ПОМОЖЕТ ЛИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА СПАСТИ РОСТОВСКИЙ ПОРТ28.06.2019
Законодательное Собрание Ростовской области обратилось в Государственную Думу и в Правительство России с просьбой пересмотреть официальный статус международных портов Ростова-на-Дону и Азова. Статус портов изменился в 2009, когда они юридически стали морскими портами. Тут-то и возникло множество проблем, о которых никто не задумался раньше. Причем настолько серьезные, что впервые за 270 лет своего существования Ростовский порт оказался на грани прекращения своей деятельности. За комментарием ситуации корреспондент «Парламентского вестника Дона» обратилась к председателю Совета директоров АО» Ростовский порт» Олегу Грызлову. Олег Игоревич около 20 лет работает в системе водного транспорта Азово-Донского бассейна. Это высококвалифицированный специалист, который не раз справлялся с самыми сложными ситуациями и умел наладить работу «Ростовского порта» во времена любых кризисов и катаклизмов. Но сейчас даже он в глубокой задумчивости. – Олег Игоревич, с чего началась эта история со сменой статуса? – В 2005–2006 годах мы добивались того, чтобы устьевые порты работали по таким же правилам перевозок, по которым работают морские порты. По правилам, когда груз идет в морской порт, за него железная дорога отвечает, когда груз доставляется в речной – не отвечает. Устьевые порты из этой цепочки как бы выпали. Вот такой пробел оказался в уставе, в правилах перевозок. Мы хотели его устранить, но мы боролись не за морской статус! Тем более, что Санкт-Петербург, Калининград, Астрахань, Ростов, Азов – мы все осуществляли свою деятельность в международном торговом мореплавании, но считались речным. Действовали согласно Распоряжению Правительства РФ, по которому нам разрешено пропускать суда с иностранным флагом, осуществлять всю необходимую деятельность по открытию – закрытию границы. К сожалению, вместо того, чтобы решить одну проблему и сделать положение по устьевым портам, одним махом их просто сделали морскими. Никто не подумал о последствиях. – Можно подробнее? – Порты Ростова и Азова расположены в устьях рек и у них свои особенности. Здесь течение, наносы и требования к движению судов совершенно другие. Например, у нас не бывает отливов и приливов, но теперь мы обязаны их учитывать. Возникло резкое усиление нормативно-технических требований к портам, рост финансовых затрат на строительство и содержание портовых гидротехнических сооружений, рейдов, якорных стоянок. – «Ужесточившиеся требования к портам Ростова и Азова по сути не позволяют развивать портовую инфраструктуру», – сказал на заседании парламентариев зампредседателя Заксобрания Ростовской области Александр Скрябин. Какое решение выхода из тупиковой ситуации? – Есть законодательная инициатива и спасибо Законодательному Собранию, что нас поддержали и услышали. Депутаты предлагают закрепить в законодательстве новое понятие – «морской порт с речным режимом эксплуатации» и определить особенности функционирования таких портов. Предлагается конкретизировать экологические требования к подобным портам, разработать особые нормы их проектирования, порядок содержания... По крайней мере, это какое-то решение вопроса. Сделать корректировку в статусе морских портов: пусть они останутся морскими, но все эксплуатационные вопросы будут регулироваться требованиями речными. Это будет касаться всего: и судоходства, и эксплуатации гидротехнических сооружений, и строительства, и содержания водных путей. Хотя, на мой взгляд, это половинчатое решение, которое тянет за собой кучу вопросов. – Например? – Вот один момент: содержание водного пути, то есть судоходного хода. Содержание на реке регламентируется госзаказом. И бассейновое управление должно отчитаться, что заданные параметры судового хода поддерживаются в соответствии с требованиями или заданием. Но в «Росморпорту», который отвечает за наш участок пути, нет такого государственного задания. Они регламентируют свою деятельность законом о морских портах. И даже если внесут изменения об устьевых портах, то еще остается вопрос, а какие документы должны выйти, чтобы «Росморпорт» мог осуществлять свою деятельность именно в нужных рамках. К речным требованиям он никакого отношения не имеет – это юридический факт. Согласно морским требованиям, по большому счету, Ростовский порт вообще должен остановиться. Судоходные пути, которые существуют в Азове и Ростове, не позволяют нам принимать суда, которые нужно принимать согласно требованиям и законам морских портов. Суда свыше 90 метров длиной проходить сюда не могут. Можно было бы задать вопрос Агентству морского и речного транспорта РФ: «Почему в Азов и Ростов не пропустили суда?» Ответ был бы прост: «Потому что мы приняли такие документы, которые блокировали судоходство на нижнем Дону». Только в Агентстве его никто не озвучит. – Можно ли просто вернуть прежний статус речных портам? – Как часто у нас бывает, желание «поженить ужа с ежом» ни к чему хорошему привести не может. Статус «морской» с речными условиями... уже звучит смешно... Боязнь назвать вещи своими именами – опасна. Предложение вернуть все на место более понятно и правильно. Но на это никто не пойдет. За прошедшее время в 2009 году уже создан Ростовский филиал ФГУП «Росморпорт», там работает огромное количество специалистов. Для того, чтобы вернуть старый статус, нужно принять решение по сокращению людей. ФГУП «Росморпорт» – федеральное государственное унитарное предприятие. Унитарное предприятие живет по закону коммерческой структуры, которой государство делегировало некоторые полномочия. Теперь они собирают все судовые сборы с каждого судна, которые раньше собирало государство. Но ФГУП тратит их на свои программы. Нам говорят, есть другие проекты, строить новые порта выгоднее, интереснее. Возникает один вопрос: разве мы не справляемся с чем-то? Мы загружены максимум на 40 процентов. У нас мощность 6,5 миллионов тонн. Черноморские порты – замечательно. Да, искусственно можно любой порт развить – если угробить наши порты. – К чему придет Ростовский порт при таких перспективах? – Мы привязаны к своему типу судов, к экономической целесообразности, той, которую считают грузовладельцы. Выгодно – они сюда пойдут. Не выгодно – не пойдут. Нам хотелось бы сохранить то, что было создано нашими предками, и удержать то, что есть. Но мы уже сейчас видим, что грузовладельцы ориентированы на порты Черноморского побережья, потому что неизвестно, какая политика будет здесь. Картина пессимистичная.
Ольга Санина, фото автора |