Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

ВОРОШИЛОВСКИЙ РАЙОН: ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья успешно решается в Ворошиловском районе Ростова-на-Дону. Над этим работают коллективы 8 общеобразовательных школ и 21 детского сада.

– В 14 детских садах Ворошиловского района в логопедических группах обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи, один детсад оказывает помощь детям с ДЦП, в одном детском саду обучают детей с нарушением слуха. Есть и ребята с синдромом Дауна, интеллектуальной недостаточностью, легкой умственной отсталостью, с задержкой психического развития, – говорит начальник отдела образования Ворошиловского района Ирина Юрьевна Микова. – С детьми с проблемами опорно-двигательного аппарата, с ДЦП работают в детсаду № 36. Слабослышащие или позднооглохшие дети воспитываются в детском саду № 317. Причём сотрудники этого детсада выезжали делиться опытом за границу: их воспитанники поют, танцуют. Мы организуем обучение ребят в соответствии с требованиями ФГОС и можем организовать образование для детей с любыми особенностями развития. В школе № 107 создают условия для колясочников. В школе № 96 впервые создали класс для детей-аутистов, а на дошкольном уровне у них есть «солнечный ребёнок» – с синдромом Дауна. И вы бы видели, как к нему относятся дети, как они поддерживают его! Помогают ему одеться, заниматься, выходить на прогулку. И это очень важно для них, потому что они учатся доброте, сопереживанию. Самое главное, психологическая обстановка в группе или классе. Мы делаем упор на психологическую службу, которая создаёт нужную атмосферу среди детей и родителей, педагогов.


МБДОУ №36


– В нашем ДОУ используется «точечная» инклюзия, то есть дети с особенностями развития (группа с ДЦП) не находятся среди остальных детей постоянно, а взаимодействуют с ними в игровой, досуговой, частично образовательной деятельности. Это позволяет развивать эмоциональную сферу, способствовать успешной социализации, – сообщила и.о. заведующего МБДОУ № 36 Александра Сергеевна Калитина.

Физическое развитие и коррекция ребят осуществляются на специальных занятиях и в индивидуальной работе с помощью разнообразных тренажеров по индивидуальным программам. С помощью метода исследования Лонгитюд мы разработали индивидуальные образовательные программы, которые определили образовательный маршрут каждого воспитанника, направленный на развитие и коррекцию особенностей его развития. Успешно применяем информационно-коммуникационные технологии. Занятия с детьми проводятся с использованием интерактивной доски SMART, которая позволяет задействовать основные сенсорные системы ребенка – визуальное, аудиальное, кинестетическое и развивает моторную память. Интерактивные и мультимедийные средства значительно расширили возможности предъявляемого познавательного материала, позволили повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями. Доску используют на всех занятиях – по ознакомлении с окружающим миром, математике, развитию речи, подготовке к обучению грамоте. Используется современный речевой тренажер Дэльфа 142, который дает возможность корректировать речевые нарушения, вырабатывать у детей навык самоконтроля над речью в игровой форме. Использование интерактивного стола, интерактивной доски для рисования позволяют развивать память, воображение, внимание, мышление. Для развития мелкой моторики применяются разнообразные тренажеры в виде бизибордов, пальчикового бассейна, кинетический песок. Есть и сенсорная комната.


МБДОУ №74


Заведующий МБДОУ «Детский сад № 74» Виктория Витальевна Калинина рассказывает:

– Работая с детьми, мы поняли, что обучение и социализация ребенка с особенностями развития без участия семьи не может дать ожидаемых результатов. Появление в семье ребенка с тяжелыми нарушениями развития – психологический стресс для всех членов семьи. Учитывая это, мы создали единую систему помощи детям и их родителям. Психолог детского сада Татьяна Петровна Трясорукова проводит психодиагностическое обследование семьи, изучает психологический климат в семье, проводит консультации, лекции, беседы, тренинги. Показывает способы взаимодействия с ребенком посредством арттерапии. Рассказывает о приемах снятия агрессии у детей и саморегуляции эмоционального состояния родителей.

Учитель – логопед Татьяна Михайловна Калинина проводит общие родительские собрания с просмотром фрагментов занятия с воспитанниками, консультации, беседы, совместные коррекционно-развивающие занятия, открытые занятия, практические занятия для родителей, круглые столы, мастер-классы, рекомендации по коррекции речи, по построению взаимодействия с ребенком, по организации работы с ним дома, организует «уголок для родителей». Родители получают печатный методический материал с подбором игр, дыхательных упражнений, артикуляционной гимнастики.

Каждый специалист – воспитатель, логопед, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, работающий с «особыми» детьми, нуждается в объективной информации о семье. Благодаря такой работе у родителей проходят или ослабевают такие психологические состояния, как чувство вины, гнев, отчаяние, ощущение беспомощности, разочарования. Родители начинают принимать особенности своего ребенка, сотрудничать со специалистами.


МБДОУ №121


Многолетний опыт работы детсада№ 121 показывает необходимость и эффективность раннего начала работы по коррекции в речевом развитии.

– У нас функционируют 12 общеобразовательных групп и четыре группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Специалисты оказывают помощь детям, начиная с группы раннего возраста и до выпуска в школу. Основной контингент этих групп составляют дети с диагнозом «моторная алалия», но так как в раннем возрасте очень трудно сразу определить причину отсутствия речи у ребенка, то в эти группы поступают дети и с другими нарушениями – задержка речевого развития, задержка психического развития, тугоухость, расстройства аутистического спектра, – говорит заведующий МБДОУ №121 Ольга Николаевна Гордиенко. – У нас имеется музыкальный зал, спортзал, изостудия, кабинет учителя–логопеда, кабинет психологической разгрузки. В рамках госпрограммы «Доступная среда» детсад оснащен специальным оборудованием и приспособлениями. Система профессиональной деятельности коллектива специалистов (учитель-логопед, воспитатель, врач-педиатр, врач-невролог, медсестра, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре) направлена на развитие каждого ребенка.

В детском саду № 121 нет случайных людей. Все педагоги – люди творческие, понимающие и любящие детей. Они внедряют в свою деятельность самые новые технологии по обучению и воспитанию детей.


МБДОУ №317


В детском саду функционируют 16 групп, из которых 5 групп компенсирующей направленности. Из них 3 группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (логопедические) и 2 группы для детей с нарушением слуха, в которых обучаются по адаптированной образовательной программе 44 ребенка с ОВЗ и 21 ребенок, имеющие статус «ребенок-инвалид». Есть дети с синдромом Дауна, ЗПР, нарушением слуха.

Заведующий МБДОУ №317 Ирина Николаевна Баринова рассказывает:

– С ребятами работают учитель-дефектолог (сурдопедагог), педагог-психолог, учителя-логопеды, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре. Они разработали и успешно применяют систему работы по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с расстройством аутистического спектра, реализуют практику интеграции имплантированных слабослышащих дошкольников с высоким уровнем речевого развития в группы общеразвивающей направленности. Опыт работы педагогов был представлен на Всероссийской научно-практической конференции по актуальным проблемам организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, на региональном этапе Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа 2018».

Наши специалисты используют современное оборудование, в том числе интерактивную панель «SKY Display», укомплектованную образовательными и развивающими программами «Мерсибо» и «Логомер» с контактным и бесконтактным способом управления, инфракрасные интерактивные классы со специализированным программным обеспечением «Верботон».

В рамках госпрограммы РФ «Доступная среда» детсад оснащен специальным учебным оборудованием, установлены информационная табличка с текстом Брайля, пандус. Для улучшения звуковосприятия детей с нарушением слуха создана звукоизоляция в кабинетах учителей-дефектологов (сурдопедагогов) и звукопоглощение в групповых комнатах. На официальном сайте детского сада (www.dou317.ru) установлена версия для слабовидящих.


ШКОЛА №6


Директор школы №6 Елена Владимировна Мещанкина – лауреат Всероссийского конкурса «Педагогический дебют – 2017» в Москве в номинации «Молодые управленцы» рассказывает:

– У нас созданы условия для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это дети с детским церебральным параличом, последствиями полиомиелита, миопатией, недоразвитием и деформацией опорно-двигательного аппарата. Оборудован кабинет психологической разгрузки с сухим бассейном, столом для рисования песком, тактильной дорожкой. Есть кабинет с индивидуальными компьютерами со специальной клавиатурой и джойстиком, регулируемой мебелью для детей с нарушениями подобного рода. Для всех детей, обучающихся по адаптированной программе, организованы коррекционно-развивающие занятия с психологом.

В школе № 6 обучается 10 детей-инвалидов, из них 6 детей имеют статус ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) и 6 детей со статусом ОВЗ. Один ребёнок обучается в 11 классе по ООП ООО. Один ребёнок обучается по индивидуальному плану 11 класса ООП ООО на домашнем обучении. Двое детей обучаются по индивидуальному плану пятого класса ООП ООО на домашнем обучении; 6 человек со статусом «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья», имеют заключение ПМПК с указанием образовательного маршрута и рекомендации обучения по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования по вариантам ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата), и ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для детей с задержкой психического развития).Так как у всех детей с ОВЗ есть тяжёлые заболевания, они предоставляют справку ВК для организации индивидуального обучения на дому. Для них разрабатывается индивидуальный план в соответствии с программой.


ШКОЛА №96


В этом году в «Школе №96 Эврика-Развитие» был создан первый коррекционный класс, в котором обучаются шесть детей с аутизмом. Директор МАОУ «Школа №96 Эврика-Развитие Зинаида Алексеевна Гринько считает:

– Таким образом появился шанс, консолидирующий условия, необходимые для обучения, развития и успешной социализации, как детей общеобразовательных классов, так и детей со сложными сочетанными нарушениями, включая детей с расстройствами аутистического спектра. Для этого в школе имеется достаточная материальная база. Был определен удобный кабинет, в нём провели ремонт, оборудовали специализированным оборудованием. В рамках программы «Доступная среда» полы и стены школы оборудованы специализированными сенсорными панелями. С обучающимися коррекционного класса работает педагог-дефектолог, тьютор, психолог. Педагоги задействованы в инновационной деятельности школы по внедрению новых образовательных технологий. В школе реализуются следующие программы: обучение в специальном (коррекционном) классе для детей с аутизмом; программы индивидуального обучения на дому для детей с тяжелыми множественными нарушениями; программы инклюзивного обучения детей с детей с тяжелыми множественными нарушениями.

Как сообщила кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики ТИ имени Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ), профессор РАЕ Анна Вячеславовна Виневская, результаты инновационной деятельности по созданию в школе №96 коррекционно – развивающей среды, позволяющей включать в образовательный процесс детей с тяжелыми множественными нарушениями и аутизмом, будут представлены на научно-практических конференциях различного уровня. На базе школы планируется проведение методических семинаров, круглых столов.


ШКОЛА №107


В школе № 107 для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата вход в здание оборудован пандусом с перилами с двух сторон. Для детей с сенсорными ограничениями (слабовидящие, инвалиды по зрению) установлена тактильная вывеска, а также предусмотрены предупреждающие и направляющие тактильные полосы. Обустроен кабинет для детей с ОВЗ, а также санитарная комната для детей-колясочников.

С детьми работают педагоги-психологи, логопеды. Действие коррекционных методик направлено на полное или частичное устранение отклонений. Психологи вместе с родителями выстраивают основные положения стратегии сопровождения, которая имеет вид индивидуального образовательного маршрута. Классные руководители, учителя-предметники и другие сотрудники школы делают все возможное, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья чувствовали себя комфортно в школьной среде. Ребята вместе со сверстниками активно участвуют во внеклассных мероприятиях, выезжают на экскурсии.

– Организация образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с особенностями требует решения многих проблем, – говорит директор школы № 107 Игорь Анатольевич Чередников. – Основная часть трудностей заключается в недостатке финансирования, поскольку для обеспечения людей с ограниченными возможностями необходимо большое количество ресурсов. Это квалифицированные педагоги (учитель-дефектолог в школах большая редкость), развивающие компьютерные программы, специализированные приспособления. В будущем учебном году наш ученик с нарушениями опорно-двигательного аппарата переходит в пятый класс. Ему предстоит передвигаться по школе и преодолевать движение по ступенькам. А для этого необходимо установить в школе подъёмники-ступенькоходы. Надеемся, что и эта проблема вскоре будет решена, – говорит Игорь Анатольевич.


Ольга Разумовская,

фото из архива





19.11.2018
С 1 октября 2019 года оплата труда работников бюджетной сферы будет проиндексирована
Исполнение этого обязательства заложено в проект трехлетнего бюджета
19.11.2018
Финансирование туристической сферы региона увеличится в 2019 году в 2,5 раза
Об этом донские парламентарии говорили сегодня на заседании комитета по   взаимодействию с общественными объединениями, молодежной политике, физической культуре, спорту и туризму
19.11.2018
Вячеслав Василенко поздравил донских аграриев с профессиональным праздником
Заместитель Председателя Законодательного Собрания Ростовской области Вячеслав ВАСИЛЕНКО (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») поздравил аграриев донского края с Днем работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.
19.11.2018
На развитие сферы образования в 2019 году планируется направить 42,6 млрд рублей
Комитет донского парламента по образованию, науке, культуре и информационной политике (председатель комитета – Светлана МАНАНКИНА, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») одобрил проект областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, подготовленный к первому чтению
16.11.2018
Депутатам донского парламента представили прогноз социально-экономического развития Ростовской области на 2019-2024 годы
На заседании комитета Законодательного Собрания Ростовской области по экономической политике, промышленности, предпринимательству, инвестициям и внешнеэкономическим связям депутаты рассмотрели прогноз социально-экономического развития Ростовской области на 2019-2024 годы
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2018
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс