Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

С.Ф. ХЛЕБУНОВА: «НЕСМОТРЯ НА СЛОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ЕГО ПРЕИМУЩЕСТВА – ОЧЕВИДНЫ»

Актуальность проблем введения инклюзивного образования по мере реализации организационных и методических мероприятий не снижается, а продолжает возрастать. Эта тенденция – прямое подтверждение тому, что сохраняется и углубляется заинтересованное отношение общества к проблемам детей с ОВЗ, поиску эффективных ресурсов повышения качества инклюзивного образования; среди них не только финансовые, материально-технические, первостепенное значение приобретает проблемы интеграции инклюзивного образования в деятельность учреждений общего образования и овладения педагогами особыми технологиями.

О реализации этих подходов, нововведениях и проблемах, связанных с инклюзивным образованием, «Парламентскому вестнику» рассказала ректор ГБУ ДПО РО «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», доктор педагогических наук, профессор Сарра Фёдоровна Хлебунова.

– Сарра Федоровна, в чем заключаются изменения стратегии работы с особыми детьми в связи с актуализацией инклюзивного образования?

– Главным документом, продуцирующим изменения, является Федеральный государственный стандарт по начальному общему образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, а также новый стандарт для детей с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями. Эти нововведения весьма существенны, т.к. учитывают особенности развития детей. Образование, которое получают эти дети, не может соответствовать результатам, прописанным в общем ФГОСе. Особо следует подчеркнуть уровень образования, регулируемый этим стандартом, он обладает большим преимуществом, т.к. учитывает специфику развития детей и, как следствие, имеет бо́льшую эффективность. Этот стандарт был принят в 2014 году, а с 2016 года постепенно вступает в силу. Государство рассматривает 2 направления реализации ФГОС для детей с ОВЗ: первое – это размещение особых детей в обычных классах. В качестве второго направления поддерживается и та уникальная система специального коррекционного образования, которая существовала до нововведений.

В Ростовской области в настоящее время существует 30 таких специальных учреждений. В настоящее время количество особых детей, к сожалению, увеличивается, а количество спецучреждений сокращается, поскольку часть детей идет в инклюзивные классы обычных школ. На сегодняшний день в нашей области почти сравнялось количество детей, обучающихся инклюзивно и обучающихся в специальных учреждениях. Окончательный выбор всегда остается за родителями. Однако, несмотря на эту тенденцию, в деятельности этих коррекционных учреждений появилось еще одно направление: они стали ресурсными центрами по сопровождению инклюзивного образования, поскольку узкие специалисты находятся именно здесь.

Новый государственный стандарт особым образом регулирует структуру специальных учреждений и содержание образовательных программ. Стандарт является вариативным, то есть он содержит примерные варианты адаптированной образовательной программы. В соответствии с уровнем развития ребенка и его диагнозом в школе создаются определенные условия. К примеру, для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата строятся пандусы и подъемники, а для ученика с нарушениями слуха должна быть специальная аппаратура, а также компетентные педагогические кадры.

– Какие программы были приняты на федеральном уровне в целях поддержки интеграции особых детей в обычные школы?

– Одна из основных программ это, безусловно, «Доступная среда», которая была принята в 2011 году. На первом этапе планировалось, что она будет действовать до 2015 года, однако сейчас программа пролонгирована до 2020 года. Кроме того, у нас существует региональная одноименная программа. В ее рамках в нашем институте прошли обучение 590 руководителей и педагогов на этапе введения государственного стандарта. Главное, принципиальное отличие сегодняшнего подхода заключается в обязательном владении каждым учителем общеобразовательного предмета инклюзией и технологией работы с этой категорией детей, включающей 9 нозологических групп. Именно поэтому мы продолжаем ежегодно работать в этом направлении, включая в план повышения квалификации кадров за счет бюджетных ассигнований эти категории педагогических кадров. Во все образовательные программы нашего института включен модуль по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья для всех учителей-предметников, при этом планируются специализированные курсы для преподавателей именно этой сферы. В текущем году в институте, с использованием разных источников финансирования, было проведено 13 курсов для учителей, одни из которых были проведены совместно с Московским государственным педагогическим университетом.

В заключение хотелось бы отметить, что остается много сложностей. Среди них проблемы возможного неприятия школьной средой особых детей, так порой и нежелание или неспособность войти в эту среду уже со стороны детей с ОВЗ. Также весьма нелегкой представляется деятельность школьного педагога, задачи которого в условиях инклюзии многократно возрастают: помимо реализации программ общего образования, необходимости их корректировки в работе с одаренными детьми, педагог должен организовывать на уроках работу с детьми с ОВЗ. Но при всех трудностях в этой работе есть безоговорочные преимущества: возможность взаимодействия обучающихся с более широким кругом лиц, в том числе, не имеющих ограничений по здоровью; возможность социализации наравне с другими членами общества; психологическое, психолого-социальное, коррекционное и социализирующее сопровождение, как на протяжении обучения, так и после него.

В этой работе заключены такие мощные социально-значимые эффекты, на которые невозможно не ориентироваться. На реализацию этих условий направлена деятельность института.





Александр Астапенко, фото автора






17.08.2018
В 2018 году на Дону будет полностью обновлен парк пригородных электропоездов
Ростовская область стала одним из немногих субъектов Российской Федерации, где решился вопрос полного обновления парка подвижного состава пригородных электропоездов. ОАО «РЖД», в рамках инвестиционной программы, приобретено 18 поездов в четырехвагонном исполнении
17.08.2018
Внесены предложения по доработке законопроекта о статусе административного центра Ростовской области 16.08.2018
В Ростове-на-Дону состоялись общественные обсуждения законопроекта «О статусе административного центра Ростовской области», который был принят в первом чтении 26 июля на 57-м внеочередном заседании Законодательного Собрания
16.08.2018
Дончан приглашают на фестиваль «Калининское лето»
В субботу, 18 августа, в хуторе Пухляковском  Усть-Донецкого  района пройдет областной фестиваль «Калининское лето».  Праздник посвящен 102-й годовщине со дня рождения донского писателя Анатолия Калинина.
15.08.2018
На Дону появятся сельские старосты
14 августа в донском парламенте председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по местному самоуправлению, административно-территориальному устройству и делам казачества Александр НЕЧУШКИН (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») провел совещание по разработке проекта областного закона «О внесении изменений в Областной закон «О местном самоуправлении в Ростовской области».
14.08.2018
Губернатор увеличил ассигнования на квоты по оказанию высокотехнологичной медпомощи
Губернатор Василий Голубев распорядился выделить из резервного фонда областного бюджета почти 7 млн для Ростовской областной клинической больницы на оказание высокотехнологичной медпомощи
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2018
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс