Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

Любовь Рвачева: «Искренность и непосредственность в отношениях с детьми – залог успешной работы педагога дошкольного образования»

Человек, безусловно, существо социальное. Уже с 2-3 лет малыши начинают проявлять активный интерес к другим детям. Сначала присматриваются, затем пытаются взаимодействовать. Зачастую первый опыт общения со сверстниками ребенок получает в детском саду. В дошкольном учреждении установить контакт с другими малышами ребенку проще всего, ведь там он проводит довольно много времени. У малыша появляются первые друзья, он учится реагировать на конфликтные ситуации, действовать в команде. Ростовский детский сад № 293 – это одновременно центр раннего развития и дошкольное учреждение компенсирующего вида. Об особенностях правильного и здорового воспитания самых маленьких ростовчан и инновационных технологиях в работе с малышами рассказала заведующий МБДОУ № 293 Любовь Рвачева.

– Любовь Владимировна, как развивалась работа с детьми в вашем детском саду?

– Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 293» открылся в 1979 году в Советском районе Ростова. Сегодня здесь функционируют восемь групп полного дня. О малышах заботятся квалифицированные специалисты. С нашими воспитанниками работают 16 воспитателей, два учителя-логопеда, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Современное образование предъявляет к будущим первоклассникам серьезные требования, и родителям спокойнее доверить ребенка профессионалу, нежели полагаться на собственные силы. К тому же, в домашних условиях порой сложно предоставить малышу достаточное пространство для игр, спортивных и творческих занятий. Я руковожу детским садом с 2011 года. За это время нашим коллективом проделан немалый объем работы. Так, в рамках инновационной площадки министерства образования Ростовской области в МБДОУ № 293 осуществлялась исследовательская деятельность. Изучались особенности комбинированных групп. Их не нужно путать с группами компенсирующей направленности. Первые состоят из здоровых деток и особенных, а компенсирующие предназначены для малышей с однотипными особенностями. Также в сфере работы с особенными детьми на протяжении нескольких лет МБДОУ № 293 сотрудничал с центром «Содействие». Он был создан инициативной добровольческой группой для оказания поддержки семьям с особыми детьми. В ДОУ работала интегративная группа, в состав которой входили воспитанники нашего учреждения и дети с нарушениями развития из центра «Содействие». Это малыши с аутизмом, расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна, органическими поражениями центральной нервной системы и другими особенностями. Благодаря совместным занятиям в ДОУ дети с ограниченными возможностями здоровья получили возможность адаптироваться в социуме, стать частью определенной общности. Совместно с Южным федеральным университетом мы сотрудничали по вопросу внедрения одной из моделей логопедической работы на тему «Формирование вербальных и невербальных средств общения у детей раннего возраста с использованием малых фольклорных форм» под руководством ассистента кафедры коррекционной педагогики Еленой Александровной Климкиной. Она была направлена на формирование речи и речевого общения у трехлетних малышей с задержкой речевого развития с помощью малых фольклорных форм – сказок, песен, частушек, потешек, пословиц, поговорок.

– Какие направления воспитательной работы реализуются сегодня?

– Наш сад участвует в городском проекте «Вместе». Он направлен на создание благоприятных условий для раннего развития детей с рождения до трех лет. Также в него входит оказание психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям малышей. Кроме этого, МБДОУ № 293 включено в деятельность сетевой инновационной площадки, организованной факультетом дошкольного и начального образования Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. В рамках взаимодействия в дошкольных образовательных учреждениях введена программа «Теремок». Она рассчитана на детей от двух месяцев до трех лет. Плюс к тому, в ближайшее время мы запускаем еще один важный проект – «Растем вместе». Он пройдет по нашей инициативе совместно с Ботаническим садом, Академией биологии и биотехнологии, Академией психологии и педагогики Южного федерального университета. Направлен проект на знакомство дошкольников с окружающим миром, формирование первичных представлений о флоре, воспитание любви к природе. В рамках этой программы планируется создать детскую естественнонаучную лабораторию ДОУ. Она станет той развивающей средой, которая позволит детям включиться в исследовательскую деятельность. Словом, ребята получат возможность почувствовать себя настоящими, взрослыми учеными. Педагогами в работе с дошкольниками будут применяться традиционные методы наблюдения и опытов, форма занятий и экскурсий. Также для детей будет работать лаборатория юного исследователя. На занятиях воспитанники начнут изучать растения, проводить опыты и наблюдать за жизнью зеленых насаждений. Помимо этого, планируется проводить занятия под открытым небом. Будут выращиваться многолетние и однолетние цветущие растения, овощные культуры. Организация проектно-аналитической деятельности дошкольников на экологическом материале позволит педагогам формировать у них ключевые для юного исследователя навыки. Это умение увидеть проблему, искать и находить информацию, работать в группе, рассказывать о результатах, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь. Проект «Растем вместе» позволит нашим воспитанникам наблюдать за жизнью растений, научит создавать определенные условия для их выращивания. Таким образом, у детей сформируется бережное отношение к миру природы. К этому проекту мы подключим и родителей. Для них и их детей будут проводиться экологические уроки и праздники, природоохранные акции. Родители вместе со своими малышами смогут участвовать в экспериментах, исследованиях.

– На чем основана работа педагогов, которые работают с самыми маленькими?

– Стоит отметить особую роль педагога в развитии ребенка именно раннего возраста. Ведь в этот период закладывается фундамент общего развития малыша. Формируются сенсорное, двигательное, эмоциональное, познавательное восприятие, а также основы психического здоровья, умственного и нравственного развития, эмоционального отношения к людям, миру, самому себе. Роль воспитателя заключается в этом случае в том, чтобы раскрыть таланты, активизировать любознательность, обучить ребенка трудолюбию, самостоятельности, настойчивости, целеустремленности, доброте, отзывчивости и любви. А успешно выполнять такую работу воспитатель может, используя инновационные технологии. Применение ноу-хау и внедрение их в образовательный и воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении повышает эффективность процесса обучения и развития. Так, существует огромное многообразие новшеств в этой сфере. На мой взгляд, для педагога, работающего с детьми раннего возраста, наиболее важны несколько из них. Это проектная технология, которая позволяет лучше узнать об индивидуальных особенностях воспитанников и их семей, исследовательская технология, формирующая сенсорные эталоны, познавательную активность и мышление ребенка. Конечно, применяются и игровые технологии. Ведь игры – самый эффективный способ познания мира для малышей. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, создают благоприятную психологическую атмосферу для развития и обучения. Отмечу, что для специалиста, работающего с детьми раннего возраста, важен ряд специальных компетенций. Педагог должен разбираться в отечественных и зарубежных концепциях по развитию, обучению и воспитанию детей раннего возраста. Плюс к тому, профессионалу необходимо выстраивать программу образования для самых маленьких с учетом возрастных, индивидуальных, полоролевых особенностей. Ему нужно задавать индивидуальную траекторию развития и обучения ребенка, применять свои знания во время взаимодействия с семьями воспитанников. Для того чтобы педагог успешно справлялся со своей работой, ему нужно, прежде всего, работать над собой. Ведь дети тонко чувствуют отношение к себе и понимают гораздо больше, чем нам, взрослым, кажется. В основе профессионального роста специалиста лежит самоорганизация. Особо важными в структуре профессиональной компетентности являются такие качества, как: эмпатия, рефлексия, коммуникативный самоконтроль. Педагогу дошкольного образования необходимы искренность и непосредственность в отношении с детьми, позитивное принятие и доброжелательность, сочувствие и сопереживание. Эти качества позволяют «попасть» во внутренний мир другого человека и понять чувства ребенка.

– Как воспитанники МБДОУ № 293 проявляют свои таланты?

– Мы стараемся создавать для наших малышей все условия, чтобы они могли показать свои способности. Для этого постоянно занимаемся с ними, проводим творческие праздники и конкурсы. У нас оборудованы помещения, где реализуем данное направление образовательной работы. Кроме того, приучаем ребят к здоровому образу жизни с помощью спорта. В садике есть спортивная площадка, игровая территория, спортзал и детские тренажеры. Кроме того, сотрудничаем со спортивными организациями. Например, летом наши воспитанники посещают бассейн. Для детей это увлекательное, а главное, полезное, развлечение. Они с удовольствием плавают, играют. Развито у нас и патриотическое движение. Ежегодно в МБДОУ № 293 реализуется проект, посвященный Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам». В канун Дня Победы организовываем праздник, на который приглашаем ветеранов, а также тех, на чье детство выпало страшное время сражений – «детей войны». А в октябре 2018 года в нашем детском саду создана команда ЮПИД. В ее состав входят воспитанники подготовительной группы. Ребята проводят различные патриотические, просветительские мероприятия среди малышей и сверстников. В октябре наша команда ЮПИД заняла второе место в районном этапе областного конкурса муниципальных дошкольных образовательных организаций «Презентация системы работы базовых дошкольных образовательных организаций по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма». В целом, работа отлажена. Однако мы стараемся не стоять на месте и вносить в свою работу что-то новое. Это позволяет делать каждый день, проведенный ребенком в садике, увлекательным и активным.






Дарья Иванова, фото из архива детского сада






16.10.2019
О компенсации за путевку в детский лагерь расскажут специалисты донского минтруда
16 октября, с 14.00 до 16.00 в министерстве труда и социального развития Ростовской области будет работать тематическая «горячая линия», посвященная вопросам выплаты компенсации за самостоятельно приобретенную путевку в детский оздоровительный лагерь или санаторий.
16.10.2019
В Ростовской области высадят более 6000 деревьев в ходе акции «Сохраним лес»
Саженцы сосны и клена остролистного высадят 19 октября в трех районах Ростовской области.
16.10.2019
Проект «Популяризация предпринимательства» на Дону охватывает более полумиллиона жителей
В Донском государственном техническом университете на полях форума "Мой бизнес" прошло заседание «круглого стола» на тему «О реализации регионального проекта «Популяризация предпринимательства». Организатором мероприятия выступил комитет Законодательного Собрания Ростовской области по экономической политике, промышленности, предпринимательству, инвестициям и внешнеэкономическим связям.
16.10.2019
Переходный период для розничных рынков Ростовской области намерены продлить на 10 лет
В Донском государственном техническом университете прошло выездное заседание комитета Законодательного Собрания Ростовской области по экономической политике, промышленности, предпринимательству, инвестициям и внешнеэкономическим связям. Депутаты обсудили три вопроса, два из которых – это законопроекты инициированные губернатором Ростовской области.
15.10.2019
В Ростовской области стартует серия открытий новых образовательных пространств в коррекционных школах
Площадки будут оснащены современным оборудованием для детей с ОВЗ в рамках нацпроекта «Образование»
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс