Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО СТАТЬ НОРМОЙ ЖИЗНИ

Самое ценное, что есть у человека, – это жизнь, а самое ценное в жизни–здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически необходимо. Уровень здоровья подрастающего поколения необходимо рассматривать как один из главных, приоритетных показателей развития современного общества. В Неклиновском районе эти постулаты давно являются не красивыми словами, а реальностью, которая кардинально меняет и мышление, и жизнь.

В Неклиновском районе система образования представлена следующими организациями: Управление образования администрации Неклиновского района, 32 общеобразовательных организации (школы), 34 дошкольные образовательные организации (детские сады), 3 учреждения дополнительного образования: МБОУ ДО Центр внешкольной работы, МБОУ ДО Станция юных техников, МБОУ ДО Детско-юношеская спортивная школа, а также не образовательные организации: МБУ Ресурсный информационный центр Неклиновского района и МБУ Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Неклиновского района.

– В свое время мы поставили перед собой задачу обеспечить в учебных учреждениях равные образовательные возможности для всех категорий учеников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, – рассказал начальник Управления отдела образования Неклиновского района Владимир Михайлович Пегушин. – На сегодняшний день все здания учреждений системы образования района обеспечены безбарьерной архитектурной средой для маломобильных категорий населения – пандусы, расширенные дверные проемы, оборудованы, либо находятся в очереди на переоборудование санитарно-гигиенические помещения для лиц с инвалидностью. Шесть образовательных организаций используют специальное оборудование для организации обучения учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха. Наша особая гордость – многофункциональный спортивный комплекс села Покровское, который полностью оборудован практически для любых категорий лиц с инвалидностью, в том числе, для инвалидов по зрению. В 15 общеобразовательных организациях используются диагностические аппараты «АРМИС», предназначенные для контроля физиологических параметров и доврачебного обследования основных систем организма человека и автоматической оценки состояния ребенка с учетом региональных половозрастных норм. 5 детей с инвалидностью, нуждающиеся в обучении на дому, обеспечены оборудованием и с согласия родителей обучаются дистанционно на базе ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат № 28».

В рамках реализации инклюзивного образования в общеобразовательных организациях Неклиновского района дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети с инвалидностью обучаются совместно с нормально развивающимися сверстниками. Реализации инклюзивного образования во многом поспособствовала программа «Доступная среда», принятая на федеральном, областном и местном уровнях. В соответствии с данной программой, используя финансирование всех трех уровней, в период с 2014 по 2016гг. включительно системой образования района освоено 7757700 (семь миллионов семьсот пятьдесят семь тысяч семьсот) рублей на капитальный ремонт зданий и закупку оборудования для организации образовательной среды детям с инвалидностью и детям с ОВЗ. Успешной реализации программы инклюзивного образования во всех общеобразовательных организациях района помогают штатные педагоги-психологи, социальные педагоги и школьные уполномоченные по правам ребенка. Также педагоги-психологи работают в 5 дошкольных организациях и одной организации дополнительного образования (МБОУ ДО ЦВР). В 21 образовательной организации с особыми детьми занимаются штатные учителя-логопеды.

– Владимир Михайлович, дети с какими заболеваниями могут сегодня посещать обычную школу?

– Прежде всего, стоит отметить, что вопрос возможности обучения детей с особенностями развития решается на нескольких уровнях. С одной стороны, соответствующее заключение должны дать медики. Ведь с приходом в школу кардинально меняется распорядок и уклад привычной жизни. Во-вторых, к такому решению должна быть готова семья, потому что потребуются значительные дополнительные усилия, чтобы выполнять домашние задания, привозить ребенка, увозить, принимать участие в внеурочных мероприятиях. На сегодняшний день в наших школах обучаются дети с ОВЗ: задержкой психического развития, с легкой умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра; а также дети – инвалиды: с нарушением зрения, с нарушением слуха, с нарушением опорно-двигательного аппарата. Каждая группа детей требует особого внимания со стороны педагогов. Все наши учителя, которые работают с особенными детьми, прошли переобучение, постоянно повышают свою профессиональную квалификацию, они умеют находить подход к таким деткам, чувствуют их настроение, меняют, если требуется, вид учебной деятельности, прилагают максимум усилий к тому, чтобы удерживать внимание ребенка и сделать обучающий процесс максимально эффективным.

– Как выглядит психолого-педагогическое сопровождение ребенка ОВЗ в инклюзивном пространстве образовательной организации?

– Разработан адаптированный механизм в виде определенной технологической схемы, в которую входит проведение первичного обследования ребенка на районной ПМПК, определение образовательного маршрута и условий его реализации непосредственно в образовательном учреждении. Следующий шаг – адаптация ребенка в образовательной организации, оценка особенностей его адаптации консилиумом образовательного учреждения и уточнение образовательного маршрута и условий его реализации в соответствии с особенностями данного образовательного учреждения. Также необходимо выполнение рекомендаций районной ПМПК, уточненные консилиумом образовательной организации по структуре, характеру и особенностям образования ребенка, и его психолого- педагогическому сопровождению в условиях данной образовательной организации. Также происходит оценка реализации образовательного маршрута специалистами консилиума образовательной организации и проведение динамического обследования ребенка на районной ПМПК по запросу специалистов консилиума образовательной организации.

Система взаимодействия и поддержки образовательной организации со стороны районной психолого-медико-педагогической комиссией, являющейся структурным подразделением Муниципального бюджетного учреждения Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Неклиновского района, учреждений дополнительного образования, специальных (коррекционных) школ Ростовской области, органов социальной защиты, организаций здравоохранения, общественных организаций позволяет обеспечить для ребенка адекватный при его особенностях развития образовательный маршрут.

Методическое сопровождение инклюзивного образования выполняет МБУ Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Неклиновского района, структурным подразделением которого является психолого-медико-педагогическая комиссия Неклиновского района (ПМПК). В штате центра – педагоги-психологи, социальный педагог, учитель-дефектолог, учителя-логопеды, методисты.

– Для различных категорий детей с ОВЗ в зависимости от их особенностей формируется специальный учебный план. Какие его отличительные особенности?

– Естественно, что дети с задержкой умственного развития не могут освоить в полном объеме учебный план, например, по физике или математике. Но зато эти ребята больше времени занимаются трудовым обучением. Согласно учебному плану количество часов, отведенных на трудовое обучение, превышает количество аналогичных часов в общеобразовательной программе массовой школы. Наряду с этим не предполагается изучение детьми с нарушением интеллекта физики, химии, иностранного языка. Необходимое количество часов на трудовое обучение может быть восполнено за счет этих предметов. Для этого в расписании одной параллели уроки химии, физики, иностранного языка планируются одновременно. Во время их проведения дети с ОВЗ посещают уроки трудового обучения. Таким образом, при создании индивидуально-ориентированных условий реализации образовательного процесса для конкретного ребенка с какими-либо ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями должна «проявляться» спецификация образовательных условий, которая каждый раз будет модифицирована, индивидуализирована в соответствии с возможностями и особенностями данного ребенка.

– А что включает в себя организационное обеспечение?

– Прежде всего – создание нормативно-правовой базы инклюзивного образования в образовательной организации, организации сетевого взаимодействия с внешними организациями, организация различных форм обучения в образовательной организации, организация питания и медицинского обслуживания, необходимого для поддержки ребенка с ОВЗ в образовательном процессе, финансовое обеспечение, информационное обеспечение, материально-техническое обеспечение.

Основным нормативным документом является договор с родителями, в котором фиксированы как права, так и обязанности всех субъектов инклюзивного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в том числе новыми, возникающими в процессе образования. Приказом управления образования утверждено положение об инклюзивном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и форма договора с родителями детей с ОВЗ.

– Владимир Михайлович, какие модели инклюзивного образования используются в школах Неклиновского района?

– В наших образовательных учреждениях применяются три модели инклюзивного образования. Суть первой модели состоит в том, что класс инклюзивного обучения создаётся при организации совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений. Наполняемость класса инклюзивного обучения составляет не более 25 человек, количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не должно превышать 3-х человек. Вторая модель – это специальный коррекционный класс открывается при наличии 9 – 12 детей с ограниченными возможностями здоровья одной нозологической группы на одной параллели. Третья модель представляет собой организацию обучения на дому по индивидуальному учебному плану. Реализация надомного обучения осуществляется при наличии справки врачебной комиссии медицинского учреждения и заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

– Реализация такого сложного проекта как инклюзивное образование вряд ли возможна без существенной поддержки со стороны власти...

– Конечно, реализация инклюзивного образования на территории Неклиновского района не могла начаться без административно-финансовой поддержки. Огромную роль в этом сыграли депутат Государственной Думы Кобзев Юрий Викторович, депутаты Законодательного Собрания Ростовской области Гребенюк Владимир Дмитриевич, Джиоев Асланбек Александрович, глава Неклиновского района Соболевский Анатолий Андреевич, глава администрации Неклиновского района Даниленко Василий Федорович. Мы очень благодарны всем, кто нам помогал. Уверен, что сегодня сделан только первый шаг в продвижении новой модели образования, которая выполняет важную социальную функцию. Ведь в рамках инклюзивного образования происходит не только процесс обучения, но и значительной социальной адаптации особенных детей. Не менее значимо и то, что в него вовлечены обычные дети, которые, общаясь с особенными сверстниками, учатся пониманию, терпению, толерантности, становятся более чуткими, готовыми прийти на помощь тому, кто в этом нуждается. Инклюзивное образование должно получить дальнейшее развитие, такая форма обучения имеет все шансы стать повсеместной.

ШКОЛА НОВОГО ТИПА

Ярким примером доступной среды и инклюзивного образования стала средняя школа № 2 в селе Покровском Неклиновского района. В 2000 году педагогическим коллективом учителей был разработан проект «Здоровая Школа», активно стали применяться здоровьесберегающие технологии, а в 2012 году школа стала пилотной площадкой в Ростовской области по здоровьесбережению.

– Мы сознательно пошли на реализацию проекта по инклюзивному образованию, – говорит директор школы № 2 Александр Александрович Холодов, – потому что в обществе существовал реальный запрос на расширение границ доступного образования. Нас поддержала на местном уровне администрация Неклиновского района, методическую помощь оказывали и на областном уровне. Инклюзивное образование неразрывно связано с необходимостью создания условий для детей с ограниченными возможностями. В этом нам очень помогло участие в проекте «Доступная среда», благодаря чему школа поэтапно получила 2,1 млн рублей.

Сегодня в школе № 2 создана безбарьерная архитектурная среда. Построен пандус, въезд на территорию школы соответствует требованиям и нормам, для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по школьной территории предусмотрено ровное, нескользкое асфальтированное покрытие. Обеспечена доступность входных путей и путей перемещения внутри помещения (расширение дверных проемов, демонтаж дверных порогов), оборудованы санитарно-гигиенические помещения (просторные туалетные кабинки с поручнями). Также в школе имеются специальные места в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья, предусмотрено освещение рабочего места с учетом нозологической формы заболевания, рабочие столы имеют необходимую высоту, учитывая потребность детей. Организована транспортная доставка обучающихся с психическими нарушениями к школе.

Для обеспечения качественного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья было закуплено необходимое техническое оборудование: мультимедийные средства, оргтехника, слайд-проекторы, интерактивные доски. Оборудован мобильный класс для занятий с детьми-инвалидами, оснащенный техникой (видеоконференцсвязи) для осуществления дистанционного обучения в школе и на дому.

– Александр Александрович, а сколько особенных детей учатся в вашей школе?

– В школе из 460 учащихся обучаются 39 детей с ограниченными возможностями здоровья: 17 детей-инвалидов, 22 ребенка с задержкой психического развития, 10 детей с нарушениями интеллекта (умственная отсталость), причем 3 ребенка являются и инвалидами, и детьми с задержкой психического развития, 7 детей являются и инвалидами, и детьми с нарушением интеллекта (умственная отсталость).

– Ребята с серьезными заболеваниями должны иметь возможность не только учиться, но и восстанавливать силы...

– Да, ученикам с ограниченными возможностями необходимо иметь возможность выплеснуть эмоции и получить разрядку. Для этого у нас оборудована сенсорная комната. Звездное небо, приятная музыка, беседа с психологом – все это помогает ребятам восстановить силы. Сенсорная комната также является отличным средством для адаптации детей в образовательном пространстве, развития моторных, коммуникативных функций, коррекции проблем поведения и взаимодействия с окружающими. Это – эффективная возможность для быстрого снятия эмоционального перенапряжения, усталости, утомления. Наличие такой комнаты приобретает особое значение в условиях инклюзивной школы – позволяет выстраивать различные варианты работы для детей с особыми образовательными потребностями.

– В данном случае важен и медицинский аспект...

– Медицинское сопровождение и создание условий для здоровьесбережения при получении образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов: наличие медпункта в школе, а также широкое использование диагностического аппарата «АРМИС», предназначенного для контроля физиологических параметров и доврачебного обследования основных систем организма человека и автоматической оценки состояния ребенка с учетом региональных половозрастных норм.

– Александр Александрович, инклюзивное образование – это совместная большая работа и учителей, и узких специалистов, и родителей. Мамам и папам тоже приходится в процессе обучения ребенка осваивать новые знания и умения?

– Конечно, только вместе определив стратегию и тактику мы сможем добиваться успехов. В школе ведется большая консультативная работа семей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагающая консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, консультирование психологом педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с ограниченными возможностями здоровья профессии. Организована «Родительская гостиная», где родители могут получить консультации по вопросам психолого-педагогического сопровождения ребенка, посетить занятия специалистов по интересующим темам воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

– Инклюзивное образование требует от педагогов не только профессиональных, но и душевных сил...

– Я благодарен каждому педагогу, который работает в нашей школе. Важным условием обеспечения удовлетворения специальных потребностей детей является наличие специалистов в штатном расписании школы: учителя-предметники, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, социальный педагог, логопед. В школе работает квалифицированный педагогический коллектив. Все педагогические работники прошли обучение по программам «Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях», «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях». И сегодня прекрасно справляются со своими обязанностями.

СПОРТ ОБЪЕДИНЯЕТ

В образовательный процесс особых детей в школах Неклиновского района активно включается спортивная составляющая. Материально-техническая спортивная база позволяет сделать этот процесс целенаправленным и планомерным.

– Как и в любой спортивной школе, наш зал открыт для любителей спорта, – рассказывает директор МБОУ ДО ДЮСШ Неклиновского района Владимир Алексеевич Скляров. – У нас работают спортивные группы по легкой атлетике, метанию мяча и многие другие. Дети принимают участие в соревнованиях, завоевывают призовые места. Вместе с тем огромное внимание мы уделяем детям с особенностями развития. Для них каждая новая положительная эмоция – настоящий праздник. И мы в спортивном комплексе создали все условия для таких детей. Установлены широкие двери, оборудованы санитарно-гигиенические комнаты. Ребенок на коляске старшего возраста может свободно попасть в спортзал даже без сопровождения взрослого – он не встретит на своем пути никаких барьеров. Уже второй год каждую неделю дети с особенностями развития становятся желанными гостями в спортзале. С ребятишками, в том числе и колясочниками, занимаются специально обученные педагоги, которые знают, как максимально эффективно использовать отведенное время. Щадящие физические нагрузки, игры с мячом благотворно влияют на самочувствие детей. Кроме этого, у ребят появляется прекрасная возможность общаться, социально адаптироваться, знакомиться, заводить новых друзей.

Помимо этого, дети с особенностями развития всегда приглашаются в качестве гостей и болельщиков на все спортивные праздники. Один из самых масштабных проводится к 9 мая. Не менее любимые спортивные праздники – соревнования «Наша дружная семья» и спартакиада по легкой атлетике для семей с детьми с инвалидностью.

Система образования Неклиновского района наглядно демонстрирует, как важно вовремя отзываться на запросы общества, воспитывать в подрастающем поколении толерантность и стремление к лучшему. Педагоги Неклиновского района готовы делиться накопленным опытом с коллегами и распространять его на всю Ростовскую область.


Ирина Астапенко,

фото предоставлены администрацией района





16.11.2018
Депутатам донского парламента представили прогноз социально-экономического развития Ростовской области на 2019-2024 годы
На заседании комитета Законодательного Собрания Ростовской области по экономической политике, промышленности, предпринимательству, инвестициям и внешнеэкономическим связям депутаты рассмотрели прогноз социально-экономического развития Ростовской области на 2019-2024 годы
16.11.2018
Областной бюджет 2019–2021 поддержит субсидиями агропромышленный комплекс Ростовской области
Комитет донского парламента по аграрной политике рекомендовал Законодательному Собранию для рассмотрения и принятия в первом чтении проекта областного закона «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов»
16.11.2018
Проект областного бюджета на ближайшую трехлетку обсудили с общественностью
В Законодательном Собрании состоялись публичные слушания проекта областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
16.11.2018
Василий Голубев: «Старт Году народного творчества будет дан в январе 2019-го»
Такое решение губернатор Василий Голубев озвучил в Новошахтинске сегодня, 15 ноября, в ходе выездного совещания, посвященного подготовке и проведению в Ростовской области Года народного творчества.
15.11.2018
В Ростове пройдет торжественное собрание в честь Дня работника донского АПК
16 ноября в Ростовском музыкальном театре состоится торжественное собрание, посвященное Дню работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Дона
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2018
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс