Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

СЕРГЕЙ ШЛЫК: «КОНТРОЛЬ ЗА КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ – НАША КЛЮЧЕВАЯ ЗАДАЧА»

Качество работы врачей не перестают обсуждать, а оно, как известно, закладывается во время обучения в медицинских вузах. Об особенностях набора студентов 2018 года и о новых технологиях подготовки специалистов рассказывает ректор Ростовского государственного медицинского университета, профессор, доктор медицинских наук Сергей Шлык.

– Сергей Владимирович, что изменилось и каким образом в Ростовском медуниверситете идёт работа по достижению высокого уровня качества подготовки медиков?

– Мы с вами живём в очень интересное время, когда этому вопросу уделяется большое внимание. Новый национальный проект по здравоохранению, который сейчас разрабатывается Правительством России и который будет осуществляться со следующего года, имеет восемь разделов. Один из них – вопрос подготовки медицинских кадров, в первую очередь, первичного звена. То есть участкового врача, педиатра, фельдшера. Такого ещё не случалось, чтобы эту тему выделили в отдельный раздел программы. Теперь это произошло. При этом дефицит специалистов первичного звена имеется и в Ростове-на-Дону. Поэтому губернатор Ростовской области Василий Голубев дал поручение по итогам встречи с избирателями в сфере образования, поручив главе администрации города Ростова-на-Дону и мне разработать комплекс мер по обучению этого звена здравоохранения в Ростове. И мы этим занимаемся очень серьёзно.

– Давайте поговорим подробнее о деталях. Студенты учатся лучше на бюджетной или внебюджетной основе?

– Моё глубокое убеждение: если студент хочет, он получит знания. Если нет, никакой самый талантливый преподаватель не сможет «впихнуть» их в него. В этом году у нас был очень непростой набор: больше желающих поступить в институт, выше балл по сравнению с прошлым годом. Проявилась очень интересная тенденция. Посмотрите, как с 2012 по 2018 год менялась динамика. В 2012 году у нас было 615 бюджетных мест, в 2013-м – 604. В 2017 и 2018 годах у нас уже 705 мест – количество бюджетных мест увеличилось на 105. Таким образом Ростовский медуниверситет занял третье место по бюджетному приёму среди медицинских вузов России. Первые два места занимают Московский 2-й мединститут и первый Московский государственный университет имени Сеченова. По внебюджетным местам ситуация такая: в 2012 году у нас было 220 мест, в 2016-м стало 500 – и на этой отметке мы замерли. Сейчас у нас такое соотношение – 60 процентов занимают бюджетные места, 40 процентов – внебюджетные. Почему мы не увеличиваем места для студентов на коммерческой основе? Это вопрос качества. У нас есть аудитории, средства, силы и хорошая база, но увеличивать количество студентов бесконечно нельзя, начнёт падать качество обучения.

– Высокий средний балл по ЕГЭ абитуриентов вуза относится к критериям эффективности его образовательной деятельности. Каков у вас проходной балл этого года?

– Конкурс увеличивается – плюс семь процентов в этом году. В 2014 году во всех вузах России средний балл по ЕГЭ у абитуриентов, зачисленных на бесплатные места, составлял в среднем 64,3. Традиционно в медицинских вузах балл на 10-15 процентов выше – он достигал 74,4. В Ростовском медуниверситете балл по ЕГЭ был выше – 76,9. В 2017 году балл по ЕГЭ для бюджетников в вузах России был 68,2, в медузах – 74,6, а в РостГМУ – 79,3. У нас есть возможность выбрать лучших абитуриентов среди лучших.

Есть и целевой набор. Существует система распределения бюджетных мест на уровне РФ, в которой учитывается потребность региона на основе реестра врачей. По целевым направлениям к нам едут из Республики Крым, Калмыкии, Адыгеи, Ингушетии, но, конечно, больше всего из Ростовской области. Очень много желающих поступить в Ростовский медицинский университет из других регионов.

– Преподаватели разных вузов жалуются, что качество знаний абитуриентов падает с каждым годом. Каким вы видите портрет вашего абитуриента, в дальнейшем студента?

– Объясню на примере олимпиад. С 2016 года мы проводим олимпиаду по химии. С 2018 года начали проводить олимпиаду по биологии. В 2016 году изъявили желание участвовать в олимпиаде по химии 400 человек, а в 2018-м – уже 800. На тестирование в 2016 году пришли 300 человек, а в 2018-м – 560. Эти молодые люди не просто зарегистрировались на сайте, они пришли в медуниверситет, их распределили по группам, назначили время сдачи тестов. Потом их с паспортами привели в специальный центр, где проходит аттестация по ЕГЭ и ведётся видеозапись. Большинство из тех, кто успешно прошёл тестирование, поступили в наш вуз. Эти ребята пришли на олимпиаду целенаправленно, они упорно готовились. В дальнейшем мы провели мониторинг по итогам учёбы и выяснили, что успеваемость у них лучше. У нас 60 процентов студентов учатся на «четыре» и «пять», а у «олимпийцев» 83 процента учатся без «троек». Это говорит о том, что к нам идут ребята знающие, имеющие мотивацию. Кроме того, у нас есть балльно-рейтинговая система оценки знаний каждого студента. В Ростовском медуниверситете спрашивают каждый день – нельзя прийти, не выучив и думать, что тебя не спросят. Обязательно спросят!

– Во время приёма экзаменов вы применили новые технологии?

– Инновации есть – у нас созданы специальные аудитории, оснащённые оборудованием для видеонаблюдения в режиме онлайн. Здесь студенты проходят промежуточную аттестацию. Пересдача проходит в кабинете, где ведётся не только видео-, но и аудиозапись. Это очень помогает, особенно тогда, когда возникает конфликтная ситуация с родителями. Дети ведь не всегда признаются, по какой причине завалили экзамен. Боятся экономических и, возможно, физических санкций. Мы предъявляем родителям эти записи – и вопрос, как правило, снимается. Кроме того, мы участвуем в эксперименте Рособрнадзора по параллельному приему экзаменов. В работе экзаменационной комиссии благодаря современным технологиям может принимать участие работодатель или представители медвуза из другого города. Во время экзамена в аудитории стоят видеокамеры, идёт трансляция. И, например, в Астрахани тоже сидит комиссия и участвует в приёме экзамена.

– Какие ещё введены методы контроля качества обучения?

– Мы ввели экзамен фундаментальной медицины. Взяли девять основных фундаментальных предметов: анатомия, химия, фармакология... Наши преподаватели создали тесты, их скорректировали врачи-практики. Чего мы добились? Первое – проверка вживаемости знаний. Второе – получения объективной оценки их знаний. Третье – анализируем богатую информацию по качеству работы каждого преподавателя. В прошлом году 41 человек был отчислен с четвёртого курса после сдачи этого экзамена. Также с шестого курса мы всегда отчисляем какое-то количество. Не каждый может быть врачом. Кто-то раньше это понял, кто-то позже. Иногда с нами пытаются судиться, но пока мы выигрываем все процессы. Нам представляется, что мы абсолютно объективны: нельзя давать диплом специалисту, который не знает медицину, который потом придёт и будет лечить нас, наших детей.

– Студентам дают возможность практиковаться на пациентах?

– Перед тем, как работать с людьми, студенты получают практические навыки на манекенах. У нас создан Центр симуляционного обучения, закуплено необходимое дорогостоящее оборудование. Такой пока нет больше ни у кого в России. Это не просто куклы – это сложнейшая система, имитирующая жизнедеятельность организма. Производители даже снабдили их именами. Например, «Володя» или «Харвей» – симулятор для кардиологов. Он считается лучшим у медиков всего мира. В его программе записаны основные симптомы, касающиеся болезней сердца.

– И всё же в соцсетях продолжаются обсуждения об учёбе медиков за деньги...

– В настоящее время в медицинских вузах предпринимаются беспрецедентные меры по контролю качества обучения студентов. Так, с 2016 года введена первичная аккредитация выпускников – сложный многоуровневый экзамен, принимаемый независимой комиссией (представителями врачебного сообщества, органов управления здравоохранением), без сдачи которого невозможны ни профессиональная деятельность выпускников, ни их поступление в ординатуру. Экзамен трехэтапный, предусматривает компьютерное тестирование, сдачу экзамена по практическим навыкам на симуляторах-манекенах и решение клинических задач. При этом меры безопасности предпринимаются как при сдаче ЕГЭ, билет на всех этапах аккредитации формируется на сервере в Москве, оценка на двух первых этапах также ставится дистанционно, и только задачи оцениваются независимой комиссией на месте. В университете также широко внедряется компьютерное тестирование студентов по различным дисциплинам, в том числе и мультипредметное для проверки качества знаний, принята балльно-рейтинговая система оценки текущих знаний студентов, практикуется пересдача экзаменов в аудиториях, где осуществляется видеозапись экзамена, и многое другое. Осуществляемая в вузе система мер значительно снижает коррупционные риски при получении образования. Мы и дальше планируем работать в данном направлении для повышения качества образования наших выпускников.



Беседовала Ольга Санина,

фото предоставлено пресс-службой РостГМУ





23.10.2018
Александр Ищенко принял участие в XVII Общероссийском форуме стратегов
XVII Общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России: стейкхолдеры будущего» проходит в Санкт-Петербурге 22-23 октября
23.10.2018
ЛДПР предлагает упорядочить изменение взносов на капитальный ремонт
Фракция ЛДПР в Законодательном Собрании Ростовской области внесла предложение рассмотреть вопрос об изменении действующего Областного закона «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области», в части закрепления в законе величины минимального взноса за капитальный ремонт.
23.10.2018
Вячеслав Василенко принял участие в Дне древонасаждения
20 октября заместитель Председателя Законодательного Собрания Ростовской области – председатель комитета по аграрной политике Вячеслав ВАСИЛЕНКО (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») принял участие в Дне древонасаждения в Морозовском, Милютинском и Кашарском районах.
22.10.2018
Ростовская область примет участие в «Театральном марафоне»
Более 200 мероприятий пройдет в Ростовской области в рамках Года театра. Об этом в минувшую пятницу, 19 октября, рассказал первый заместитель губернатора донского региона Игорь Гуськов на видеосовещании под председательством заместителя председателя правительства Российской Федерации Ольги Голодец.
22.10.2018
Юбилейная конференция по защите прав потребителей состоялась в Ростове
На конференции, посвященной 10-летию реализации программы по защите прав потребителей на Дону, подвели итоги работы
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2018
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс