Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

С.Ф. ХЛЕБУНОВА: «НЕСМОТРЯ НА СЛОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ЕГО ПРЕИМУЩЕСТВА – ОЧЕВИДНЫ»

Актуальность проблем введения инклюзивного образования по мере реализации организационных и методических мероприятий не снижается, а продолжает возрастать. Эта тенденция – прямое подтверждение тому, что сохраняется и углубляется заинтересованное отношение общества к проблемам детей с ОВЗ, поиску эффективных ресурсов повышения качества инклюзивного образования; среди них не только финансовые, материально-технические, первостепенное значение приобретает проблемы интеграции инклюзивного образования в деятельность учреждений общего образования и овладения педагогами особыми технологиями.

О реализации этих подходов, нововведениях и проблемах, связанных с инклюзивным образованием, «Парламентскому вестнику» рассказала ректор ГБУ ДПО РО «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», доктор педагогических наук, профессор Сарра Фёдоровна Хлебунова.

– Сарра Федоровна, в чем заключаются изменения стратегии работы с особыми детьми в связи с актуализацией инклюзивного образования?

– Главным документом, продуцирующим изменения, является Федеральный государственный стандарт по начальному общему образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, а также новый стандарт для детей с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями. Эти нововведения весьма существенны, т.к. учитывают особенности развития детей. Образование, которое получают эти дети, не может соответствовать результатам, прописанным в общем ФГОСе. Особо следует подчеркнуть уровень образования, регулируемый этим стандартом, он обладает большим преимуществом, т.к. учитывает специфику развития детей и, как следствие, имеет бо́льшую эффективность. Этот стандарт был принят в 2014 году, а с 2016 года постепенно вступает в силу. Государство рассматривает 2 направления реализации ФГОС для детей с ОВЗ: первое – это размещение особых детей в обычных классах. В качестве второго направления поддерживается и та уникальная система специального коррекционного образования, которая существовала до нововведений.

В Ростовской области в настоящее время существует 30 таких специальных учреждений. В настоящее время количество особых детей, к сожалению, увеличивается, а количество спецучреждений сокращается, поскольку часть детей идет в инклюзивные классы обычных школ. На сегодняшний день в нашей области почти сравнялось количество детей, обучающихся инклюзивно и обучающихся в специальных учреждениях. Окончательный выбор всегда остается за родителями. Однако, несмотря на эту тенденцию, в деятельности этих коррекционных учреждений появилось еще одно направление: они стали ресурсными центрами по сопровождению инклюзивного образования, поскольку узкие специалисты находятся именно здесь.

Новый государственный стандарт особым образом регулирует структуру специальных учреждений и содержание образовательных программ. Стандарт является вариативным, то есть он содержит примерные варианты адаптированной образовательной программы. В соответствии с уровнем развития ребенка и его диагнозом в школе создаются определенные условия. К примеру, для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата строятся пандусы и подъемники, а для ученика с нарушениями слуха должна быть специальная аппаратура, а также компетентные педагогические кадры.

– Какие программы были приняты на федеральном уровне в целях поддержки интеграции особых детей в обычные школы?

– Одна из основных программ это, безусловно, «Доступная среда», которая была принята в 2011 году. На первом этапе планировалось, что она будет действовать до 2015 года, однако сейчас программа пролонгирована до 2020 года. Кроме того, у нас существует региональная одноименная программа. В ее рамках в нашем институте прошли обучение 590 руководителей и педагогов на этапе введения государственного стандарта. Главное, принципиальное отличие сегодняшнего подхода заключается в обязательном владении каждым учителем общеобразовательного предмета инклюзией и технологией работы с этой категорией детей, включающей 9 нозологических групп. Именно поэтому мы продолжаем ежегодно работать в этом направлении, включая в план повышения квалификации кадров за счет бюджетных ассигнований эти категории педагогических кадров. Во все образовательные программы нашего института включен модуль по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья для всех учителей-предметников, при этом планируются специализированные курсы для преподавателей именно этой сферы. В текущем году в институте, с использованием разных источников финансирования, было проведено 13 курсов для учителей, одни из которых были проведены совместно с Московским государственным педагогическим университетом.

В заключение хотелось бы отметить, что остается много сложностей. Среди них проблемы возможного неприятия школьной средой особых детей, так порой и нежелание или неспособность войти в эту среду уже со стороны детей с ОВЗ. Также весьма нелегкой представляется деятельность школьного педагога, задачи которого в условиях инклюзии многократно возрастают: помимо реализации программ общего образования, необходимости их корректировки в работе с одаренными детьми, педагог должен организовывать на уроках работу с детьми с ОВЗ. Но при всех трудностях в этой работе есть безоговорочные преимущества: возможность взаимодействия обучающихся с более широким кругом лиц, в том числе, не имеющих ограничений по здоровью; возможность социализации наравне с другими членами общества; психологическое, психолого-социальное, коррекционное и социализирующее сопровождение, как на протяжении обучения, так и после него.

В этой работе заключены такие мощные социально-значимые эффекты, на которые невозможно не ориентироваться. На реализацию этих условий направлена деятельность института.





Александр Астапенко, фото автора






19.10.2018
17 октября свои двери открыла выставка «Здоровье и Долголетие»
Проект, ежегодно проходящий при поддержке Управления здравоохранения Ростовской области, завершит свою работу 21 октября.
19.10.2018
Василий Голубев: «В Ростове-на-Дону будет открыто генконсульство Республики Узбекистан»
Об этом губернатор Ростовской области Василий Голубев сообщил сегодня, 19 октября, в Ташкенте, в ходе делового завтрака, с которого стартовал основной день Первого форума межрегионального сотрудничества между Россией и Республикой Узбекистан».
19.10.2018
20 октября на Дону пройдет осенний День древонасаждений
В субботу, 20 октября, во всех муниципальных образованиях Ростовской области состоится осенний День древонасаждений.
19.10.2018
Депутаты донского парламента примут активное участие в работе XXIII Димитриевских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность» 18.10.2018
Об этом заявил Председатель Законодательного Собрания Ростовской области Александр ИЩЕНКО (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») на итоговом заседании оргкомитета.
19.10.2018
Александр Скрябин принял участие в XI международном форуме «Транспортный потенциал» в Санкт-Петербурге
В четверг, 18 октября, заместитель Председателя Законодательного Собрания Ростовской области – председатель комитета по строительству Александр СКРЯБИН (Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») принял участие в работе XI международного форума “Транспортный потенциал”.
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2018
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс