Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

Татьяна Тишина: «Профессиональные компетенции учителя – главное условие качества образования»

МБОУ Новобессергеновская средняя общеобразовательная школа имени И.Д.Василенко – самое крупное образовательное учреждение Неклиновского района. Сегодня в ней обучаются более 700 учащихся. Коллектив школы составляют 83 сотрудника, из них 54 педагога. История школы берет свое начало в 1912 году, когда в селе впервые появилось трёхклассное начальное училище. Сохраняя традиции своей образовательной организации, пять лет назад, в год столетия, в школе был открыт краеведческий музей, ставший одним из лучших школьных музеев района

Сегодня школа размещается в трёх зданиях, имеет 40 учебных кабинетов, в числе которых: два компьютерных класса, два лингафонных кабинета, актовый и спортивный залы, пищеблок, медицинский кабинет, методический кабинет, библиотека, кабинет психолого-педагогической поддержки и логопедической помощи.

С 2007 года директором школы является её выпускница Татьяна Тишина. Под руководством Татьяны Васильевны в 2008 году школа становится победительницей Всероссийского конкурса образовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта «Образование». С этого момента коллектив школы постоянно работает в инновационном режиме, реализуя мероприятия областной пилотной площадки по здоровьесбережению и введению доврачебной диагностики состояния здоровья обучающихся, инновационные проекты: «150 культур Дона», «Инклюзивная школа», «Модель эффективного управления» и другие. Учащиеся и педагоги Новобессергеновской школы ежегодно участвуют во всероссийских предметных олимпиадах школьников, региональных и муниципальных конкурсах, получая призы и дипломы.

О том, какие проблемы в сфере образования являются актуальными на сегодняшний день, а также на каких моментах следует акцентировать всеобщее внимание, Татьяна Васильевна Тишина рассказала корреспонденту «Парламентского вестника Дона».

– Татьяна Васильевна, в связи с подготовкой школ к введению Национальной системы учительского роста (НСУР), какие проблемы можете выделить, исходя из деятельности возглавляемого вами учреждения?

– В первую очередь, нас волнует профессионализм и достаточная компетенция учителей. Главная проблема не в количестве кадров, а в их качестве. К несчастью, не всегда выпускник педагогического вуза, а иногда и много лет работающий учитель, готов к выполнению своих профессиональных компетенций на высоком уровне. Особенно эта проблема затрагивает те школы, где растет численность детей из социально-неблагополучных, малообеспеченных семей, семей-мигрантов, в которых дети плохо владеют русским языком, а также семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Порой педагог не владеет необходимыми технологиями и методиками работы с такими детьми.

Далее хотелось бы выделить необходимость совершенствования системы новых мотивационных механизмов учителя. Вопрос достойной зарплаты для большей части педагогов сохраняет свою актуальность. Решение этого вопроса учителя связывают с увеличением собственной нагрузки, как следствие, страдает качество образовательного процесса. К сожалению, сегодня профессиональное развитие не является главным аспектом мотивации. НСУР и новый профессиональный стандарт отчасти помогут решить эту проблему, т.к. предлагается новая «горизонтальная» модель профессионального роста: учитель, старший учитель, ведущий учитель. В должностные обязанности ведущих учителей будет входить наставничество. Конечно, при таких условиях оплата труда будет дифференцироваться в зависимости от степени квалификации, сложности выполняемых задач и ответственности, и я считаю это плюсом.

Следующим моментом, требующим внимания в контексте введения НСУР, является, по моему мнению, необходимость совершенствования системы повышения квалификации педагогических работников. У нас существуют нормативная база и требования Ростобрнадзора, которые регламентируют порядок повышения квалификации: раз в 5 лет учитель обязан их проходить, а в некоторых случаях даже чаще (например, при реализации программы инклюзивного образования). Курсы повышения квалификации должны быть направлены не только на дополнительные предметные знания и методики преподавания, но и стимулировать познавательную активность учителей, их творческие поиски и личностный рост. Вне всяких сомнений, профессиональные курсы – необходимая составляющая педагогической деятельности.

Но, несмотря на это, я считаю, что качество курсов повышения квалификации педагогических кадров, к сожалению, оставляет желать лучшего. Все более популярным становится дистанционное обучение через Интернет, что опять-таки отражается на качестве. При безусловных плюсах (возможность пройти курсы без отрыва от работы), есть и очевидные минусы. Главным недостатком считаю формальный подход образовательных учреждений, предлагающих данные программы повышения квалификации к содержанию обучения.

– Есть ли, на ваш взгляд, образовательные организации, где качество повышения квалификации и переподготовки кадров находится на должном уровне?

– Бесспорно, есть учреждения, прекрасно и давно работающие в данном направлении. Например, Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Также можно отметить Центр повышения квалификации Таганрогского института имени А.П.Чехова (филиал РГЭУ «РИНХ»).

– Актуальным вопросом на сегодня является формирование педагогических компетенций с учетом работы с различными категориями детей. Справедливо ли это для Новобессергеновской школы?

– Естественно, это очень важно для нас, как я уже говорила. Мы, являясь сельской общеобразовательной школой, как и множество других школ Ростовской области, работаем со «смешанным» контингентом. Наряду с одаренными детьми, которые дают нам высокие рейтинги качества, мы также работаем с другими категориями учащихся. Среди них - дети из дезадаптивных семей группы «социального риска»; дети с девиантным поведением; дети, совершающие правонарушения; а также дети с различными, в том числе системными, заболеваниями.

Хочу также добавить, что данный аспект тесно связан с проблемой сетевого взаимодействия, как возможности решения вопросов организации работы с различными категориями детей. Здесь, прежде всего, идет речь о взаимодействии с медучреждениями, психолого-медико-педагогическими комиссиями, отделами опеки и попечительства, учреждениями культуры, правоохранительными органами и т.д.

К примеру, для детей-аутистов требуется дефектолог. Так как у нас в школе его нет, необходима помощь специалистов. При этом формальные связи у нас существуют. Но фактически мы далеко не всегда находимся в «рабочей связке». Пытаясь найти выход из ситуации, мы очень тесно сотрудничаем с коррекционными школами Таганрога и Ростова, участвуем в семинарах и совещаниях, используем необходимый опыт подобной работы.

– Что бы вы хотели пожелать своим коллегам в текущем учебном году?

Уважаемые коллеги, есть такое высказывание «Библия никогда не меняется. Но человек, читающий её, меняется непрестанно». Школа была, есть и будет! И только от нас зависит, каким будет учитель, работающий в ней, какими будут ценности и приоритеты. Желаю всем благодарных учеников, понимающих родителей, творческих открытий и побед!


Беседовал Астапенко Александр, фото автора





Круглый стол «Национальная система учительского роста: проблемы и пути решения». Смотреть на YouTube
21.11.2017
ОНФ и Минприроды представили экологический рейтинг российских городов: Набережные челны и Казань стали лучшими
Эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) совместно с Минприроды России подготовили «Экологический рейтинг российских городов – 2017» на основе данных, представленных органами власти крупных муниципальных образований всех регионов страны.
21.11.2017
Василий Голубев: «Ростовская область – это мы»
Профессионализм и компетентность – вот основные качества, которые необходимы организаторам выборов всех уровней в ходе предстоящей федеральной кампании по выборам Президента России.
21.11.2017
Андрей Харченко: «Для нас основная задача – сбалансированность, устойчивость, легитимность и прозрачность бюджета»
20 ноября состоялось заседание комитета Законодательного Собрания Ростовской области по бюджету, налогам и собственности (председатель комитета – первый заместитель Председателя Донского парламента Андрей ХАРЧЕНКО, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»).
21.11.2017
Донские парламентарии ознакомились с особенностями блокчейна и криптовалют
Механизм функционирования блокчейна и обращение криптовалют 17 ноября стали предметом обсуждения на совместном заседании трех комитетов Донского парламента по инициативе комитета по законодательству.
20.11.2017
Семь тысяч организаторов выборов собрались на областную конференцию
Председатель Центральной избирательной комиссии РФ Элла Памфилова и заместитель Председателя ЦИК России Николай Булаев приняли участие в областной конференции организаторов выборов, которая прошла сегодня в Ростове-на-Дону. Они вышли на связь в онлайн режиме.
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2017
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс