Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

К концу 2020 года должны быть завершены все мероприятия по формированию и введению национальной системы учительского роста

Профессиональный рост педагогов - ключевая составляющая качественного образования. Поручением Президента Российской Федерации (по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 23 декабря 2015 г.) Правительству Российской Федерации поручено обеспечить формирование национальной системы учительского роста. О том, как сегодня выполняется указ Президента в Ростове-на-Дону, мы поговорили с начальником управления образования донской столицы Викторией Анатольевной Чернышовой

– Виктория Анатольевна, насколько актуален сегодня кадровый вопрос в сфере образования города? Много ли молодых преподавателей приходят в школы? Как стимулируется профессиональный рост педагогических работников?

– Сегодня в муниципальной системе образования работают 9805 педагогических работников, из них учителей в общеобразовательных учреждениях – 4874 человека. Высшее образование имеют 4583 учителя.

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях работают 752 молодых учителя в возрасте до 30 лет. 1 сентября 2017 года к трудовой педагогической деятельности в образовательных учреждениях города приступили 135 молодых педагогов, окончивших учреждения высшего и среднего специального профессионального образования, что выше уровня прошлого года на 9 человек.

В 2017 году совместно с Южным федеральным университетом началась реализация проекта по созданию профильных психолого-педагогических классов в 6 образовательных учреждениях города (МАОУ «Лицей № 27», МБОУ «Школа № 68», МБОУ «Школа № 16», МБОУ «Школа № 53», МБОУ «Лицей 57», МБОУ «Школа № 22»).

Управлением образования организованы 64 стажировочных площадки по прохождению педагогической практики обучающимися ЮФУ на базе образовательных учреждений города.

С целью омоложения педагогических кадров образовательных учреждений города в 2017 году Управлением образования совместно с Южным федеральным университетом реализован проект о конкурсном отборе среди обучающихся ЮФУ на право заключения договора о целевом обучении и трудоустройстве в образовательных организациях города Ростова-на-Дону «Трудоустройство в образовательные организация города Ростова-на-Дону». 13 победителей проекта заключили трехсторонний договор о целевом обучении с Южным федеральным университетом и руководителями общеобразовательных учреждений.

Для стимулирования профессионального роста педагогических работников в образовательных учреждениях района в положениях о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда предусмотрена доплата педагогическим работникам, аттестованным в целях установления первой, высшей квалификационных категорий. В настоящее время 2622 учителям общеобразовательных учреждений присвоена высшая квалификационная категория, 1040 педагогам – первая квалификационная категория. В 2016-2017 учебном году 4557 (42%) работников системы образования повысили квалификацию в различных вузах города.

– Расскажите о лучших педагогах города, их достижениях.

– 317 педагогов являются победителями Всероссийского конкурса «Лучшие учителя России» в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». В 2017 году, как лучшие учителя России, награждены премиями Президента Российской Федерации:

– Гонец Любовь Михайловна, учитель химии лицея №27,

– Молчанова Татьяна Исидоровна, учитель математики школы №101,

– Рябченко Евгения Анатольевна, учитель иностранных языков гимназии №117,

– Гирина Наталья Владимировна, учитель начальных классов Юридической гимназии №9).

Премиями Губернатора Ростовской области – Малютина Галина Ильинична, учитель химии лицея №58.

При поддержке администрации города ежегодно проводится Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Учитель года». За последние 3 года педагоги города становились лучшими на федеральном уровне (2015 год – Лопатин Артем Александрович, учитель истории и обществознания гимназии №19; 2016 год – Барашев Андрей Хугасович, учитель русского языка и литературы лицея №11).

В 2017 году 2 педагога города Ростова-на-Дону представляют Ростовскую область на федеральном уровне (Рогова Дарья Валерьевна, учитель физики школы № 49 и Ногай Ирина Анатольевна, педагог-психолог психологического центра Советского района).

– Давайте поговорим о вопросе формирования национальной системы учительского роста.

– Этот вопрос рассматривался на заседании Государственного совета Российской Федерации 23 декабря 2015. Поручением Президента Российской Федерации (по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 23 декабря 2015 г.) Правительству Российской Федерации поручено обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, мнением выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях и изданием соответствующих нормативных правовых актов.

К вызовам, определяющим изменения условий работы учителя можно отнести переход на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования; рост численности учащихся, приходящихся на одного учителя; необходимость совершенствования механизмов мотивации педагогов и повышение предметной компетентности.

Приказом Минобрнауки России от 26.07.2017 года №703 утвержден План мероприятий («дорожная карта») по формированию и введению национальной системы учительского роста. Выполнение мероприятий дорожной карты возложено на Минобрнауки России и Рособрнадзор.

Дорожная карта по формированию и введению национальной системы учительского роста (НСУР) включает пять разделов:

1. Организационно-координационные мероприятия (сроки выполнения 2017–2018 г.г.), которыми предусмотрено образование Межведомственной комиссии по формированию и введению НСУР, формирование списка субъектов РФ, принимающих участие в апробации новой модели аттестации учителей, формирование корпуса экспертов и т.д.;

2. Формирование новой модели аттестации учителей и подготовка наборов единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) (сроки исполнения 2017 — 2020 г.г.), включающих в себя разработку, обсуждение и подготовку проекта новой модели аттестации учителей на основе ЕФОМ, апробацию механизмов учета мнения выпускников при аттестации учителей, апробацию моделей ЕФОМ, проведение комплексного исследования об уровне квалификации учителей и т.д.;

3. Закрепление национальной системы учительского роста в нормативном правовом поле (сроки исполнения 2017-2019 г.г.) предусматривает подготовку проекта постановления Правительства РФ по внесению изменений в номенклатуру должностей педработников, законопроекта по внесению изменений в закон об образовании;

4. Разработка методических рекомендаций и предложений по вопросам введения НСУР. В разделе планируется подготовка предложений в проект отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Минобрнауки России, на 2018-2020 годы по вопросам использования ЕФОМ для оценки квалификации учителей, разработка методических рекомендаций по условиям введения в штатное расписание образовательных организаций должностей, основанных на должности «учитель» и т.д.;

5. Итоговые мероприятия, включающие в себя подготовку итогового доклада для представления в Правительство РФ с проектом доклада Президенту РФ о проведенной работе по формированию и введению национальной системы учительского роста (декабрь 2020 г.).

Таким образом, к концу 2020 года должны быть завершены все мероприятия по формированию и введению национальной системы учительского роста.

Первая апробация национальной системы учительского роста, которая предполагает создание единых подходов к аттестации педагогов и новых должностей, пройдет осенью 2017 года.

На первом этапе разработки и введения федеральных оценочных материалов включены лишь 13 субъектов (Республики Адыгея, Кабардино-Балкария, Чечня, Ингушетия, Татарстан, Хабаровский край, Ленинградская, Курганская, Томская, Московская, Ярославская, Волгоградская и Рязанская области). Это станет первым этапом выстраивания системы учительского роста.

Система учительского роста начнет приносить результаты после того, как будет внедрен профессиональный стандарт педагога. Для того, чтобы эта система заработала, необходимо доработать профессиональные стандарты педагога. Это позволит выделить уровни квалификации и построить модель роста от выпускника педагогического вуза до педагога-наставника.

В нашем городе ведется работа по апробации стандарта педагога. В разработке и реализации проекта приняли участие Управление образования г. Ростова-на-Дону; МКУ ИАЦО, общеобразовательные организации (школы, ДОУ), студенты и педагоги ЮФУ, научным консультантом проекта является профессор ЮФУ А.Г. Бермус.

В рамках реализации проекта на базе общеобразовательных учреждений г. Ростова-на-Дону были созданы 27 стажировочных площадок по апробации «Профессионального стандарта педагога». Каждая площадка разработала локальную нормативную базу эксперимента, определила круг решаемых задач, организовала экспериментальную группу по апробации стандарта.

В результате апробации были сформированы образовательные кластеры (группы школ, работающих над близкими проблемами апробации, студенты педагогических направлений ЮФУ), создан банк диагностических методик для диагностики и самодиагностики профессионально-личностного развития учителей; определены требования к трудовым функциям и профессиональным компетенциям учителей, макеты образовательных модулей для программ педагогического образования. Сформулированы предложения по совершенствованию системы подготовки педагогов на уровне ВО и системы повышения квалификации. Сейчас продолжается повышение квалификации работающих педагогов в соответствии с новыми требованиями стандарта. Создан электронный («облачный») ресурс, доступный для всех участников программы и стимулирующий общеобразовательные учреждения к инновационной деятельности и внедрению ПСП.

– В этой связи какие главные задачи вы выдвигаете на 2017/18 учебный год?

– Важно сформировать и закрепить в виде муниципального нормативного акта требования и критерии качества кадрового и человеческого потенциала муниципальной системы образования. Разработать, документировать и апробировать образовательные и управленческие технологии внедрения профессионального стандарта педагога на базе отдельных школ и муниципальной системы в целом. Немаловажным является совершенствование механизмов взаимодействия между учреждениями общего образования, учреждениями подготовки педагогических кадров по реализации «Профессионального стандарта педагога» (в первую очередь, отделения ЮФУ, где ведется подготовка по педагогическим направлениям); модернизация системы планирования и оперативного управления проектной, учебно-исследовательской и инновационной деятельностью в муниципальной системе образования. Также необходимо подготовить и опубликовать материалы апробации «Профессионального стандарта педагога».


Беседовала Мария Шульга,

фото из архива