Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

«МАОУ «Лицей № 11»: лучшие традиции отечественного классического образования и инновационные технологии эффективного преподавания»

МАОУ «Лицей № 11» – одно из старейших образовательных учреждений Пролетарского района г. Ростова-на-Дону ведет свою историю с 1937 года. На протяжении последних пяти лет лицей является обладателем муниципального статуса «Школа цифровых технологий». Образовательное учреждение победило в номинации «Прорыв года» в рамках ежегодной церемонии награждения образовательных учреждений города Ростова-на-Дону «ТРИУМФ – 2016». Об этих и других достижениях лицея «Парламентский вестник Дона» поговорил с директором учреждения Валентиной Олеговной Потатуевой

– Валентина Олеговна, расскажите о лицее, профильных направлениях обучения. Что на ваш взгляд является фундаментом «хорошей школы»?

Что такое «хорошая школа»? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Кто-то скажет, что это школа, которая дает хорошие знания. По мнению других, это школа, которая учитывает индивидуальные особенности, способности и потребности детей. А третьи склонны думать, что хорошая школа та, которая обеспечивает формирование умений и навыков, позволяющих быть успешными.

Бесспорно, все перечисленные характеристики являются признаками хорошей школы, но я считаю, что хорошая школа – это школа, где ребенку комфортно, где не только заботятся о его развитии, но и создают условия для сохранения и укрепления здоровья. Лицей представляет собой социально-педагогический комплекс, в котором объединены лучшие традиции отечественного классического образования и инновационные технологии эффективного преподавания, ранней профориентации, здоровьесбережения и ценностно-смысловой парадигмы обучения.

Лицей № 11 – образовательное учреждение, обеспечивающее качественное современное образование. Приоритетами развития учебного процесса являются профильность обучения (биология, химия, физика, математика, обществознание, экономика); разноуровневое обучение (учет уровня обученности школьников, учет их интересов и наклонностей, учет индивидуальных особенностей личности лицеистов); практическая направленность учебного процесса (построение обучения на деятельностной основе, направленного на формирование ключевых компетентностей).

В 2016–2017 учебном году в лицее работали 36 классов-комплектов, в которых обучались 1063 человека. С 1 января 2017 года лицей получил право на реализацию программ дошкольного образования, и в структуре лицея появилось дошкольное отделение. Комплексный подход, объединяющий в целостную систему обучение, воспитание и социализацию детей, позволяет выстроить программу преемственности между четырьмя уровнями образования, обеспечивая комфортные условия адаптации для ребят.

В рамках реализации социально-экономического профиля развивается сотрудничество лицея с Южным федеральным университетом, Ростовским государственным экономическим университетом (РИНХ). На основании соглашения о сотрудничестве лицеисты принимают участие в проектных сменах Института истории и международных отношений, неделях науки Академии психологии и педагогики, презентуют свою исследовательскую деятельность в рамках работы Донской Академии наук.

Социальное взаимодействие с ДГТУ реализуется на базе Информационного центра по атомной энергетике, который регулярно проводит для лицеистов просветительские мероприятия, углубляя знания о развитии высоких технологий.

Давние партнерские отношения связывают лицей и Ростовский государственный медицинский институт. Для школьников проводятся университетские субботы, профориентационные мероприятия, тематические медицинские квесты с целью расширения знаний о специальностях, получаемых в РостГМУ.

Сотрудничество со Школьной лигой «РОСНАНО» позволило нам расширить содержание и вариативность реализации образовательных естественнонаучных программ в рамках общего и дополнительного образования, а также повысить практическую направленность учебного процесса и создать условия для успешной организации исследовательской деятельности обучающихся. В июне 2016 года лицей стал школой – участником Лиги, а в октябре 2016 года получил статус Федеральной инновационной площадки «Школа участница ФИП «Школьная лига».

Наш лицей в течение 2016-2017 года в рамках Фестиваля культур изучал корейскую культуру, принял участие более чем в 15 мероприятиях, награжден грамотой министерства образования Ростовской области за успешную реализацию проекта и выдвинут в состав экспертной группы. Данный проект рассчитан на 10 лет, и в перспективе каждая школа-участник пройдет 10 интерактивных погружений в 10 культур по формуле: «Знаю + Понимаю + Принимаю + Уважаю = Люблю».

Российское движение школьников, созданное Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» нашло своё воплощение и в стенах нашего Лицея, кроме того, мы стали пилотной площадкой такого нужного патриотического проекта.

Организация ученического самоуправления лицея «Прогресс» является постоянным участником и организатором благотворительных акций, таких как «Рождественский перезвон», «Мне через сердце виден мир», «Весенняя неделя добра», «Рука в руке», «Поможем всем миром». В этом году ребята также провели акции по сбору кормов для бездомных животных. Лидер ученического самоуправления Пахомов Алексей является победителем районного этапа конкурса «Лидер года» и участником городского конкурса.

Всё, о чём я рассказала, и есть современная хорошая школа.

– Естественным продолжением обязательных учебных занятий в современном образовательном пространстве стала внеурочная деятельность. Расскажите о том, как она организована в лицее.

– Внеурочная деятельность реализует как образовательные, так и воспитательные цели, решает проблемы социализации личности и является составляющей воспитательной системы лицея. Содержание занятий внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей путем анкетирования. Численный охват ребят, вовлеченных во внеурочную деятельность, растет из года в год, и на сегодняшний день составляет более 90%. Внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и спортивно-оздоровительное. В рамках реализации курса Краеведческий клуб «Юные музееведы» происходит знакомство обучающихся с историей музейного дела и с основными музеями города и области, развитие способностей к поисково-исследовательской деятельности, формирование патриотизма и потребности в сохранении для других поколений исторических и культурных ценностей. Курс «Мир профессий» направлен на пропедевтику профессионального самоопределения, формирования у младших школьников интереса к профессиональной деятельности, способствует накоплению непосредственных жизненных впечатлений о профессиях, что обеспечивает начало формирования гражданской позиции и построения образа «Я» в конкретной профессии. В рамках культурологической студии «Экранизация русской классики» происходит формирование общей культуры учащихся при знакомстве с шедеврами русского кинематографа, духовно-нравственное становление ученика в процессе просмотра и анализа лучших образцов экранизации художественных произведений классической литературы. Курс «Жизнетворчество» формирует целостный образ творческой личности, дети постигают способы деятельности человека и взаимоотношения с природой, социальной средой. Деятельность экологического клуба «Зеленая планета» направлена на формирование важнейшего психологического фактора – мотивации на ведение здорового образа жизни, осознание значимости здоровья в жизни человека. Члены клуба являются активными участниками лицейского волонтерского движения «Какаду», работа которого строится по принципу: «Равный обучает равного». Студия «Музыкальный театр» воспитывает понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением и дает возможность проявить детям свое актерское мастерство. При организации внеурочной деятельности лицей использует возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта; разнообразны и формы организации деятельности: экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, проектная деятельность, общественно-полезные практики, учебные курсы по выбору и т.д.

– Валентина Олеговна, что на ваш взгляд отличает «хорошего учителя»? Расскажите о вашем педагогическом коллективе.

– Века и тысячелетия прошли с тех пор, как древние греки провозгласили девиз образования: «Учитель не для школы, а для жизни». Учить для жизни, с моей точки зрения, – это учить трудовому усилию в обстановке свободы, учить получать наслаждение от того, что сделал, что узнал или хочешь узнать. Глубинные знания и представления о мире закрепляются ребенком через целостный личностный опыт. Научить всему этому возможно лишь в том случае, если в школе работают высокопрофессиональные творческие учителя, энтузиасты своего дела, которые способны зажечь искру творчества в сердцах своих учеников. Каждый день в хорошей школе – это радость. Но только в том случае, если учитель встал на путь сотворчества с учеником. Не «над», а «рядом» – тогда уроки становятся подобны русской матрешке: только открыл одну истину, а внутри другая. И так каждый день. В лицее 79 педагогических работника, из них почти 75% имеют высшую и первую квалификационную категорию. Три педагогических работника имеют ученую степень кандидата наук, 8 являются победителями конкурса лучших учителей РФ в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». Щербакова Л.Б., учитель биологии, Майборода Т.А., учитель русского языка и литературы – двукратные победители конкурса «Лучших учителей России» в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Чтобы учитель был готов к современным требованиям, он должен непрерывно повышать свой профессиональный потенциал. Так, в 2016-2017 учебном году продолжалась целенаправленная работа по повышению квалификации педагогов: 12 педагогов обучались на курсах повышения квалификации. Формирование корпоративной культуры стало основой профессионального развития сотрудников образовательного учреждения. Грамотно выстроенная система наставничества, деятельность методической службы, работа Школы молодого педагога и творческих групп для решения актуальных задач – все это делает жизнь в лицее живой, насыщенной и личностно значимой. Каждый сотрудник получает возможность выстроить индивидуальную программу самоактуализации, получить необходимую помощь от администрации и коллег. Постоянное, целенаправленное, строго выверенное и осмысленное воздействие на все звенья сложной цепи взаимоотношений в коллективе формируют кадровый потенциал лицея.

– Вместе с педагогами растут и ученики, улучшаются их результаты. Актуальный способ проверки знаний на сегодня – это ЕГЭ. Расскажите, какие результаты у ваших воспитанников?

Из 53 выпускников лицея, сдававших в 2017 году ЕГЭ по выбору, 35 выпускников (66%, что на 3% выше, чем в прошлом году) получили по результатам ЕГЭ по предметам по выбору средний балл более 55. Предметы по выбору сдавал 51 выпускник (96%, что на 9% выше показателя прошлого года). При сдаче экзаменов по выбору предпочтение было отдано следующим предметам: математика профиль (55%), биология (49%), химия (45%), обществознание (40%). Все выпускники переступили минимальный порог по основным предметам в основные сроки. В этом году 4 выпускницы лицея: Стадник Алисия, Касьянова Милана, Кивва Анастасия, Осаволюк Алиса набрали средние баллы по трем лучшим результатам ЕГЭ 90 и выше (92; 92; 90,3 и 90 соответственно). Доля выпускников, набравших по итогам трех ЕГЭ 220 баллов и выше, – показатель, который часто рассматривают в различных рейтинговых исследованиях ОУ – в лицее составляет 36% (19 из 53) и выше, чем в 2016 году – 26% (19 из 70).


Беседовала Мария Шульга,

фото из архива


ПОТАТУЕВА ВАЛЕНТИНА ОЛЕГОВНА

Директор лицея, образование высшее, высшей квалификационной категории, победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках ПНПО, награждена «Почетной грамотой министерства образования и науки Российской Федерации», медалью «За вклад в развитие образования города Ростова-на-Дону» I степени, нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ»

История лицея

1 сентября 1937 года гостеприимно распахнулись двери новой школы. Школе был присвоен №90. В 1937 году в здании новой школы разместилось 34 класса. В них обучалось 1300 учащихся. Комсомольская организация школы №90 в те годы считалась лучшей организацией в городе не только по учёбе, но и по комсомольским делам. Во время войны в здании школы был размещён госпиталь (1943–1944 г.).

После освобождения города школа была реорганизована в артиллерийское училище №11. В 1949–1950 уч. году открылась новая страница истории. Школе был присвоен №11 (правопреемница артспецшколы №11). В здание были переведены учащиеся, учителя и администрация мужской средней школы №26, 8 классов из разных школ бывшего тогда Орджоникидзенского района и 8 классов из школ Пролетарского района. С 1957 года школа становится смешанной.





19.01.2018
Председатель ЛДПР: мы уже сто лет списываем всем долги
Фракция ЛДПР не будет поддерживать ратификацию очередного списания долгов – на этот раз Киргизии. Об этом сегодня заявил Владимир Жириновский на пленарном заседании в Государственной Думе РФ.
19.01.2018
Крупнейший аэропорт Юга России участвует в кампании по выборам Президента Российской Федерации
Информация о выборах Президента России 18 марта 2018 года размещена в международном аэропорте «Платов». Крупнейший транспортный узел Ростовской области с трафиком, достигающим 2 тысячи пассажиров в час, стал значимой информационной площадкой текущей избирательной кампании.
19.01.2018
«Почта России» подключилась к информационной кампании
Рабочая встреча председателя Избирательной комиссии Ростовской области Андрея Бурова с руководителем управления федеральной почтовой связи Ростовской области, директором макрорегиона «Южный» Романом Костенко. На ней обсуждались пути взаимодействия в рамках информационной кампании по выборам Президента Российской Федерации, которые пройдут 18 марта 2018 года.
19.01.2018
В Ростовской области пройдет рейтинговое голосование по отбору общественных территорий для благоустройства
Состоялось первое в этом году собрание фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Законодательном Собрании. Депутаты обсудили итоги XVII Съезда партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», который прошел в Москве 22-23 декабря 2017 года, а также приоритетные задачи на ближайший период.
19.01.2018
Губернатор поручил провести мониторинг состояния спортивных сооружений
Проверить состояние спортивных объектов  в Ростовской области поручил губернатор Василий Голубев региональному министерству по физической культуре и спорту на совещании, которое состоялось сегодня, 18 января, и было посвящено работе ведомства за прошлый год, а также его  перспективным плана
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2017
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс