Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

Инна Шевченко: Здесь вы можете сконструировать будущее и заглянуть из будущего в сегодняшний день!

Такими словами 21 сентября временно исполняющий обязанности ректора ЮФУ Инна Шевченко открыла на стадионе «Ростов-Арена» традиционный X Фестиваль науки юга России. Праздник науки собрал под одной крышей представителей всех видных университетов и институтов Южного федерального округа, власти, участников бизнес-сообщества, а также подростков – выпускников школ, иностранных абитуриентов и гостей из дальнего зарубежья – Южной Кореи, Польши, Парагвая.

Амбициозную задачу перед будущими учеными поставил в своей приветственной речи депутат Государственной Думы России Алексей Кобилев:

– Нам необходимо создать 15 научно-образовательных центров в России, один из которых будет создан в Ростове-на-Дону, чтобы наша страна смогла войти в пятерку стран с лучшими показателями научно-технического развития.

Как отметил заместитель министра общего и профессионального образования РО Андрей Фатеев, для достижения данной цели в Донском регионе делается все возможное: создаются опорные школы РАН, которые готовят учеников, способных не только отвечать на большие вызовы в современной науке, но и решать будущие исследовательские задачи.

На выставочных площадках выпускники школ могли познакомиться с современными достижениями научной деятельности высших учебных заведений юга России, узнать реальные кадровые потребности предприятий-работодателей и попробовать себя в роли ученых, изучив повадки осетра в открытом аквариуме, проделав химические опыты в мобильных лабораториях или управляя роботом-помощником.

Самая крупная и красочная программа была представлена Южным федеральным университетом, он же стал ВУЗом-организатором мероприятия.

Пространство подтрибунных помещений было разбито на отдельные залы, где кипели дискуссии состоявшихся членов научного сообщества. В зале имени Ю. Жданова прошло заседание Общественного совета федерального проекта «Новая школа», центральной темой которого стало обсуждение проекта «Стратегия развития образования в Российской Федерации до 2030 года».

«Стратегия развития образования в Российской Федерации до 2030 года» – это программный документ, призванный определить основные цели, задачи и направления развития российского образования на предстоящие 10 лет.

Важность принятия данного законопроекта пояснила зампред Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ Лариса Тутова:

– На сегодняшний день каждый регион имеет свое видение траектории развития образования в форме либо концепции, либо стратегического планирования. Все эксперты пришли к выводу, что от того, насколько хорошо вся российская система образования и науки сможет адаптироваться к новым реалиям, будет зависеть конкурентоспособность нашей страны на международной арене. Дети, которые пошли в этом году в школу, еще не догадываются, что благополучие нашего будущего, стабильность и процветание мира будет зависеть, в первую очередь, от них. Наша задача как учителей, как родителей, как неравнодушных лиц – подготовить их к этой ответственности, дать необходимые знания и компетенции. Выпускникам 2030 года предстоит осваивать профессии, которых пока не существует, технологии, которые еще не изобретены, решать проблемы, которые невозможно предугадать.

В обсуждении проекта закона участвовали научные сотрудники Академии психологии и педагогики ЮФУ, Таганрогского педагогического института, представители Государственной Думы, областного министерства образования и Управления образования Ростова-на-Дону, руководители Волгодонского педагогического колледжа, опорных школ РАН и дошкольных учреждений. Такой расширенный состав участников позволил обменяться мнениями по вопросам развития российского образования законодателям, исполнительной власти и непосредственным участникам всех уровней образовательного процесса.

Дискуссия о «Стратегии развития образования до 2030 года» началась 9 августа в РАНХиГС в рамках стратегической сессии, собранной по инициативе Министерства просвещения России. В настоящее время проект обсуждается в регионах.

С основными положениями разрабатываемого закона участников заседания познакомил директор Академии психологии и педагогики Южного федерального университета Владимир Кирик. Построение стратегии начинается с анализа рисков, в числе которых – слабая подготовка обучающихся к жизни в информационном обществе, сложность прогнозирования новых специальностей, неспособность педагогов стимулировать обучающихся к самообразованию и как следствие – потеря человеческого капитала, отсутствие кадрового потенциала для технологического прорыва, снижение шансов граждан России на жизненный успех, низкий уровень жизни населения.

Исходя из сформулированных рисков определены задачи, решение которых предстоит в ближайшее время системе российского образования: подготовка обучающихся к жизни в быстро изменяющемся мире; развитие адаптивных качеств личности; изменение структур и форм образования, соотношения формального и неформального образования детей, молодежи и взрослых; формирование у подрастающего поколения глобального стратегического мышления, готовности к самостоятельному принятию решений. Особое место в развитии детей и молодежи должна занять система дополнительного образования. Уже сейчас она существенно модернизируется и видоизменяется: появились школа «Сириус», региональные кванториумы, IT-кубы, которые расширяют возможности индивидуализации обучения. Однако до сих пор нет системы сведения воедино данных обо всех образовательных компетенциях обучающихся, что способствовало бы ранней профессиональной ориентации, личностному инвестированию в каждого ребенка, переходу к персонализированному образованию в России, формированию индивидуальных цифровых образовательных профилей, в которых траектория образования сама подсказывает школьникам, какие учебные курсы им необходимо пройти в зависимости от их навыков и интересов.

– Обеспечение комфортной и безопасной среды в образовательных учреждениях – еще одна важная задача «Стратегии развития образования до 2030 года». Мы можем наблюдать воочию, как реализуется данная задача на территории Ростовской области: создаются новые школы – Суворовская школа, школа № 15 имени Юрия Андреевича Жданова, новая школа в Красном Аксае, – пояснил Владимир Кирик.

Существенное внимание Стратегия уделяет дошкольному образованию, связке дошкольного и школьного образования, определяя приоритетом постановку исследовательского мышления с самого раннего возраста детей. Это еще не индивидуальный исследовательский трек ученика, но уже целенаправленная подготовка к индивидуальным школьным исследованиям – то, что сделает возможным исследовательский трек.

Отдельным приоритетом в проекте прописано развитие системы среднего профессионального образования (СПО), внедрение в него стандартов world skills, практикоориентированности и интернационализации. Результаты модернизации системы СПО должны сделать ее столь же конкурентоспособной в глобальном плане, сколь и российское высшее образование.

Нарастающая демографическая волна начала 2000-х годов вскрыла еще одну проблему образовательной системы – нехватку дошкольных и школьных учреждений. Для ее решения требуются строительство новых и модернизация существующих детских садов и школ, а также подготовка специалистов для работы с детьми в создающихся учебных заведениях.

В рамках обозначенных задач составлен план приоритетного развития российского образования, который включает в себя такие меры, как повышение качества общего образования и обеспечение его всеобщей доступности, воспитание и социализация личности как ключевой приоритет, развитие ресурсов здоровья и личностного развития молодежи, в целом повышение конкурентоспособности образовательной системы РФ.

В настоящее время по уровню образования в начальных классах Россия находится в пятерке мировых лидеров, однако к средней и старшей школе ее уровень падает до середины списка рейтинга. Однозначного ответа о причинах такого падения основных показателей российского образования к средней школе до сих пор нет. Его поиск и преодоление негативных факторов, влияющих на падение уровня школьного образования, также стали одним из краеугольных камней Стратегии развития, который отметили участники Общественного совета.

В итоге заседания эксперты пришли к выводу, что обсуждаемый документ представляет собой взгляд с позиции будущего на российскую образовательную систему, однако содержит ряд недостатков, в частности – в преамбуле законопроекта прописан принцип непрерывного образования, преемственность разных ступеней обучения, однако не раскрыты возможности использования портфолио достижений обучающихся дошкольного, школьного уровня в институте, что позволило бы индивидуализировать процесс обучения в высшей школе и переориентировать систему целевого набора учащихся в ВУЗы, исходя из личностных навыков выпускника и потребностей конкретных предприятий. В документе декларируется тематика профессий будущего, но не определены целевые индикаторы и непосредственные задачи для работы с ними, не прописан механизм профориентации школьников с учетом возникновения большого числа новых специальностей. Законодатель указывает на необходимость дальнейшей цифровизации образования, однако не определяет варианты новых форм институционализации данного процесса как в образовательной, так и в научной деятельности. Тем самым программный документ, рассчитанный до 2030 года, описывает краткосрочные и среднесрочные возможности развития российского образования, но не работает в полной мере на долгосрочную перспективу.

Все внесенные участниками предложения были учтены в итоговой резолюции, которую депутат Государственной Думы России Лариса Тутова предоставит в парламентский Комитет по образованию для корректировки «Стратегии развития образования в России до 2030 года».

Комментарий заместителя начальники отдела общего образования Ростова-на-Дону Маргариты Распеваловой:

– Если говорить с позиции практика о значении обсуждаемой Стратегии, то стоит отметить, что у нас в стране долгое время не было логически выстроенного направления развития образования. Появившиеся национальные проекты определили только важные векторы развития образовательной среды. При этом они не были столь полными, развернутыми и содержательными, сколь данная Стратегия. И очень важно, что заданное направление развития образования в новом документе сталось тем же, что и в нацпроектах.


Татьяна Загороднюк, фото автора






15.10.2019
В Ростовской области стартует серия открытий новых образовательных пространств в коррекционных школах
Площадки будут оснащены современным оборудованием для детей с ОВЗ в рамках нацпроекта «Образование»
15.10.2019
Ветеринарные инспекторы Ростовской области выписали штрафов на сумму свыше 6 млн. рублей
Донскими ветинспекторами за 9 месяцев составлено 1648 протоколов об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дел назначены наказания в виде штрафа на общую сумму 6412 тыс. рублей.
15.10.2019
Обманутым дольщикам со стажем можно помочь законодательно
Сенатор от Ростовской области сообщила о подготовке пакета поправок в действующее законодательство для дополнительной защиты прав дольщиков. Поправки планируется представить до 11 ноября 2019 г.
15.10.2019
Светлана Пискунова поздравила с 50-летием Таганрогский дом-интернат для престарелых и инвалидов №2
11 октября 2019 года депутат Законодательного Собрания Ростовской области Светлана Пискунова (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») приняла участие в праздничных мероприятиях по случаю 50-летия Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Таганрогский дом-интернат для престарелых и инвалидов №2».
14.10.2019
Изменился формат предоставления СНИЛС
29 сентября 2019 г. вступило в силу постановление правления Пенсионного фонда России (ПФР) об утверждении формы документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс