Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

Татьяна Тишина: «Профессиональные компетенции учителя – главное условие качества образования»

МБОУ Новобессергеновская средняя общеобразовательная школа имени И.Д.Василенко – самое крупное образовательное учреждение Неклиновского района. Сегодня в ней обучаются более 700 учащихся. Коллектив школы составляют 83 сотрудника, из них 54 педагога. История школы берет свое начало в 1912 году, когда в селе впервые появилось трёхклассное начальное училище. Сохраняя традиции своей образовательной организации, пять лет назад, в год столетия, в школе был открыт краеведческий музей, ставший одним из лучших школьных музеев района

Сегодня школа размещается в трёх зданиях, имеет 40 учебных кабинетов, в числе которых: два компьютерных класса, два лингафонных кабинета, актовый и спортивный залы, пищеблок, медицинский кабинет, методический кабинет, библиотека, кабинет психолого-педагогической поддержки и логопедической помощи.

С 2007 года директором школы является её выпускница Татьяна Тишина. Под руководством Татьяны Васильевны в 2008 году школа становится победительницей Всероссийского конкурса образовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта «Образование». С этого момента коллектив школы постоянно работает в инновационном режиме, реализуя мероприятия областной пилотной площадки по здоровьесбережению и введению доврачебной диагностики состояния здоровья обучающихся, инновационные проекты: «150 культур Дона», «Инклюзивная школа», «Модель эффективного управления» и другие. Учащиеся и педагоги Новобессергеновской школы ежегодно участвуют во всероссийских предметных олимпиадах школьников, региональных и муниципальных конкурсах, получая призы и дипломы.

О том, какие проблемы в сфере образования являются актуальными на сегодняшний день, а также на каких моментах следует акцентировать всеобщее внимание, Татьяна Васильевна Тишина рассказала корреспонденту «Парламентского вестника Дона».

– Татьяна Васильевна, в связи с подготовкой школ к введению Национальной системы учительского роста (НСУР), какие проблемы можете выделить, исходя из деятельности возглавляемого вами учреждения?

– В первую очередь, нас волнует профессионализм и достаточная компетенция учителей. Главная проблема не в количестве кадров, а в их качестве. К несчастью, не всегда выпускник педагогического вуза, а иногда и много лет работающий учитель, готов к выполнению своих профессиональных компетенций на высоком уровне. Особенно эта проблема затрагивает те школы, где растет численность детей из социально-неблагополучных, малообеспеченных семей, семей-мигрантов, в которых дети плохо владеют русским языком, а также семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Порой педагог не владеет необходимыми технологиями и методиками работы с такими детьми.

Далее хотелось бы выделить необходимость совершенствования системы новых мотивационных механизмов учителя. Вопрос достойной зарплаты для большей части педагогов сохраняет свою актуальность. Решение этого вопроса учителя связывают с увеличением собственной нагрузки, как следствие, страдает качество образовательного процесса. К сожалению, сегодня профессиональное развитие не является главным аспектом мотивации. НСУР и новый профессиональный стандарт отчасти помогут решить эту проблему, т.к. предлагается новая «горизонтальная» модель профессионального роста: учитель, старший учитель, ведущий учитель. В должностные обязанности ведущих учителей будет входить наставничество. Конечно, при таких условиях оплата труда будет дифференцироваться в зависимости от степени квалификации, сложности выполняемых задач и ответственности, и я считаю это плюсом.

Следующим моментом, требующим внимания в контексте введения НСУР, является, по моему мнению, необходимость совершенствования системы повышения квалификации педагогических работников. У нас существуют нормативная база и требования Ростобрнадзора, которые регламентируют порядок повышения квалификации: раз в 5 лет учитель обязан их проходить, а в некоторых случаях даже чаще (например, при реализации программы инклюзивного образования). Курсы повышения квалификации должны быть направлены не только на дополнительные предметные знания и методики преподавания, но и стимулировать познавательную активность учителей, их творческие поиски и личностный рост. Вне всяких сомнений, профессиональные курсы – необходимая составляющая педагогической деятельности.

Но, несмотря на это, я считаю, что качество курсов повышения квалификации педагогических кадров, к сожалению, оставляет желать лучшего. Все более популярным становится дистанционное обучение через Интернет, что опять-таки отражается на качестве. При безусловных плюсах (возможность пройти курсы без отрыва от работы), есть и очевидные минусы. Главным недостатком считаю формальный подход образовательных учреждений, предлагающих данные программы повышения квалификации к содержанию обучения.

– Есть ли, на ваш взгляд, образовательные организации, где качество повышения квалификации и переподготовки кадров находится на должном уровне?

– Бесспорно, есть учреждения, прекрасно и давно работающие в данном направлении. Например, Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Также можно отметить Центр повышения квалификации Таганрогского института имени А.П.Чехова (филиал РГЭУ «РИНХ»).

– Актуальным вопросом на сегодня является формирование педагогических компетенций с учетом работы с различными категориями детей. Справедливо ли это для Новобессергеновской школы?

– Естественно, это очень важно для нас, как я уже говорила. Мы, являясь сельской общеобразовательной школой, как и множество других школ Ростовской области, работаем со «смешанным» контингентом. Наряду с одаренными детьми, которые дают нам высокие рейтинги качества, мы также работаем с другими категориями учащихся. Среди них - дети из дезадаптивных семей группы «социального риска»; дети с девиантным поведением; дети, совершающие правонарушения; а также дети с различными, в том числе системными, заболеваниями.

Хочу также добавить, что данный аспект тесно связан с проблемой сетевого взаимодействия, как возможности решения вопросов организации работы с различными категориями детей. Здесь, прежде всего, идет речь о взаимодействии с медучреждениями, психолого-медико-педагогическими комиссиями, отделами опеки и попечительства, учреждениями культуры, правоохранительными органами и т.д.

К примеру, для детей-аутистов требуется дефектолог. Так как у нас в школе его нет, необходима помощь специалистов. При этом формальные связи у нас существуют. Но фактически мы далеко не всегда находимся в «рабочей связке». Пытаясь найти выход из ситуации, мы очень тесно сотрудничаем с коррекционными школами Таганрога и Ростова, участвуем в семинарах и совещаниях, используем необходимый опыт подобной работы.

– Что бы вы хотели пожелать своим коллегам в текущем учебном году?

Уважаемые коллеги, есть такое высказывание «Библия никогда не меняется. Но человек, читающий её, меняется непрестанно». Школа была, есть и будет! И только от нас зависит, каким будет учитель, работающий в ней, какими будут ценности и приоритеты. Желаю всем благодарных учеников, понимающих родителей, творческих открытий и побед!


Беседовал Астапенко Александр, фото автора





19.10.2018
17 октября свои двери открыла выставка «Здоровье и Долголетие»
Проект, ежегодно проходящий при поддержке Управления здравоохранения Ростовской области, завершит свою работу 21 октября.
19.10.2018
Василий Голубев: «В Ростове-на-Дону будет открыто генконсульство Республики Узбекистан»
Об этом губернатор Ростовской области Василий Голубев сообщил сегодня, 19 октября, в Ташкенте, в ходе делового завтрака, с которого стартовал основной день Первого форума межрегионального сотрудничества между Россией и Республикой Узбекистан».
19.10.2018
20 октября на Дону пройдет осенний День древонасаждений
В субботу, 20 октября, во всех муниципальных образованиях Ростовской области состоится осенний День древонасаждений.
19.10.2018
Депутаты донского парламента примут активное участие в работе XXIII Димитриевских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность» 18.10.2018
Об этом заявил Председатель Законодательного Собрания Ростовской области Александр ИЩЕНКО (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») на итоговом заседании оргкомитета.
19.10.2018
Александр Скрябин принял участие в XI международном форуме «Транспортный потенциал» в Санкт-Петербурге
В четверг, 18 октября, заместитель Председателя Законодательного Собрания Ростовской области – председатель комитета по строительству Александр СКРЯБИН (Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») принял участие в работе XI международного форума “Транспортный потенциал”.
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2018
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс