Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

Казачье образование – это целая наука

В Ростовской области создана уникальная система непрерывного казачьего образования. В настоящее время она включает в себя 595 образовательных организаций со статусом «казачья», численность обучающихся в них превышает 100 тысяч человек.

Более года назад эту сферу стал курировать Петр Николаевич Серов, возглавив Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области. Большую часть своей карьеры он работал в сфере образования, пройдя путь от учителя до замминистра общего и профессионального образования Ростовской области. В этой должности занимался, в числе других, и вопросами образования с казачьей спецификой. Петр Николаевич имеет ученую степень кандидата психологических наук. Сегодня он рассказывает о настоящем и будущем казачьего образования на Дону.

– Петр Николаевич, а что входит в систему образования с казачьей компонентой?

– В нашей системе 274 детских сада, 296 казачьих общеобразовательных учреждений (среди них 4 казачьих кадетских корпуса), а также 17 учреждений дополнительного образования, 8 казачьих техникумов, 2 учреждения высшего профессионального образования. Качество образования здесь достаточно высоко. Об этом говорит тот факт, что в текущем году более 90 процентов выпускников этих заведений поступили в вузы, многие – в столичные. И это притом, что поступали на равных с другими, без каких-либо льгот.

О высоком уровне казачьего кадетского образования на Дону свидетельствуют ежегодные призовые места наших учебных заведений в смотре-конкурсе «Лучший казачий кадетский корпус».

В то же время в 2020 году мы поняли, что без привлечения науки нашим учреждениям очень трудно двигаться вперед. И поэтому было решено заключить соглашения с ведущими вузами региона. По сути это программа действий, дорожная карта. Участником первого соглашения стал Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, расположенный в Новочеркасске. До этого там уже была создана «казачья сотня». В нее вошли студенты, которые получают дополнительное образование. Им по окончании вуза присваивается первый казачий чин – хорунжий.

Вторую дорожную карту мы подписали с Южным федеральным университетом. Те, кто войдут там в казачью сотню (возможно, название там будет иным), в каждом вузе могут поступать по-своему – например, смогут получать специальность военного психолога, сейчас очень востребованную. ЮФУ уже получил лицензию на подготовку таких специалистов, причем вторым после Москвы.

Еще две дорожных карты предусматривают наше сотрудничество с Донским государственным техническим университетом и Ростовским филиалом Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского. Соответствующий вопрос прорабатывается с Ростовским государственным экономическим университетом (РИНХ).

Другие направления – это, прежде всего, подготовка и переподготовка кадров. В текущем году в ЮФУ уже начали эту работу с кадетскими корпусами и техникумами. Для этого задействована, в частности, Академия психологии ЮФУ. Многие наши педагоги в рамках заключенных соглашений уже поступили в магистратуру ЮФУ и других донских вузов. В ЮФУ также провели в режиме онлайн серию конференций, совещаний для педагогов, а также олимпиад для учащихся казачьих заведений.

Мы также первыми в России провели в ЮРГПУ (НПИ) переподготовку окружных атаманов и их помощников. Для этого была разработана 72-часовая программа. Эту практику решили продолжить. На 2022 год в свои планы включаем программу обучения атаманов кадетских корпусов и школ со статусом «казачья». Оно будет проходить на базе НПИ. Программа пока в разработке. Предварительно можно сказать, что она будет включать в себя историю донского и российского казачества, основы психологии и педагогики, социологии.

– А в чем суть непрерывности казачьего образования?

– В нашем регионе создана цепочка учреждений, где в программе образования есть казачья компонента, специфика. Это детский сад – школа – кадетский корпус – техникум или вуз. Кстати, сейчас мы разрабатываем единый план мероприятий, программу казачьего компонента для всех заведений со статусом «казачье». Конечно, в каждом из них есть свои, присущие только им мероприятия. Они сохранятся, но будут при этом как бы нанизываться на этот единый план. Общая линия должна выдерживаться, без этого не получится системной работы.

– Я не раз бывал в кадетских казачьих корпусах. Бросилась в глазах подтянутость ребят, их подчеркнутая вежливость. Никакой расхлябанности. Идешь по коридору – первыми здороваются. Наверное, не ошибусь, если скажу, что особое значение в таких заведениях уделяется воспитанию ребят, дисциплине, порядку.

– Да, это так. Добавлю, что в казачьих школах значительно меньше правонарушений, чем в обычных. И чувство патриотизма у них развито намного выше. А ведь 60 процентов детей в кадетских корпусах пришли из малообеспеченных или многодетных семей, есть сироты. По опыту знаю, что в обычных школах многие из них, мягко говоря, не преуспели бы, учителям с такими очень трудно работать. Но в наших корпусах, с их традициями и строгим распорядком, дисциплиной и в то же время хорошими возможностями себя проявить, развить свои способности, эти ребята достигают многого и в науках, и в плане формирования характера. Не случайно из тех наших выпускников, кто поступил в вузы, 55 процентов выбрали высшие военные училища.

– И все-таки ваши учащиеся живут и учатся не в изолированной от внешнего мира среде. А там хватает разного негатива. И наверняка их тоже касаются проблемы, существующие в молодежной среде. У нас полно желающих подсунуть парням те же наркотики. Полно сайтов, где детей вовлекают в разные сатанинские игры, склоняют в «интересной» форме к суициду и так далее. Как вы противодействуете таким вещам?

– Да, мы много размышляли над тем, как избежать таких проблем. И в итоге пришли к выводу: надо обучить наших школьных психологов, работающих в кадетских корпусах и техникумах, на базе Ростовского медицинского университета, где есть кафедра психиатрии. Все они в итоге прошли там курсовую переподготовку – в частности, по направлению «профилактика суицидов и преступлений». Эту практику продолжим. Надо очень грамотно работать с детьми. Один пример – нельзя слишком грубо обрывать общение детей в социальных сетях, если даже оно слишком продолжительное, с признаком зависимости. Просто отнять смартфон – не выход. Тут надо вести себя грамотно, чтобы не вызвать ненужную реакцию.

– Думается, это относится, прежде всего, к родителям. Многие сначала закрывают на все глаза по принципу «чем бы дитя ни тешилось», а потом начинают резко «спасать».

– Да, именно так. И поэтому работать нам нужно не только с преподавателями и воспитателями, но и с родителями. Плохо, если в школе ребенок слышит одно, а дома другое. Вся работа тогда насмарку. Пока же, к сожалению, многие родители устраняются от воспитания, требуют от школы – заставьте его учиться! Нет, обе стороны должны быть участниками учебно-воспитательного процесса. Причем эта работа должна быть рассчитана на годы, и начинать ее надо немедленно, прямо сейчас.

Именно поэтому мы отработали тему родительского всеобуча применительно к разным категориям детей и их возрастов. Согласовали программу таких занятий с учеными, руководителями образовательных заведений. Первое такое родительское собрание – пока в режиме онлайн – провел Александр Иванович Ковалев, врач высшей категории, работающий на кафедре психиатрии РМУ. Темой была избрана профилактика суицидов – как помочь ребенку, если появились первые признаки суицидального поведения. Это занятие получило очень хорошие отклики. Мы будем продолжать эту практику и по другим темам – правонарушения, возрастные особенности, первая влюбленность и так далее.

Эти новации востребованы самой жизнью. В них нет ничего необычного – все это хорошо забытое старое. Вузы при этом охотно идут навстречу. Без их помощи нам было бы тяжело.

– Больше половины выпускников кадетских корпусов идут дальше по военной стезе. Причем это осознанный выбор. Благодаря чему это происходит?

– Прежде всего из-за развитого чувства патриотизма, готовности встать на защиту Родины, испытать себя в трудном, но почетном деле.

Ребята серьезно готовятся к службе. Абсолютное большинство имеют отличную физическую подготовку, являются спортсменами-разрядниками. В кадетских корпусах отличные спортзалы, оборудованные современными тренажерами. Уроки физкультуры – это, по сути, полноценные тренировки. И вот итог. Все до единого выпускники Донского корпуса (в Новочеркасске) в текущем году выполнили нормативы ГТО на золотой знак. При этом я поставил перед директорами и других наших учебных заведений такую же амбициозную задачу – чтобы их выпускники по ГТО достигли высоких показателей. Физкультурой и спортом нужно заниматься постоянно, это лучшая профилактика от алкоголизма и наркомании.

Что касается воспитания патриотизма, то мы недавно подписали соглашение о сотрудничестве с ДОСААФом. Кадеты по желанию проходят начальную летную подготовку, учатся прыгать с парашютом. Как результат, 15 выпускников наших кадетских корпусов в этом году поступили в летные училища.

За тех ребят, кто пошел далее по военной специальности, мы спокойны – там все определено. А вот тем, кто будет на «гражданке», нужно помогать. И мы стараемся отслеживать судьбу каждого нашего выпускника, чтобы при необходимости ему помочь.

– А будет ли расширяться сфера казачьего образования?

– Несомненно. Что касается получения статуса «казачий» школой или детским садом, то решение принимается на муниципальном уровне совместно – родителями и учебным заведением. Многие родители сами инициируют этот вопрос, понимая, что для их детей это очень хорошо в плане образования и воспитания. Только в 2021 году статус «казачий» был присвоен 43 учреждениям области. Для нас это не сухие цифры статистики, а проявление осознанного выбора родителей, ребят, педагогических коллективов в пользу сохранения и развития казачьего образования на Дону. Это подтверждение правильности выбранного нами пути в воспитании молодежи на традициях донского казачества.

Однако, имея серьезные количественные показатели, мы не упускаем из виду и качественные, постоянно работаем в этом направлении. Больше работаем над повышением качества образования, привлекаем к этому вузы. И это получается. По нашему пути пошли многие другие регионы страны. Там во многом использовали наш опыт, которым мы охотно делимся. Секретов из своих наработок не делаем.





Геннадий Белоцерковский,

фото автора и из архива редакции





13.10.2021
Александр Ищенко: «Новый состав донской депутации в Государственной Думе внушает большие надежды»
Спикер донского парламента Александр Ищенко прокомментировал начало работы нового созыва Государственной Думы РФ
13.10.2021
Вячеслав Василенко поздравил с юбилеем Героя Социалистического Труда Василия Воронина
Заместитель Председателя Законодательного Собрания Ростовской области – председатель комитета по аграрной политике Вячеслав ВАСИЛЕНКО поздравил с 90-летним юбилеем Героя Социалистического Труда Василия Воронина.
08.10.2021
Игорь Бураков поздравил сотрудников Таганрогского научно-исследовательского института связи с юбилеем предприятия
Председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по экономической политике, промышленности, предпринимательству, инвестициям и внешнеэкономическим связям Игорь БУРАКОВ принял участие в торжественном мероприятии, посвященном 60-летию со дня основания Таганрогского научно-исследовательского института связи.
06.10.2021
Депутаты донского парламента принимают участие в работе X Петербургского международного газового форума
В Санкт-Петербурге стартовал X международный газовый форум. В составе донской делегации в работе форума принимают участие губернатор Ростовской области Василий Голубев, Председатель Законодательного Собрания Ростовской области Александр ИЩЕНКО и руководитель фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в донском парламенте Владимир РЕВЕНКО.
30.09.2021
В рамках партийного проекта «Здоровое будущее»
«День воспитателя и всех дошкольных работников» был учреждён по инициативе ряда общероссийских педагогических изданий (газет «Детский сад со всех сторон», «Дошкольное образование», журнала «Обруч») 27 сентября 2004 года
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2021
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс