Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

В.А. Кирик: «Наша миссия – развитие научно-образовательного потенциала страны»

Владимир Александрович Кирик - кандидат социологических наук, директор Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, руководитель проекта «Образовательный кластер Южного федерального округа», выпускник и член правления Ассоциации выпускников Южного федерального университета.

Свою профессиональную деятельность начинал в 2007 году старшим лаборантом факультета социологии и политологии. В 2010 году стал старшим преподавателем факультета социологии и политологии ЮФУ, а с 2012 по сентябрь 2015 года был доцентом Института социологии и регионоведения. В марте 2010 года назначен заместителем проректора по учебно-методической и социальной работе – начальником учебно-методического управления Южного федерального университета. С 2012 года по 2013  год В.А. Кирик работает в должности начальника управления учебно-методической работы, непрерывного и дополнительного образования. В 2013-2014 гг. – начальник управления социально-воспитательной работы и молодежной политики, начальник управления социальной и молодежной политики.

В марте 2014 г. назначен проректором ЮФУ по социальной политике и развитию молодежных программ. С 2015 г. по октябрь 2016 г. – проректор по учебной работе и развитию молодежных программ.

28 октября 2016 года Владимир Александрович был избран директором Академии психологии и педагогики Южного федерального университета.

О преимуществах обучения в федеральном вузе, целях Академии, трудоустройстве выпускников и многом другом В.А. Кирик рассказал «Парламентскому вестнику».

– Владимир Александрович, поделитесь историей образования возглавляемого вами подразделения. Расскажите о деятельности Академии.

– Начну с того, что Южный федеральный университет в 2017 году отпраздновал 102-й год своей истории. Сегодня ЮФУ ведет научно-образовательную деятельность по пяти укрупненным научно-образовательным профилям: естественные и физико-математические науки; инженерная сфера; социально-гуманитарные науки; архитектура и искусство, а также область психологии и педагогики. Каждое структурное подразделение университета относится к одному из этих профилей. Одним из таких крупных подразделений является Академия психологии и педагогики ЮФУ.

Современный период истории нашего подразделения в рамках ЮФУ датируется от 2014 года. Именно тогда в нынешний формат организационной структуры Академии психологии и педагогики объединились Академия педагогического образования и факультет психологии, хотя, безусловно, исторические и академические традиции научных школ, преемственность поколений ученых восходят ко временам Императорского Варшавского университета, Педагогического института, факультета психологии РГУ.

Такое подразделение как АПП ЮФУ выступает в качестве методического центра, который обеспечивает базовую психолого-педагогическую компетенцию всем студентам университета и координирует весь укрупненный профиль направления в рамках всего университета.

Спектр направлений подготовки, который реализуется в Академии, следующий: это бакалавриат и магистратура психологии; 2 психологических специалитета: «Психология служебной деятельности» и «Клиническая психология». Кроме того, это большой пул программ в области педагогического образования: специальное дефектологическое образование, профили «Начальное образование» и «Дошкольное образование» на уровнях как бакалавриата, так и магистратуры, «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование», «Профессиональное обучение». Также имеется педагогический специалитет «Психология и педагогика девиантного поведения». Естественно, в обеих областях присутствуют программы аспирантуры и докторантуры.

В 2015 году у нас была создана новая кафедра инклюзивного образования и социально-педагогической реабилитации. В начале 2018 года были созданы еще 2 новые кафедры: кафедра психологии личности и консультативной психологии, а также кафедра организационной и прикладной психологии образования. Создание новых кафедр, на мой взгляд, всегда отражает, с одной стороны, новые потребности общества, государства и экономики, а, с другой, некоторый профессиональный рост подразделения.

– Сколько студентов обучается в подразделении? Какова динамика поступления?

– В настоящее время контингент обучающихся превышает 3800 человек (включая очную, очно-заочную и заочную формы обучения). Из года в год мы видим положительную динамику тех контрольных цифр набора бюджетных мест, которые в качестве заказа формулирует нам государство. Например, в 2018 году в рамках приемной кампании мы должны будем набрать на бюджетные места по направлениям в области психологии и педагогики свыше 1000 абитуриентов.

– Могли бы вы выделить какие-либо цели, которые стоят перед Академией?

– Говоря о целях отдельного структурного подразделения университета, необходимо помнить о стратегиях, которые существуют во всем Южном федеральном университете. Существует «Программа развития ЮФУ», утвержденная постановлением Правительства РФ на срок до 2021 года. В этой программе обозначены несколько блоков целей и задач.

Первый блок связан с повышением качества образования и выражен он в таких показателях как средний балл ЕГЭ, для тех, кто поступает на программы бакалавриата и специалитета.

В Законе об образовании сказано, что качество образования – это степень освоения планируемой образовательной программы. Фактически она раскладывается на три составляющие: качество на входе, качество реализации программы и качество на выходе.

Качество на входе проявляется в том, какой контингент обучающихся мы набираем, насколько они компетентны и подготовлены, с какими результатами завершили школьную программу. Критерий ЕГЭ позволяет нам отбирать наиболее мотивированную и подготовленную часть школьников. Именно эта цель, которую преследует каждое структурное подразделение университета, представлена в «Программе развития».Больше половины набора – это магистратура. Как федеральный университет, мы имеем миссию, связанную с развитием научно-образовательного потенциала всего федерального округа и страны в целом. Поэтому мы ориентированы не только на развитие программ бакалавриата, имеющих более локальную ориентацию, привязанную к нашему южно-российскому макрорегиону, но и на то, чтобы рекрутировать в нашу магистратуру, которая создается ведущими лидерами образовательной сферы, лучших выпускников бакалавриата всех вузов Южного федерального округа, страны и мира в целом. По итогам приемной кампании 2017 года доля магистров, поступивших на первый курс с дипломом других вузов, превысила 52%. Это означает, что выпускники наших бакалаврских программ в рамках программы академической мобильности могут попробовать получить магистерскую степень в вузах-партнерах, в сети клуба десяти федеральных университетов или же за рубежом. Мы в целом ориентированы на поддержание таких стратегий развития обучающихся. С другой стороны, мы имеем возможность привлечь лучших выпускников всех вузов РФ и в наши магистерские программы.

По данным 2017 года прослеживается существенный рост интереса к образовательным программам как бакалавриата, так и магистратуры со стороны иностранных студентов. На текущий момент у нас обучается 8% зарубежных воспитанников из стран ближнего зарубежья, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и стран Латинской Америки.

Другой блок показателей – это область научной деятельности. Еще Ю.А. Жданов, один из выдающихся ректоров университета и лидеров академического мира юга России, говорил, что университет – это, в первую очередь, научное учреждение.

Сейчас в структуре направлений мы имеем 9 официально зарегистрированных научных школ, а научно-исследовательская деятельность является неотъемлемой частью работы каждого преподавателя. На базе университета создан Южно-российский научный центр Российской академии образования, который выполняет координацию научно-исследовательской деятельности в области психологии и педагогики по всему югу РФ и обеспечивает связь с институтами Российской академии образования. Результатами заделов, сформировавшихся в рамках этого направления, стали несколько крупных федеральных проектов, в которые мы включились в 2017 году. Я имею в виду выигранные нами гранты на создание федерального ресурсного учебно-методического центра инклюзивного образования, который по поручению Министерства образования и науки РФ предусматривает создание системы сопровождения адаптированных образовательных программ по работе с инвалидами в нашем регионе. Нами был создан Центр коллективного пользования, call-центр, также проводятся еженедельные вебинары и конференции. Фактически, мы объединяем всех, кто в вузах юга России занимается инклюзивным образованием, и помогаем им выстроить образовательные практики таким образом, чтобы сделать это образование наиболее доступным для инвалидов.

– Владимир Александрович, как вы оцениваете эффективность магистерских программ, при обучении на них студентов, имеющих базовое образование другого направления?

– В настоящее время существует несколько точек зрения на этот вопрос. Однако факты говорят за себя: при анализе карьерных траекторий и стремлений студентов становится понятно, что эффективность значительная. То обстоятельство, что российская система образования действует в рамках болонской двухуровневой системы, создает совершенно новую уникальную возможность для выстраивания индивидуализированной, постоянно соизмеряемой с потребностями рынка образовательной, профессиональной и карьерной траектории. Например, обучающийся, получивший базовую бакалаврскую программу, вполне может соизмерить, что на текущий момент на рынке произошли определенные изменения и для того, чтобы выстроить более эффективный жизненный путь, ему необходимо сориентировать профессиональный вектор развития в несколько ином направлении. В этом случае он получает соответствующее образование уровня магистратуры и имеет уже два набора компетенций в рамках одной области, смежных или же абсолютно разных. Так, например, тот, кто закончил направление в области искусства, завершив затем магистратуру Академии психологии и педагогики, становится уникальным специалистом в области арт-педагогики – очень популярного направления в современных дошкольных учреждениях и в частных учреждениях дополнительного детского образования. Поэтому мы видим, что доля тех, кто не имеет базового образования, но хочет поступить в магистратуру какой-либо специализации, значительно увеличивается. Эффективность этого обучения подтверждается также и результатами трудоустройства выпускников вузов: как известно, сейчас результаты по этому направлению замеряются через систему пенсионного фонда. По данным системы независимого мониторинга, выпускники Академии психологии и педагогики ЮФУ, в зависимости от конкретного направления и уровня подготовки, имеют процент трудоустройства в течение года после выпуска от 85 до 98%.

– В чем преимущества обучения в АПП ЮФУ?

– Обучаясь в нашей Академии, как в структурном подразделении федерального университета, студент имеет возможность получить доступ к образовательным программам, которые имеют как государственную, так и международную общественно-профессиональную аккредитацию и призвание.

Каждый обучающийся имеет шанс реализовать себя в проектной и научно-исследовательской деятельности, которая начинается с 1-го курса. Эта деятельность, конечно же, синхронизирована с тематикой научно-исследовательских проектов, которые поддержаны и государством, и международными фондами.

Кроме того, студенты получают доступ к уникальному исследовательскому оборудованию, лабораторной базе и инфраструктуре нашего университета. Например, специалисты в области педагогической дефектологии, обучающиеся у нас, имеют доступ ко всем ресурсам Центра коллективного пользования.

Также отмечу, что особенность любого федерального университета в том, что он является точкой входа в масштабное пространство мирового и федерального сотрудничества. В нем всегда действует множество образовательных сетевых программ и программ мобильности.

В ходе обучения мы выстраиваем механизмы, которые гарантируют качество образования на выходе – систему сопровождения трудоустройства. Для специалистов, которые у нас получают психолого-педагогический профиль, выстроена система отложенных трудовых договоров или договоров целевого обучения. Она подразумевает формирование перечня вакансий с горизонтом планирования в 3 года. Система образования формулирует его в соответствии с прогнозом потребности в педагогических кадрах на данный период. Мы, в свою очередь, проводим среди студентов конкурс на право заключения договора о целевом обучении. Таким образом, студент, пройдя процедуру, включающую решение кейса от директоров учреждений, и пройдя ознакомительную стажировку, уже на 2-м курсе бакалавриата имеет возможность заключить договор, по которому на следующий день после получения диплома он, как минимум, на трехлетний период будет трудоустроен в данной образовательной организации.






Беседовал Александр Астапенко, фото из архива университета





16.08.2018
Дончан приглашают на фестиваль «Калининское лето»
В субботу, 18 августа, в хуторе Пухляковском  Усть-Донецкого  района пройдет областной фестиваль «Калининское лето».  Праздник посвящен 102-й годовщине со дня рождения донского писателя Анатолия Калинина.
15.08.2018
На Дону появятся сельские старосты
14 августа в донском парламенте председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по местному самоуправлению, административно-территориальному устройству и делам казачества Александр НЕЧУШКИН (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») провел совещание по разработке проекта областного закона «О внесении изменений в Областной закон «О местном самоуправлении в Ростовской области».
14.08.2018
Губернатор увеличил ассигнования на квоты по оказанию высокотехнологичной медпомощи
Губернатор Василий Голубев распорядился выделить из резервного фонда областного бюджета почти 7 млн для Ростовской областной клинической больницы на оказание высокотехнологичной медпомощи
14.08.2018
Облизбирком запустил цикл дистанционных семинаров для членов УИК
13 августа на территории Ростовской области стартовал дистанционный курс обучения для членов участковых избирательных комиссий.
10.08.2018
Генсовет и Совет глав фракций ЕР обобщат предложения регионов по совершенствованию пенсионной системы
Совместное заседание Генерального совета партии и Совета руководителей фракций «Единой России» пройдет 20 августа. Решение об этом было принято 10 августа Президиумом Генсовета «Единой России».
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2018
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс