Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

ЛАРИСА ТУТОВА: «У ПЕДАГОГОВ ДОНСКОГО РЕГИОНА БОГАТЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ»

В преддверии Дня учителя 4 октября заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Лариса Тутова приняла участие в торжественной церемонии награждения педагогов Дона в Ростовском музыкальном театре. Она поздравила победителей профессиональных конкурсов учителей, проводимых в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Тема творческого поиска педагогов очень близка Ларисе Николаевне – ведь она и сама была победительницей регионального конкурса педагогического мастерства «Учитель года Дона–2011», вошла в число 15 победителей в профессиональном Всероссийском конкурсе «Учитель года России» в 2011 году. Лариса Николаевна рассказала «Парламентскому вестнику Дона» о перспективах развития системы донского образования и о потенциале педагогов Ростовской области.

– Лариса Николаевна, как вы можете охарактеризовать труд донских учителей, воспитателей, психологов в масштабе страны?

– У педагогов донского региона очень богатый творческий потенциал. У нас есть прекрасные учителя, воспитатели, психологи и молодые педагоги. Их мастерство растет с каждым годом. В Ростовской области существует немало педагогических династий, общий трудовой стаж многих из них превышает 200 лет. Профессия учителя – такой вид деятельности, когда постоянно находишься в творческом поиске новых форм, методов, технологий. Педагог растет сам и заряжает своим позитивом учеников. Хотела бы особо отметить Некоммерческую организацию «Ассоциация Творческих педагогов Дона», объединяющую победителей и призеров конкурса профессионального мастерства «Учитель года» разных лет в Ростовской области. Вот уже много лет Ассоциация проводит творческие встречи, распространяя опыт работы, показывая высокий пилотаж педагогического мастерства учителей, мотивируя их на творческий поиск. Это настоящий генератор педагогических идей.

– Какую поддержку получают педагоги, стремящиеся к совершенствованию своих знаний?

– Ежегодно путем открытого конкурса и общественной экспертизы определяются учителя, чья педагогическая деятельность признана достойной поощрения. Всего за двенадцать лет реализации мероприятия – с 2006 по 2017 год – по поощрению лучших учителей на конкурсной основе оказана существенная государственная поддержка из федерального бюджета - 1426 лучшим учителям области. На эти цели из федерального бюджета направлено 166 100 тысяч рублей. Кроме того, из областного бюджета за время проведения мероприятия учителям – победителям конкурса и учителям – первым по рейтингу, участвовавшим в конкурсе, но не ставших победителями, ежегодно выплачивается премия губернатора Ростовской области. С 2006 по 2017 год на эти цели было направлено 27 630 тысяч рублей. В 2018 году согласно федеральной квоте в области также будут определены 28 победителей конкурса лучших учителей, которые кроме поддержки из федерального бюджета получат премию губернатора области в размере 30,0 тысяч рублей. А также 11 учителей, первых по рейтингу, следующих за победителями, получат по 50 тысяч рублей. На эти цели в областном бюджете 2018 года запланировано 1390 тысяч рублей.

– Нужно ли стимулировать молодых педагогов для их развития?

– В настоящее время мы говорим о том, что у нас присутствует такой фактор, как старение кадров в образовании. Не секрет, что омоложение педагогических коллективов осложняется невысокой оплатой труда молодых специалистов. Меры социальной поддержки регулируются на региональном уровне, существует ряд государственных программ в помощь молодым учителям в возрасте до 35 лет. В Ростовской области педагогический корпус постоянно обновляется: за последние пять лет доля молодых учителей выросла более чем на 20%. Если говорить о Ростовской области, то в регионе существует ряд мер социальной поддержки молодых учителей. Например, им предоставляются бюджетные субсидии для оплаты первоначальных взносов по ипотечным кредитам на строительство или приобретение жилья, бюджетные субсидии на оплату части процентных ставок по ипотечным кредитам. Постановлением администрации города Ростова-на-Дону закреплена выплата компенсационного характера за осуществление дополнительной работы, не входящей в круг основных обязанностей. Специалистам, впервые приступившим к работе по специальности в образовательных организациях, в течение первых трех лет устанавливается доплата в размере 30% от должностного оклада. Как видите, система стимулирующих мер для молодых специалистов Ростовской области действует. Главное в этом вопросе – не создавать перегибов. Безусловно, молодежь нужно поддерживать, но нельзя забывать и о поощрении опытных педагогов со стажем.

– Вы являетесь куратором Экспертного совета по дошкольному образованию при Комитете Государственной Думы ФС РФ по образованию и науке. Какие вопросы ставятся советом в этом году на обсуждение?

– Прежде всего, это экспертиза качества дошкольного образования, обсуждение результатов, проблем, перспектив. Это вопросы качества дошкольного образования, законодательного регулирования, кадрового и программно-методического обеспечения реализации основных образовательных программ и введения ФГОС ДО, создания особых условий для получения дошкольного образования детей с ОВЗ. Это те задачи, которые приняты и обнародованы Президентом России Владимиром Путиным в послании Федеральному Собранию и майском указе. Это новый важный этап государственной политики – реализация мероприятий «Плана Десятилетия детства». Конечно, эксперты не могли не включиться в эту работу. Базовыми целями на период до 2024 года являются прорывное научно-технологическое и социально-экономическое развитие РФ, увеличение численности населения страны, повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, создание условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта ребенка. Уровень дошкольного образования – основа основ, фундамент, на котором строится вся образовательная и воспитательная работа. Конечно, с увеличением количества учреждений для детей раннего дошкольного возраста, кадровый вопрос станет еще острее. Предстоит огромная работа по подготовке педагогических кадров. Задача, поставленная перед экспертами, заключается в разработке методик программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье. Несомненно, Экспертный совет, активно включившийся в работу, сможет рекомендовать эффективные и качественные решения. Работа совета в ближайшее время будет направлена на открытое обсуждение содержания и результатов реализации федеральных государственных образовательных стандартов в сфере дошкольного образования. Это поможет определить основные направления их доработки. Вопросы несогласованности нормативных правовых актов в части регламентов организации образовательной деятельности и создания предметно-пространственной развивающей среды постоянно поднимаются на наших заседаниях. В ближайшее время будет обсуждаться вопрос о согласованности основных положений и содержания «Профессионального стандарта педагога» и ФГОС ДО.

– Как вы относитесь к вопросу наставничества?

– Я считаю, что опытный педагог гордится не только своими портфолио и грамотами, но и тем, сколько преемников он оставил после себя в профессии. Думаю, в этом и состоит смысл наставничества – оставить после себя достойную смену. Мне кажется, что правильно организовать процесс наставничества – одно из важнейших направлений деятельности эффективного любого руководителя. Нужно стремиться формировать активность молодых людей, обучать их объективному анализу и самоанализу. Не следует бояться таких форм работы, когда молодые люди становятся экспертами, присутствуют друг у друга на уроках, посещают уроки своих старших коллег, обмениваются мнениями.

– Насколько успешны в профессии молодые педагоги Дона?

– Количество участников Всероссийского конкурса молодых педагогов «Педагогический дебют» ежегодно увеличивается. Мне как сопредседателю оргкомитета конкурса всегда приятно видеть молодых талантливых педагогов из разных регионов страны, не боящихся представить на публичное обсуждение свою деятельность. В этом году специальными призом депутатов Госдумы «Янтарной совой» была отмечена учитель изобразительного искусства школы № 31 Новошахтинска Ростовской области Оксана Безус. И это радует. Сам конкурс проводится под патронатом Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию и науке. Я хорошо помню, как сама была финалистом Всероссийского конкурса «Учитель года России». Опыт, полученный в ходе участия в подобных профессиональных конкурсах, – это неоценимый кладезь педагогического мастерства, это общение с коллегами, сотрудничество с которыми потом длится долгие годы.

– Какие проблемы помогает решить проект «Новая школа» на территории Ростовской области?

– Партийный проект «Новая школа», прежде всего, направлен на поддержку развития системы общего, среднего, высшего и дополнительного образования. Это и создание новых учебных мест за счет строительства новых школ, и капремонт, и реконструкция действующих, и оснащение новым современным оборудованием образовательных организаций всех уровней. В Ростовской области проектируются и строятся школы нового формата. В 2017 году создано более двух тысяч дополнительных школьных мест. На приоритетный проект области по строительству, капитальному ремонту и реконструкции школ выделено из федерального бюджета 935,8 миллионов рублей на 2017–2020 годы. Для того, чтобы обеспечить доступность школьного образования, за последние семь лет в области было закуплено 12 тысяч школьных автобусов. Эта мера была реализована при непосредственном участии и контроле партии «Единая Россия». Кроме того, это полный переход на односменный режим работы с последующим наполнением второй половины дня дополнительными занятиями. Для меня как регионального координатора проекта «Новая школа» важным участком работы является дошкольное образование, обеспечение доступности мест в ясельных группах для детей в возрасте до трёх лет. Эта задача также успешно реализуется в области. Отдельный вопрос – повышение заработной платы педагогов. Надеюсь, что Министерство просвещения РФ продолжит работу, начатую предыдущим Министерством, по переподчинению образовательных организаций с муниципального на региональный уровень, что позволит разгрузить бюджет муниципалитетов.

Вопросы профориентации учеников тоже стоят на повестке дня нашего проекта. При поддержке регионального проекта «Единой России» «Новая школа» в марте этого года уже прошла информационно-образовательная выставка «День вузов» для учащихся 10–11-х классов школ Песчанокопского района, родителей и педагогов. Также в районе прошла выставка, на которой были представлены профессиональные училища и колледжи Дона. Внедрение в области проекта «Парта героя» направлено на воспитание в школьниках чувства уважения к подвигам героев прошлых лет. Проект предусматривает установку в школах парт, на которых разместят информацию об уроженцах Дона, отличившихся в ходе военных действий или на производстве. Право сидеть за такой партой будет присуждается школьнику за отличные оценки и активную общественную работу.

– Поделитесь, пожалуйста, мнением о том, насколько успешно развивается на Дону система инклюзивного образования.

– При содействии партийного проекта «Новая школа» создаются консультационные центры, которые оказывают родителям методическую, психолого-педагогическую, диагностическую помощь и консультации на безвозмездной основе, в том числе и для родителей детей с ОВЗ. В 2017-2018 учебном году обучение особенных детей осуществлялось в 142 специальных классах для 1535 детей с ОВЗ, из них 187 детей-инвалидов.

Инклюзивно в общеобразовательных школах получают образование 6 790 детей с ОВЗ и 4 112 детей-инвалидов. В рамках госпрограммы Ростовской области «Доступная среда» ведется целенаправленная работа по созданию условий доступности получения качественного образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В 242 школах Ростовской области созданы условия для получения качественного образования детьми-инвалидами, в том числе инклюзивного. В школах обеспечена архитектурная доступность зданий, приобретено учебное, реабилитационное и компьютерное оборудование для обучения и коррекционно-развивающей работы с детьми-инвалидами.

Уже стали традиционными ежегодные форумы «Инклюзия через всю жизнь», форумы директоров инклюзивных школ, предметные олимпиады для глухих, фестиваль жестовой песни, спартакиада для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, родительский всеобуч «А что, если «особый» ребенок ваш?», областной конкурс «Лучший по профессии» среди обучающихся с умственной отсталостью, чемпионат профессионального мастерства лиц с инвалидностью «Абилимпикс», областные фестивали «Ветер перемен», «Мне через сердце виден мир». В муниципалитетах в отдаленных районах области еще сложно идет вопрос инклюзии, но мы с депутатами Ростовской области стараемся точечно решать эти проблемы в районах.



Беседовала Ольга Разумовская,

фото автора





19.11.2018
С 1 октября 2019 года оплата труда работников бюджетной сферы будет проиндексирована
Исполнение этого обязательства заложено в проект трехлетнего бюджета
19.11.2018
Финансирование туристической сферы региона увеличится в 2019 году в 2,5 раза
Об этом донские парламентарии говорили сегодня на заседании комитета по   взаимодействию с общественными объединениями, молодежной политике, физической культуре, спорту и туризму
19.11.2018
Вячеслав Василенко поздравил донских аграриев с профессиональным праздником
Заместитель Председателя Законодательного Собрания Ростовской области Вячеслав ВАСИЛЕНКО (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») поздравил аграриев донского края с Днем работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.
19.11.2018
На развитие сферы образования в 2019 году планируется направить 42,6 млрд рублей
Комитет донского парламента по образованию, науке, культуре и информационной политике (председатель комитета – Светлана МАНАНКИНА, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») одобрил проект областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, подготовленный к первому чтению
16.11.2018
Депутатам донского парламента представили прогноз социально-экономического развития Ростовской области на 2019-2024 годы
На заседании комитета Законодательного Собрания Ростовской области по экономической политике, промышленности, предпринимательству, инвестициям и внешнеэкономическим связям депутаты рассмотрели прогноз социально-экономического развития Ростовской области на 2019-2024 годы
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2018
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс