из регионального и федерального бюджетов, ситуация находилась под личным контролем министра общего и профессионального образования Ростовской области Ларисы Валентиновны Балиной, в итоге в этом году во всех ППЭ были реализованы технологии печати КИМ в аудиториях ППЭ и перевода бланков ЕГЭ в электронный вид (сканирования) по окончании экзамена в ППЭ.

– Сколько выпускников остались недовольными результатами ЕГЭ? Многие ли из них решились отстаивать свое мнение в апелляционной комиссии? И сколько ребят смогли улучшить свои результаты?

– Доля таких выпускников очень мала, чуть более одного процента всех участников. Ежегодно наблюдается устойчивая тенденция к уменьшению количества как поданных, так и удовлетворенных апелляций. Доля удовлетворенных апелляций составляет от 10 до 15 процентов от количества поданных апелляций в зависимости от предмета, но надо понимать, что в ходе апелляции комиссия может как повысить, так и понизить баллы. Участники могут на специализированном портале посмотреть свою работу, сравнить ее с критериями оценки, посоветоваться с учителем или репетитором, лучше сразу с несколькими специалистами, которые могут понять, за что именно были сняты баллы и имеет ли участник шансы доказать, что это ошибка проверяющего.

– Насколько было востребовано мобильное приложение «ЕГЭ в РО»? В чем его привлекательность для пользователя?

Мобильное приложение «ЕГЭ в РО» позволяет получать самую актуальную информацию о процедурах ГИА, проходящих в регионе, новостях государственной итоговой аттестации, расписании экзаменов в 9 и 11 классах, сроках подачи апелляций и всю контактную информацию, которая может понадобиться участнику ГИА. Привлекательность его заключается в том, что в нем собрана информация, которая находится в достоверных источниках, и пользователю нет необходимости искать ее на многочисленных сайтах.

– Сегодня много говорят о создании комфортной и доступной среды. Тенденция такова, что дети с ограниченными возможностями приходят в школы и сдают экзамены на общих основаниях. Являются ли наши образовательные учреждения территорией, доступной для маломобильных групп?

– При подготовке пунктов проведения экзаменов обязательно учитываются интересы участников ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При организации и проведении ГИА для указанных лиц ведется учет особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья выпускников. В ППЭ организована доступная среда, временный коллектив осведомлен о категории участников с ОВЗ, которые распределены в данный ППЭ. В случае необходимости ППЭ организуются в том числе на дому или в лечебных учреждениях, как неоднократно было у нас в регионе.

– Как вам кажется, всегда ли за высокими баллами ЕГЭ стоит стремление к знаниям и высокий уровень подготовки? Бывает так, что стобалльники становятся обычными студентами, не проявляя особенных способностей во время учебы в вузе?

– Несомненно! Как правило, участники, получившие максимальный балл на ЕГЭ, показывают стабильно высокие учебные достижения, являются победителями или призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, участниками различных тематических, научных конкурсов по профилю сдаваемого учебного предмета. В 2017 году в Ростовской области 73 участника ЕГЭ показали высшие результаты (100 баллов), из них три выпускника набрали максимальное количество баллов сразу по двум учебным предметам, а один – по трем учебным предметам, кстати, в этом году по России было зафиксировано рекордное число выпускников, которые получили 300 баллов на ЕГЭ сразу по трем предметам. Стобалльников стало больше как по России – в прошлом году максимальный балл ЕГЭ набрали 4608 выпускников по всей России, в этом – уже 5009,так и по Ростовской области: в прошлом году таких участников было меньше – 57 человек.

По второму вопросу мы статистику не ведем, но замечу, что обучение и общение в вузе сильно отличается от школьного. Если в школе двойка, недопуск к итоговой аттестации или ЕГЭ ниже минимального балла – это серьезное происшествие, то в вузе отчисление – обычное дело. Для того, чтобы стать успешным студентом, необходимо проделать большую работу, адаптироваться к другому уровню сложности и темпов подачи материала, быстро овладевать новыми навыками и привыкать к большому объему самостоятельной работы и т.д. Поэтому это сложный период для всех первокурсников

– Многие родители теряются в понятиях, когда речь заходит о ЕГЭ. Посоветуйте, как быть, в частности, с математикой: сдавать и базовый уровень, и профиль? Как подстраховаться, чтобы в любом случае получить аттестат?

– Условием для выдачи аттестата о среднем общем образовании является успешная сдача ЕГЭ по обязательным учебным предметам – русскому языку и математике базового или профильного уровня.

Давайте рассмотрим возможные варианты. Выбор обоих уровней математики: для тех, кто готов к сдаче «профиля», сдать базовую математику не составит труда; для тех, кто беспокоится за «профиль», «база» даст гарантию получения аттестата и возможность поступить в этом году если не в вуз, то в учреждение среднего профессионального образования. Если вы точно ориентированы на гуманитарный профиль и уверены, что математика не нужна для вступительных испытаний (ее нет в перечне ЕГЭ на направление подготовки), достаточно сдать только «базу». Если ситуация для вас спорная и подавать документы вы будете и на направления подготовки, где есть ЕГЭ по математике, то сдавать лучше и базовую, и профильную математику. Если ваш выбор – технические, физико-математические специальности, то сдавать нужно только профильную математику. В любом случае надо четко понимать следующее, о чем сообщает Рособрнадзор:

Если обучающийся выбрал для сдачи оба уровня ЕГЭ по математике и получил неудовлетворительный результат по одному из выбранных уровней, то он не допускается к повторной сдаче ЕГЭ по учебному предмету «Математика» в текущем году, так как имеет удовлетворительный результат по данному предмету.

Если обучающийся выбрал для сдачи оба уровня ЕГЭ по математике и получил неудовлетворительные результаты по обоим уровням, он имеет право пересдать ЕГЭ по математике один раз, самостоятельно выбрав математику базового уровня или математику профильного уровня. Если же обучающийся выбрал для сдачи только один уровень ЕГЭ по математике и получил неудовлетворительный результат, он также имеет право пересдать данный предмет, самостоятельно выбрав при этом математику базового уровня или математику профильного уровня.

– Подскажите, есть ли универсальный способ подготовки к ЕГЭ? Чему отдать предпочтение: репетиторство, самостоятельная подготовка, онлайн-подготовка?

– Универсального способа нет, необходимо учитывать индивидуальные особенности выпускника, а в любой форме подготовки есть как свои преимущества, так и недостатки. Могу подсказать, на что нужно ориентироваться при подготовке к единому государственному экзамену. В первую очередь, это демоверсии и спецификации контрольно-измерительных материалов для проведения в 2018 году ЕГЭ по всем учебным предметам, размещенные на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). На этом же сайте доступен для всех желающих открытый банк заданий ЕГЭ, в котором собраны экзаменационные задания прошлых лет и задания, похожие на те, которые могут быть на реальном экзамене. Задания, размещенные на ресурсе, расположены по типам, разделам, могут использоваться как при проведении школьных уроков, так и при самостоятельной подготовке к ЕГЭ. Родители могут контролировать подготовку ребенка, предложив решить задания из разных тем. Главное – это мотивация выпускника. Если есть четко поставленная цель, то успех будет.


Ирина Астапенко,

фото из архива





Круглый стол «Национальная система учительского роста: проблемы и пути решения». Смотреть на YouTube
21.11.2017
ОНФ и Минприроды представили экологический рейтинг российских городов: Набережные челны и Казань стали лучшими
Эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) совместно с Минприроды России подготовили «Экологический рейтинг российских городов – 2017» на основе данных, представленных органами власти крупных муниципальных образований всех регионов страны.
21.11.2017
Василий Голубев: «Ростовская область – это мы»
Профессионализм и компетентность – вот основные качества, которые необходимы организаторам выборов всех уровней в ходе предстоящей федеральной кампании по выборам Президента России.
21.11.2017
Андрей Харченко: «Для нас основная задача – сбалансированность, устойчивость, легитимность и прозрачность бюджета»
20 ноября состоялось заседание комитета Законодательного Собрания Ростовской области по бюджету, налогам и собственности (председатель комитета – первый заместитель Председателя Донского парламента Андрей ХАРЧЕНКО, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»).
21.11.2017
Донские парламентарии ознакомились с особенностями блокчейна и криптовалют
Механизм функционирования блокчейна и обращение криптовалют 17 ноября стали предметом обсуждения на совместном заседании трех комитетов Донского парламента по инициативе комитета по законодательству.
20.11.2017
Семь тысяч организаторов выборов собрались на областную конференцию
Председатель Центральной избирательной комиссии РФ Элла Памфилова и заместитель Председателя ЦИК России Николай Булаев приняли участие в областной конференции организаторов выборов, которая прошла сегодня в Ростове-на-Дону. Они вышли на связь в онлайн режиме.
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2017
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс