Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

Новеллы избирательного законодательства в 2021 году

Практика проведения выборов различного уровня показывает необходимость совершенствования избирательного процесса. Это позволит создавать оптимальные условия для реализации гражданами своих избирательных прав. Наиболее активно ведется эта работа в преддверии федеральных избирательных кампаний. Не стала исключением и избирательная кампания по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ восьмого созыва и иные выборы, назначенные на 19 сентября 2021 года.

Если сравнивать избирательное законодательство, регулирующее выборы депутатов Госдумы ФС РФ в 2016 году и избирательной кампании 2021 года, то оно существенно обновилось. К числу основных законодательных нововведений можно отнести:

1 Возможность голосования в течение нескольких дней подряд.

Голосование на выборах (включая повторное голосование, повторные выборы), референдумах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней. Эти изменения были внесены в Федеральный закон от 31.07.2020 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Решение о выборах в течение нескольких дней может принять избирательная комиссия, организующая данные выборы.

Так, голосование на предстоящих выборах, назначенных на 19 сентября 2021 года, пройдет в течение трех дней – с 17 по 19 сентября с 8 до 20 часов по местному времени. Решение об этом было принято Центральной избирательной комиссией России (постановление от 01.07.2021 № 13/103-8). В эти три дня могут использоваться три формы голосования:

– голосование в помещении для голосования;

– голосование вне помещения для голосования;

– дополнительные формы голосования (могут осуществляться в случае принятия избирательной комиссией субъекта РФ соответствующего решения).

В настоящее время Избирком Ростовской области решение об использовании дополнительных форм голосования на территории области не принял.

2 Установление возможности голосования избирателей посредством дистанционного электронного голосования.

Об этой возможности читайте в статье «Все о дистанционном электронном голосовании».

3 Уточнение агитационного периода.

Данные поправки в закон были связаны с тем, что ранее, на выборах губернатора Ростовской области в 2020 году, также применялось многодневное голосование, но агитационный период прекращался в ноль часов по местному времени дня, предшествующего единому дню голосования. Это привело к тому, что в избиркомы поступало много жалоб и обращений.

На сегодняшний день в федеральном избирательном законодательстве говорится, что в случае принятия решения о голосовании в течение нескольких дней подряд агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени первого дня голосования.

В этом году агитационный период заканчивается 17 сентября в 00:00 часов по местному времени.

4 Закрепление за избирательными комиссиями дополнительной функции контроля за распространением агитационных материалов в Интернете.

Избирательные комиссии были наделены правом обращаться в Роскомнадзор с запросом о прекращении распространения в Интернете агитационных материалов, изготовленных и (или) распространяемых с нарушением требований законодательства России о выборах и референдумах. Иными словами, такие сайты могут быть заблокированы.

Вначале Роскомнадзор направляет операторам связи требование о блокировке сайта, это требование должно быть реализовано незамедлительно. Также Роскомнадзор направляет такое же требование провайдеру хостинга или владельцу сайта. После этого информация или агитационный материал должны быть удалены с сайта. При этом в случае удаления противоправного материала после проверки Роскомнадзором доступ к сайту может быть возобновлен.

Эти права избиркомам были даны после вступления 9 марта в силу Федерального закона от 09.03.2021 № 43-ФЗ. Ранее ограничить доступ к незаконной агитации в Сети возможно было исключительно через суд.

5 Увеличение штрафов за незаконное изготовление, распространение или размещение агитационных материалов.

Так, для граждан административный штраф за изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах составляет от 5 тыс. до 20 тыс. руб., на должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб., на юридических лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.12 КоАП РФ).

Для сравнения: в предыдущей редакции КоАП РФ административный штраф составлял от 1 тыс. до 3 тыс. руб. для граждан, от 2 тыс. до 3 тыс. руб. для должностных лиц и от 50 тыс. до 100 тыс. для юрлиц.

6 Установление понятия кандидата, являющегося физическим лицом, выполняющего функции иностранного агента, либо аффилированного с иностранным агентом.

Такая информация также должна быть указана в агитационных материалах, в списке представленных на выборах политических партий, в подписных листах, в помещениях для голосования и в избирательных бюллетенях, а СМИ будут обязаны указывать такой статус кандидатов при упоминании.

7 Установлен запрет вносить пожертвования юридическим лицам, информация о которых включена в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иноагента.

8 Расширены случаи, при которых ограничивается пассивное избирательное право граждан Российской Федерации.

На сегодня не имеют права быть избранными граждане, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом «О противодействии терроризму».

9 Увеличено максимальное количество кандидатов, включенных в общефедеральную часть федерального списка.

При проведении выборов депутатов Госдумы увеличено максимальное количество кандидатов, которые могут быть включены в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, выдвинутых политической партией с 10 до 15.

10 Изменение требований к тексту избирательного бюллетеня.

Если в бюллетень внесено свыше десяти зарегистрированных кандидатов, то информация о кандидатах (основное место работы, принадлежность к партии и т.д.) может быть не внесена в бюллетень, а размещаться в специальном информационном материале. Данный информационный материал размещается в кабине либо ином специально оборудованном месте для тайного голосования и (или) на информационном стенде.

11 Корректировка сроков обжалования решений избирательных комиссий об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов).










26.11.2021
На 36-м заседание ЗС РО депутаты донского парламента поддержали федеральный законопроект о QR-кодах
В ходе 36-го очередного заседания Законодательного Собрания Ростовской области депутаты донского парламента поддержали большинством голосов проект федерального закона о «О внесении изменений в Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который определяет порядок использования с 1 февраля 2022 года QR-кодов для посещения общественных мест.
25.11.2021
Обновить почтовые отделения Президент поручил на съезде ЕР.
Модернизация сельских отделений «Почты России» и расширение их услуг — это важнейший для страны проект, поскольку он охватывает 30 млн сельских жителей, отметил секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак в ходе совещания Президента с членами Правительства. Модернизировано будет 25160 отделений, 632 — в следующем году
25.11.2021
Вячеслав Василенко: «Законодательное Собрание с момента своего основания оказывает содействие возрождению донского казачества»
В донском парламенте состоялось заседание круглого стола на тему «Деятельность казачьих дружин на территории муниципальных образований в Ростовской области». Организатором мероприятия выступил комитет Законодательного Собрания Ростовской области по аграрной политике, природопользованию, земельным отношениям и делам казачества.
24.11.2021
На заседании комитета по социальной политике обсудили федеральный законопроект, направленный на противодействие распространению COVID-19
На заседании комитета Законодательного Собрания Ростовской области по социальной политике, труду, здравоохранению и межпарламентскому сотрудничеству депутаты обсудили проект «Федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
23.11.2021
Работа донского волонтерского центра получила высокую оценку на федеральном уровне
Депутат Законодательного Собрания Ростовской области, заместитель секретаря регионального отделения «Единой России» Светлана ПИСКУНОВА рассказала о работе волонтеров в Ростовской области. Презентация прошла в ходе селекторного совещания по вопросам организации работы региональных волонтерских центров, которое провел секретарь Генерального совета «Единой России» Андрей Турчак
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2021
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс