Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

«МАОУ «Лицей № 11»: лучшие традиции отечественного классического образования и инновационные технологии эффективного преподавания»

МАОУ «Лицей № 11» – одно из старейших образовательных учреждений Пролетарского района г. Ростова-на-Дону ведет свою историю с 1937 года. На протяжении последних пяти лет лицей является обладателем муниципального статуса «Школа цифровых технологий». Образовательное учреждение победило в номинации «Прорыв года» в рамках ежегодной церемонии награждения образовательных учреждений города Ростова-на-Дону «ТРИУМФ – 2016». Об этих и других достижениях лицея «Парламентский вестник Дона» поговорил с директором учреждения Валентиной Олеговной Потатуевой

– Валентина Олеговна, расскажите о лицее, профильных направлениях обучения. Что на ваш взгляд является фундаментом «хорошей школы»?

Что такое «хорошая школа»? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Кто-то скажет, что это школа, которая дает хорошие знания. По мнению других, это школа, которая учитывает индивидуальные особенности, способности и потребности детей. А третьи склонны думать, что хорошая школа та, которая обеспечивает формирование умений и навыков, позволяющих быть успешными.

Бесспорно, все перечисленные характеристики являются признаками хорошей школы, но я считаю, что хорошая школа – это школа, где ребенку комфортно, где не только заботятся о его развитии, но и создают условия для сохранения и укрепления здоровья. Лицей представляет собой социально-педагогический комплекс, в котором объединены лучшие традиции отечественного классического образования и инновационные технологии эффективного преподавания, ранней профориентации, здоровьесбережения и ценностно-смысловой парадигмы обучения.

Лицей № 11 – образовательное учреждение, обеспечивающее качественное современное образование. Приоритетами развития учебного процесса являются профильность обучения (биология, химия, физика, математика, обществознание, экономика); разноуровневое обучение (учет уровня обученности школьников, учет их интересов и наклонностей, учет индивидуальных особенностей личности лицеистов); практическая направленность учебного процесса (построение обучения на деятельностной основе, направленного на формирование ключевых компетентностей).

В 2016–2017 учебном году в лицее работали 36 классов-комплектов, в которых обучались 1063 человека. С 1 января 2017 года лицей получил право на реализацию программ дошкольного образования, и в структуре лицея появилось дошкольное отделение. Комплексный подход, объединяющий в целостную систему обучение, воспитание и социализацию детей, позволяет выстроить программу преемственности между четырьмя уровнями образования, обеспечивая комфортные условия адаптации для ребят.

В рамках реализации социально-экономического профиля развивается сотрудничество лицея с Южным федеральным университетом, Ростовским государственным экономическим университетом (РИНХ). На основании соглашения о сотрудничестве лицеисты принимают участие в проектных сменах Института истории и международных отношений, неделях науки Академии психологии и педагогики, презентуют свою исследовательскую деятельность в рамках работы Донской Академии наук.

Социальное взаимодействие с ДГТУ реализуется на базе Информационного центра по атомной энергетике, который регулярно проводит для лицеистов просветительские мероприятия, углубляя знания о развитии высоких технологий.

Давние партнерские отношения связывают лицей и Ростовский государственный медицинский институт. Для школьников проводятся университетские субботы, профориентационные мероприятия, тематические медицинские квесты с целью расширения знаний о специальностях, получаемых в РостГМУ.

Сотрудничество со Школьной лигой «РОСНАНО» позволило нам расширить содержание и вариативность реализации образовательных естественнонаучных программ в рамках общего и дополнительного образования, а также повысить практическую направленность учебного процесса и создать условия для успешной организации исследовательской деятельности обучающихся. В июне 2016 года лицей стал школой – участником Лиги, а в октябре 2016 года получил статус Федеральной инновационной площадки «Школа участница ФИП «Школьная лига».

Наш лицей в течение 2016-2017 года в рамках Фестиваля культур изучал корейскую культуру, принял участие более чем в 15 мероприятиях, награжден грамотой министерства образования Ростовской области за успешную реализацию проекта и выдвинут в состав экспертной группы. Данный проект рассчитан на 10 лет, и в перспективе каждая школа-участник пройдет 10 интерактивных погружений в 10 культур по формуле: «Знаю + Понимаю + Принимаю + Уважаю = Люблю».

Российское движение школьников, созданное Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» нашло своё воплощение и в стенах нашего Лицея, кроме того, мы стали пилотной площадкой такого нужного патриотического проекта.

Организация ученического самоуправления лицея «Прогресс» является постоянным участником и организатором благотворительных акций, таких как «Рождественский перезвон», «Мне через сердце виден мир», «Весенняя неделя добра», «Рука в руке», «Поможем всем миром». В этом году ребята также провели акции по сбору кормов для бездомных животных. Лидер ученического самоуправления Пахомов Алексей является победителем районного этапа конкурса «Лидер года» и участником городского конкурса.

Всё, о чём я рассказала, и есть современная хорошая школа.

– Естественным продолжением обязательных учебных занятий в современном образовательном пространстве стала внеурочная деятельность. Расскажите о том, как она организована в лицее.

– Внеурочная деятельность реализует как образовательные, так и воспитательные цели, решает проблемы социализации личности и является составляющей воспитательной системы лицея. Содержание занятий внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей путем анкетирования. Численный охват ребят, вовлеченных во внеурочную деятельность, растет из года в год, и на сегодняшний день составляет более 90%. Внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и спортивно-оздоровительное. В рамках реализации курса Краеведческий клуб «Юные музееведы» происходит знакомство обучающихся с историей музейного дела и с основными музеями города и области, развитие способностей к поисково-исследовательской деятельности, формирование патриотизма и потребности в сохранении для других поколений исторических и культурных ценностей. Курс «Мир профессий» направлен на пропедевтику профессионального самоопределения, формирования у младших школьников интереса к профессиональной деятельности, способствует накоплению непосредственных жизненных впечатлений о профессиях, что обеспечивает начало формирования гражданской позиции и построения образа «Я» в конкретной профессии. В рамках культурологической студии «Экранизация русской классики» происходит формирование общей культуры учащихся при знакомстве с шедеврами русского кинематографа, духовно-нравственное становление ученика в процессе просмотра и анализа лучших образцов экранизации художественных произведений классической литературы. Курс «Жизнетворчество» формирует целостный образ творческой личности, дети постигают способы деятельности человека и взаимоотношения с природой, социальной средой. Деятельность экологического клуба «Зеленая планета» направлена на формирование важнейшего психологического фактора – мотивации на ведение здорового образа жизни, осознание значимости здоровья в жизни человека. Члены клуба являются активными участниками лицейского волонтерского движения «Какаду», работа которого строится по принципу: «Равный обучает равного». Студия «Музыкальный театр» воспитывает понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением и дает возможность проявить детям свое актерское мастерство. При организации внеурочной деятельности лицей использует возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта; разнообразны и формы организации деятельности: экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, проектная деятельность, общественно-полезные практики, учебные курсы по выбору и т.д.

– Валентина Олеговна, что на ваш взгляд отличает «хорошего учителя»? Расскажите о вашем педагогическом коллективе.

– Века и тысячелетия прошли с тех пор, как древние греки провозгласили девиз образования: «Учитель не для школы, а для жизни». Учить для жизни, с моей точки зрения, – это учить трудовому усилию в обстановке свободы, учить получать наслаждение от того, что сделал, что узнал или хочешь узнать. Глубинные знания и представления о мире закрепляются ребенком через целостный личностный опыт. Научить всему этому возможно лишь в том случае, если в школе работают высокопрофессиональные творческие учителя, энтузиасты своего дела, которые способны зажечь искру творчества в сердцах своих учеников. Каждый день в хорошей школе – это радость. Но только в том случае, если учитель встал на путь сотворчества с учеником. Не «над», а «рядом» – тогда уроки становятся подобны русской матрешке: только открыл одну истину, а внутри другая. И так каждый день. В лицее 79 педагогических работника, из них почти 75% имеют высшую и первую квалификационную категорию. Три педагогических работника имеют ученую степень кандидата наук, 8 являются победителями конкурса лучших учителей РФ в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». Щербакова Л.Б., учитель биологии, Майборода Т.А., учитель русского языка и литературы – двукратные победители конкурса «Лучших учителей России» в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Чтобы учитель был готов к современным требованиям, он должен непрерывно повышать свой профессиональный потенциал. Так, в 2016-2017 учебном году продолжалась целенаправленная работа по повышению квалификации педагогов: 12 педагогов обучались на курсах повышения квалификации. Формирование корпоративной культуры стало основой профессионального развития сотрудников образовательного учреждения. Грамотно выстроенная система наставничества, деятельность методической службы, работа Школы молодого педагога и творческих групп для решения актуальных задач – все это делает жизнь в лицее живой, насыщенной и личностно значимой. Каждый сотрудник получает возможность выстроить индивидуальную программу самоактуализации, получить необходимую помощь от администрации и коллег. Постоянное, целенаправленное, строго выверенное и осмысленное воздействие на все звенья сложной цепи взаимоотношений в коллективе формируют кадровый потенциал лицея.

– Вместе с педагогами растут и ученики, улучшаются их результаты. Актуальный способ проверки знаний на сегодня – это ЕГЭ. Расскажите, какие результаты у ваших воспитанников?

Из 53 выпускников лицея, сдававших в 2017 году ЕГЭ по выбору, 35 выпускников (66%, что на 3% выше, чем в прошлом году) получили по результатам ЕГЭ по предметам по выбору средний балл более 55. Предметы по выбору сдавал 51 выпускник (96%, что на 9% выше показателя прошлого года). При сдаче экзаменов по выбору предпочтение было отдано следующим предметам: математика профиль (55%), биология (49%), химия (45%), обществознание (40%). Все выпускники переступили минимальный порог по основным предметам в основные сроки. В этом году 4 выпускницы лицея: Стадник Алисия, Касьянова Милана, Кивва Анастасия, Осаволюк Алиса набрали средние баллы по трем лучшим результатам ЕГЭ 90 и выше (92; 92; 90,3 и 90 соответственно). Доля выпускников, набравших по итогам трех ЕГЭ 220 баллов и выше, – показатель, который часто рассматривают в различных рейтинговых исследованиях ОУ – в лицее составляет 36% (19 из 53) и выше, чем в 2016 году – 26% (19 из 70).


Беседовала Мария Шульга,

фото из архива


ПОТАТУЕВА ВАЛЕНТИНА ОЛЕГОВНА

Директор лицея, образование высшее, высшей квалификационной категории, победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках ПНПО, награждена «Почетной грамотой министерства образования и науки Российской Федерации», медалью «За вклад в развитие образования города Ростова-на-Дону» I степени, нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ»

История лицея

1 сентября 1937 года гостеприимно распахнулись двери новой школы. Школе был присвоен №90. В 1937 году в здании новой школы разместилось 34 класса. В них обучалось 1300 учащихся. Комсомольская организация школы №90 в те годы считалась лучшей организацией в городе не только по учёбе, но и по комсомольским делам. Во время войны в здании школы был размещён госпиталь (1943–1944 г.).

После освобождения города школа была реорганизована в артиллерийское училище №11. В 1949–1950 уч. году открылась новая страница истории. Школе был присвоен №11 (правопреемница артспецшколы №11). В здание были переведены учащиеся, учителя и администрация мужской средней школы №26, 8 классов из разных школ бывшего тогда Орджоникидзенского района и 8 классов из школ Пролетарского района. С 1957 года школа становится смешанной.





Круглый стол «Национальная система учительского роста: проблемы и пути решения». Смотреть на YouTube
21.11.2017
ОНФ и Минприроды представили экологический рейтинг российских городов: Набережные челны и Казань стали лучшими
Эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) совместно с Минприроды России подготовили «Экологический рейтинг российских городов – 2017» на основе данных, представленных органами власти крупных муниципальных образований всех регионов страны.
21.11.2017
Василий Голубев: «Ростовская область – это мы»
Профессионализм и компетентность – вот основные качества, которые необходимы организаторам выборов всех уровней в ходе предстоящей федеральной кампании по выборам Президента России.
21.11.2017
Андрей Харченко: «Для нас основная задача – сбалансированность, устойчивость, легитимность и прозрачность бюджета»
20 ноября состоялось заседание комитета Законодательного Собрания Ростовской области по бюджету, налогам и собственности (председатель комитета – первый заместитель Председателя Донского парламента Андрей ХАРЧЕНКО, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»).
21.11.2017
Донские парламентарии ознакомились с особенностями блокчейна и криптовалют
Механизм функционирования блокчейна и обращение криптовалют 17 ноября стали предметом обсуждения на совместном заседании трех комитетов Донского парламента по инициативе комитета по законодательству.
20.11.2017
Семь тысяч организаторов выборов собрались на областную конференцию
Председатель Центральной избирательной комиссии РФ Элла Памфилова и заместитель Председателя ЦИК России Николай Булаев приняли участие в областной конференции организаторов выборов, которая прошла сегодня в Ростове-на-Дону. Они вышли на связь в онлайн режиме.
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2017
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс