Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

Любовь Рвачева: «Искренность и непосредственность в отношениях с детьми – залог успешной работы педагога дошкольного образования»

Человек, безусловно, существо социальное. Уже с 2-3 лет малыши начинают проявлять активный интерес к другим детям. Сначала присматриваются, затем пытаются взаимодействовать. Зачастую первый опыт общения со сверстниками ребенок получает в детском саду. В дошкольном учреждении установить контакт с другими малышами ребенку проще всего, ведь там он проводит довольно много времени. У малыша появляются первые друзья, он учится реагировать на конфликтные ситуации, действовать в команде. Ростовский детский сад № 293 – это одновременно центр раннего развития и дошкольное учреждение компенсирующего вида. Об особенностях правильного и здорового воспитания самых маленьких ростовчан и инновационных технологиях в работе с малышами рассказала заведующий МБДОУ № 293 Любовь Рвачева.

– Любовь Владимировна, как развивалась работа с детьми в вашем детском саду?

– Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 293» открылся в 1979 году в Советском районе Ростова. Сегодня здесь функционируют восемь групп полного дня. О малышах заботятся квалифицированные специалисты. С нашими воспитанниками работают 16 воспитателей, два учителя-логопеда, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Современное образование предъявляет к будущим первоклассникам серьезные требования, и родителям спокойнее доверить ребенка профессионалу, нежели полагаться на собственные силы. К тому же, в домашних условиях порой сложно предоставить малышу достаточное пространство для игр, спортивных и творческих занятий. Я руковожу детским садом с 2011 года. За это время нашим коллективом проделан немалый объем работы. Так, в рамках инновационной площадки министерства образования Ростовской области в МБДОУ № 293 осуществлялась исследовательская деятельность. Изучались особенности комбинированных групп. Их не нужно путать с группами компенсирующей направленности. Первые состоят из здоровых деток и особенных, а компенсирующие предназначены для малышей с однотипными особенностями. Также в сфере работы с особенными детьми на протяжении нескольких лет МБДОУ № 293 сотрудничал с центром «Содействие». Он был создан инициативной добровольческой группой для оказания поддержки семьям с особыми детьми. В ДОУ работала интегративная группа, в состав которой входили воспитанники нашего учреждения и дети с нарушениями развития из центра «Содействие». Это малыши с аутизмом, расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна, органическими поражениями центральной нервной системы и другими особенностями. Благодаря совместным занятиям в ДОУ дети с ограниченными возможностями здоровья получили возможность адаптироваться в социуме, стать частью определенной общности. Совместно с Южным федеральным университетом мы сотрудничали по вопросу внедрения одной из моделей логопедической работы на тему «Формирование вербальных и невербальных средств общения у детей раннего возраста с использованием малых фольклорных форм» под руководством ассистента кафедры коррекционной педагогики Еленой Александровной Климкиной. Она была направлена на формирование речи и речевого общения у трехлетних малышей с задержкой речевого развития с помощью малых фольклорных форм – сказок, песен, частушек, потешек, пословиц, поговорок.

– Какие направления воспитательной работы реализуются сегодня?

– Наш сад участвует в городском проекте «Вместе». Он направлен на создание благоприятных условий для раннего развития детей с рождения до трех лет. Также в него входит оказание психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям малышей. Кроме этого, МБДОУ № 293 включено в деятельность сетевой инновационной площадки, организованной факультетом дошкольного и начального образования Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. В рамках взаимодействия в дошкольных образовательных учреждениях введена программа «Теремок». Она рассчитана на детей от двух месяцев до трех лет. Плюс к тому, в ближайшее время мы запускаем еще один важный проект – «Растем вместе». Он пройдет по нашей инициативе совместно с Ботаническим садом, Академией биологии и биотехнологии, Академией психологии и педагогики Южного федерального университета. Направлен проект на знакомство дошкольников с окружающим миром, формирование первичных представлений о флоре, воспитание любви к природе. В рамках этой программы планируется создать детскую естественнонаучную лабораторию ДОУ. Она станет той развивающей средой, которая позволит детям включиться в исследовательскую деятельность. Словом, ребята получат возможность почувствовать себя настоящими, взрослыми учеными. Педагогами в работе с дошкольниками будут применяться традиционные методы наблюдения и опытов, форма занятий и экскурсий. Также для детей будет работать лаборатория юного исследователя. На занятиях воспитанники начнут изучать растения, проводить опыты и наблюдать за жизнью зеленых насаждений. Помимо этого, планируется проводить занятия под открытым небом. Будут выращиваться многолетние и однолетние цветущие растения, овощные культуры. Организация проектно-аналитической деятельности дошкольников на экологическом материале позволит педагогам формировать у них ключевые для юного исследователя навыки. Это умение увидеть проблему, искать и находить информацию, работать в группе, рассказывать о результатах, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь. Проект «Растем вместе» позволит нашим воспитанникам наблюдать за жизнью растений, научит создавать определенные условия для их выращивания. Таким образом, у детей сформируется бережное отношение к миру природы. К этому проекту мы подключим и родителей. Для них и их детей будут проводиться экологические уроки и праздники, природоохранные акции. Родители вместе со своими малышами смогут участвовать в экспериментах, исследованиях.

– На чем основана работа педагогов, которые работают с самыми маленькими?

– Стоит отметить особую роль педагога в развитии ребенка именно раннего возраста. Ведь в этот период закладывается фундамент общего развития малыша. Формируются сенсорное, двигательное, эмоциональное, познавательное восприятие, а также основы психического здоровья, умственного и нравственного развития, эмоционального отношения к людям, миру, самому себе. Роль воспитателя заключается в этом случае в том, чтобы раскрыть таланты, активизировать любознательность, обучить ребенка трудолюбию, самостоятельности, настойчивости, целеустремленности, доброте, отзывчивости и любви. А успешно выполнять такую работу воспитатель может, используя инновационные технологии. Применение ноу-хау и внедрение их в образовательный и воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении повышает эффективность процесса обучения и развития. Так, существует огромное многообразие новшеств в этой сфере. На мой взгляд, для педагога, работающего с детьми раннего возраста, наиболее важны несколько из них. Это проектная технология, которая позволяет лучше узнать об индивидуальных особенностях воспитанников и их семей, исследовательская технология, формирующая сенсорные эталоны, познавательную активность и мышление ребенка. Конечно, применяются и игровые технологии. Ведь игры – самый эффективный способ познания мира для малышей. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, создают благоприятную психологическую атмосферу для развития и обучения. Отмечу, что для специалиста, работающего с детьми раннего возраста, важен ряд специальных компетенций. Педагог должен разбираться в отечественных и зарубежных концепциях по развитию, обучению и воспитанию детей раннего возраста. Плюс к тому, профессионалу необходимо выстраивать программу образования для самых маленьких с учетом возрастных, индивидуальных, полоролевых особенностей. Ему нужно задавать индивидуальную траекторию развития и обучения ребенка, применять свои знания во время взаимодействия с семьями воспитанников. Для того чтобы педагог успешно справлялся со своей работой, ему нужно, прежде всего, работать над собой. Ведь дети тонко чувствуют отношение к себе и понимают гораздо больше, чем нам, взрослым, кажется. В основе профессионального роста специалиста лежит самоорганизация. Особо важными в структуре профессиональной компетентности являются такие качества, как: эмпатия, рефлексия, коммуникативный самоконтроль. Педагогу дошкольного образования необходимы искренность и непосредственность в отношении с детьми, позитивное принятие и доброжелательность, сочувствие и сопереживание. Эти качества позволяют «попасть» во внутренний мир другого человека и понять чувства ребенка.

– Как воспитанники МБДОУ № 293 проявляют свои таланты?

– Мы стараемся создавать для наших малышей все условия, чтобы они могли показать свои способности. Для этого постоянно занимаемся с ними, проводим творческие праздники и конкурсы. У нас оборудованы помещения, где реализуем данное направление образовательной работы. Кроме того, приучаем ребят к здоровому образу жизни с помощью спорта. В садике есть спортивная площадка, игровая территория, спортзал и детские тренажеры. Кроме того, сотрудничаем со спортивными организациями. Например, летом наши воспитанники посещают бассейн. Для детей это увлекательное, а главное, полезное, развлечение. Они с удовольствием плавают, играют. Развито у нас и патриотическое движение. Ежегодно в МБДОУ № 293 реализуется проект, посвященный Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам». В канун Дня Победы организовываем праздник, на который приглашаем ветеранов, а также тех, на чье детство выпало страшное время сражений – «детей войны». А в октябре 2018 года в нашем детском саду создана команда ЮПИД. В ее состав входят воспитанники подготовительной группы. Ребята проводят различные патриотические, просветительские мероприятия среди малышей и сверстников. В октябре наша команда ЮПИД заняла второе место в районном этапе областного конкурса муниципальных дошкольных образовательных организаций «Презентация системы работы базовых дошкольных образовательных организаций по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма». В целом, работа отлажена. Однако мы стараемся не стоять на месте и вносить в свою работу что-то новое. Это позволяет делать каждый день, проведенный ребенком в садике, увлекательным и активным.






Дарья Иванова, фото из архива детского сада






05.12.2019
Вячеслав Василенко принял участие в работе информационной группы в Тацинском районе
По поручению Губернатора Ростовской области в муниципальных образованиях проходят встречи информационных групп Правительства Ростовской области с жителями муниципальных образований по вопросам исполнения наказов избирателей
04.12.2019
Донские депутаты предлагают установить новый день воинской славы России победу в битве за Кавказ
3 декабря в донском парламенте под председательством Григория ФОМЕНКО (фракция КПРФ) состоялось заседание комитета Законодательного Собрания Ростовской области по делам военнослужащих, ветеранов военной службы, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.
04.12.2019
Павел Бережной провел очередной прием граждан
3 декабря депутат Законодательного Собрания Ростовской области Павел БЕРЕЖНОЙ (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») провел прием граждан в региональной общественной приемной председателя партии «Единая Россия» Д.А. Медведева.
04.12.2019
Депутаты донского парламента готовят обращение в Госдуму об ограничении продажи снюса
3 декабря в пресс-центре информационного агентства «Интерфакс-ЮГ» состоялось заседание «круглого стола» на тему «Актуальные проблемы профилактики и борьбы с наркоманией в обществе и молодежной среде».
03.12.2019
В Ростовской области задержали три тонны говяжьих субпродуктов из Чувашии
В ходе проверки грузового автотранспорта на 993-м километре трассы М-4 «Дон» ЦУН «Аютинский» сотрудники полиции задержали автомобиль «ГАЗон», в котором перевозилось 2968 килограммов замороженных говяжьих субпродуктов.
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс