Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

ВОРОШИЛОВСКИЙ РАЙОН: ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья успешно решается в Ворошиловском районе Ростова-на-Дону. Над этим работают коллективы 8 общеобразовательных школ и 21 детского сада.

– В 14 детских садах Ворошиловского района в логопедических группах обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи, один детсад оказывает помощь детям с ДЦП, в одном детском саду обучают детей с нарушением слуха. Есть и ребята с синдромом Дауна, интеллектуальной недостаточностью, легкой умственной отсталостью, с задержкой психического развития, – говорит начальник отдела образования Ворошиловского района Ирина Юрьевна Микова. – С детьми с проблемами опорно-двигательного аппарата, с ДЦП работают в детсаду № 36. Слабослышащие или позднооглохшие дети воспитываются в детском саду № 317. Причём сотрудники этого детсада выезжали делиться опытом за границу: их воспитанники поют, танцуют. Мы организуем обучение ребят в соответствии с требованиями ФГОС и можем организовать образование для детей с любыми особенностями развития. В школе № 107 создают условия для колясочников. В школе № 96 впервые создали класс для детей-аутистов, а на дошкольном уровне у них есть «солнечный ребёнок» – с синдромом Дауна. И вы бы видели, как к нему относятся дети, как они поддерживают его! Помогают ему одеться, заниматься, выходить на прогулку. И это очень важно для них, потому что они учатся доброте, сопереживанию. Самое главное, психологическая обстановка в группе или классе. Мы делаем упор на психологическую службу, которая создаёт нужную атмосферу среди детей и родителей, педагогов.


МБДОУ №36


– В нашем ДОУ используется «точечная» инклюзия, то есть дети с особенностями развития (группа с ДЦП) не находятся среди остальных детей постоянно, а взаимодействуют с ними в игровой, досуговой, частично образовательной деятельности. Это позволяет развивать эмоциональную сферу, способствовать успешной социализации, – сообщила и.о. заведующего МБДОУ № 36 Александра Сергеевна Калитина.

Физическое развитие и коррекция ребят осуществляются на специальных занятиях и в индивидуальной работе с помощью разнообразных тренажеров по индивидуальным программам. С помощью метода исследования Лонгитюд мы разработали индивидуальные образовательные программы, которые определили образовательный маршрут каждого воспитанника, направленный на развитие и коррекцию особенностей его развития. Успешно применяем информационно-коммуникационные технологии. Занятия с детьми проводятся с использованием интерактивной доски SMART, которая позволяет задействовать основные сенсорные системы ребенка – визуальное, аудиальное, кинестетическое и развивает моторную память. Интерактивные и мультимедийные средства значительно расширили возможности предъявляемого познавательного материала, позволили повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями. Доску используют на всех занятиях – по ознакомлении с окружающим миром, математике, развитию речи, подготовке к обучению грамоте. Используется современный речевой тренажер Дэльфа 142, который дает возможность корректировать речевые нарушения, вырабатывать у детей навык самоконтроля над речью в игровой форме. Использование интерактивного стола, интерактивной доски для рисования позволяют развивать память, воображение, внимание, мышление. Для развития мелкой моторики применяются разнообразные тренажеры в виде бизибордов, пальчикового бассейна, кинетический песок. Есть и сенсорная комната.


МБДОУ №74


Заведующий МБДОУ «Детский сад № 74» Виктория Витальевна Калинина рассказывает:

– Работая с детьми, мы поняли, что обучение и социализация ребенка с особенностями развития без участия семьи не может дать ожидаемых результатов. Появление в семье ребенка с тяжелыми нарушениями развития – психологический стресс для всех членов семьи. Учитывая это, мы создали единую систему помощи детям и их родителям. Психолог детского сада Татьяна Петровна Трясорукова проводит психодиагностическое обследование семьи, изучает психологический климат в семье, проводит консультации, лекции, беседы, тренинги. Показывает способы взаимодействия с ребенком посредством арттерапии. Рассказывает о приемах снятия агрессии у детей и саморегуляции эмоционального состояния родителей.

Учитель – логопед Татьяна Михайловна Калинина проводит общие родительские собрания с просмотром фрагментов занятия с воспитанниками, консультации, беседы, совместные коррекционно-развивающие занятия, открытые занятия, практические занятия для родителей, круглые столы, мастер-классы, рекомендации по коррекции речи, по построению взаимодействия с ребенком, по организации работы с ним дома, организует «уголок для родителей». Родители получают печатный методический материал с подбором игр, дыхательных упражнений, артикуляционной гимнастики.

Каждый специалист – воспитатель, логопед, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, работающий с «особыми» детьми, нуждается в объективной информации о семье. Благодаря такой работе у родителей проходят или ослабевают такие психологические состояния, как чувство вины, гнев, отчаяние, ощущение беспомощности, разочарования. Родители начинают принимать особенности своего ребенка, сотрудничать со специалистами.


МБДОУ №121


Многолетний опыт работы детсада№ 121 показывает необходимость и эффективность раннего начала работы по коррекции в речевом развитии.

– У нас функционируют 12 общеобразовательных групп и четыре группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Специалисты оказывают помощь детям, начиная с группы раннего возраста и до выпуска в школу. Основной контингент этих групп составляют дети с диагнозом «моторная алалия», но так как в раннем возрасте очень трудно сразу определить причину отсутствия речи у ребенка, то в эти группы поступают дети и с другими нарушениями – задержка речевого развития, задержка психического развития, тугоухость, расстройства аутистического спектра, – говорит заведующий МБДОУ №121 Ольга Николаевна Гордиенко. – У нас имеется музыкальный зал, спортзал, изостудия, кабинет учителя–логопеда, кабинет психологической разгрузки. В рамках госпрограммы «Доступная среда» детсад оснащен специальным оборудованием и приспособлениями. Система профессиональной деятельности коллектива специалистов (учитель-логопед, воспитатель, врач-педиатр, врач-невролог, медсестра, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре) направлена на развитие каждого ребенка.

В детском саду № 121 нет случайных людей. Все педагоги – люди творческие, понимающие и любящие детей. Они внедряют в свою деятельность самые новые технологии по обучению и воспитанию детей.


МБДОУ №317


В детском саду функционируют 16 групп, из которых 5 групп компенсирующей направленности. Из них 3 группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (логопедические) и 2 группы для детей с нарушением слуха, в которых обучаются по адаптированной образовательной программе 44 ребенка с ОВЗ и 21 ребенок, имеющие статус «ребенок-инвалид». Есть дети с синдромом Дауна, ЗПР, нарушением слуха.

Заведующий МБДОУ №317 Ирина Николаевна Баринова рассказывает:

– С ребятами работают учитель-дефектолог (сурдопедагог), педагог-психолог, учителя-логопеды, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре. Они разработали и успешно применяют систему работы по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с расстройством аутистического спектра, реализуют практику интеграции имплантированных слабослышащих дошкольников с высоким уровнем речевого развития в группы общеразвивающей направленности. Опыт работы педагогов был представлен на Всероссийской научно-практической конференции по актуальным проблемам организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, на региональном этапе Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа 2018».

Наши специалисты используют современное оборудование, в том числе интерактивную панель «SKY Display», укомплектованную образовательными и развивающими программами «Мерсибо» и «Логомер» с контактным и бесконтактным способом управления, инфракрасные интерактивные классы со специализированным программным обеспечением «Верботон».

В рамках госпрограммы РФ «Доступная среда» детсад оснащен специальным учебным оборудованием, установлены информационная табличка с текстом Брайля, пандус. Для улучшения звуковосприятия детей с нарушением слуха создана звукоизоляция в кабинетах учителей-дефектологов (сурдопедагогов) и звукопоглощение в групповых комнатах. На официальном сайте детского сада (www.dou317.ru) установлена версия для слабовидящих.


ШКОЛА №6


Директор школы №6 Елена Владимировна Мещанкина – лауреат Всероссийского конкурса «Педагогический дебют – 2017» в Москве в номинации «Молодые управленцы» рассказывает:

– У нас созданы условия для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это дети с детским церебральным параличом, последствиями полиомиелита, миопатией, недоразвитием и деформацией опорно-двигательного аппарата. Оборудован кабинет психологической разгрузки с сухим бассейном, столом для рисования песком, тактильной дорожкой. Есть кабинет с индивидуальными компьютерами со специальной клавиатурой и джойстиком, регулируемой мебелью для детей с нарушениями подобного рода. Для всех детей, обучающихся по адаптированной программе, организованы коррекционно-развивающие занятия с психологом.

В школе № 6 обучается 10 детей-инвалидов, из них 6 детей имеют статус ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) и 6 детей со статусом ОВЗ. Один ребёнок обучается в 11 классе по ООП ООО. Один ребёнок обучается по индивидуальному плану 11 класса ООП ООО на домашнем обучении. Двое детей обучаются по индивидуальному плану пятого класса ООП ООО на домашнем обучении; 6 человек со статусом «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья», имеют заключение ПМПК с указанием образовательного маршрута и рекомендации обучения по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования по вариантам ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата), и ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для детей с задержкой психического развития).Так как у всех детей с ОВЗ есть тяжёлые заболевания, они предоставляют справку ВК для организации индивидуального обучения на дому. Для них разрабатывается индивидуальный план в соответствии с программой.


ШКОЛА №96


В этом году в «Школе №96 Эврика-Развитие» был создан первый коррекционный класс, в котором обучаются шесть детей с аутизмом. Директор МАОУ «Школа №96 Эврика-Развитие Зинаида Алексеевна Гринько считает:

– Таким образом появился шанс, консолидирующий условия, необходимые для обучения, развития и успешной социализации, как детей общеобразовательных классов, так и детей со сложными сочетанными нарушениями, включая детей с расстройствами аутистического спектра. Для этого в школе имеется достаточная материальная база. Был определен удобный кабинет, в нём провели ремонт, оборудовали специализированным оборудованием. В рамках программы «Доступная среда» полы и стены школы оборудованы специализированными сенсорными панелями. С обучающимися коррекционного класса работает педагог-дефектолог, тьютор, психолог. Педагоги задействованы в инновационной деятельности школы по внедрению новых образовательных технологий. В школе реализуются следующие программы: обучение в специальном (коррекционном) классе для детей с аутизмом; программы индивидуального обучения на дому для детей с тяжелыми множественными нарушениями; программы инклюзивного обучения детей с детей с тяжелыми множественными нарушениями.

Как сообщила кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики ТИ имени Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ), профессор РАЕ Анна Вячеславовна Виневская, результаты инновационной деятельности по созданию в школе №96 коррекционно – развивающей среды, позволяющей включать в образовательный процесс детей с тяжелыми множественными нарушениями и аутизмом, будут представлены на научно-практических конференциях различного уровня. На базе школы планируется проведение методических семинаров, круглых столов.


ШКОЛА №107


В школе № 107 для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата вход в здание оборудован пандусом с перилами с двух сторон. Для детей с сенсорными ограничениями (слабовидящие, инвалиды по зрению) установлена тактильная вывеска, а также предусмотрены предупреждающие и направляющие тактильные полосы. Обустроен кабинет для детей с ОВЗ, а также санитарная комната для детей-колясочников.

С детьми работают педагоги-психологи, логопеды. Действие коррекционных методик направлено на полное или частичное устранение отклонений. Психологи вместе с родителями выстраивают основные положения стратегии сопровождения, которая имеет вид индивидуального образовательного маршрута. Классные руководители, учителя-предметники и другие сотрудники школы делают все возможное, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья чувствовали себя комфортно в школьной среде. Ребята вместе со сверстниками активно участвуют во внеклассных мероприятиях, выезжают на экскурсии.

– Организация образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с особенностями требует решения многих проблем, – говорит директор школы № 107 Игорь Анатольевич Чередников. – Основная часть трудностей заключается в недостатке финансирования, поскольку для обеспечения людей с ограниченными возможностями необходимо большое количество ресурсов. Это квалифицированные педагоги (учитель-дефектолог в школах большая редкость), развивающие компьютерные программы, специализированные приспособления. В будущем учебном году наш ученик с нарушениями опорно-двигательного аппарата переходит в пятый класс. Ему предстоит передвигаться по школе и преодолевать движение по ступенькам. А для этого необходимо установить в школе подъёмники-ступенькоходы. Надеемся, что и эта проблема вскоре будет решена, – говорит Игорь Анатольевич.


Ольга Разумовская,

фото из архива





25.06.2019
Василий Голубев: «Продолжим переселять жителей Ростовской области, «отрезанных» от России украинской границей»
Об этом губернатор донского региона заявил сегодня, 24 июня, в ходе заседания Совета при полномочном представителе президента РФ в Южном федеральном округе.
25.06.2019
Павел Бережной провел прием граждан
20 июня депутат Законодательного Собрания Ростовской области Павел БЕРЕЖНОЙ (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») провел прием граждан в региональной общественной приемной председателя партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Д.А. Медведева.
25.06.2019
На Всероссийской конференции Ассоциации детских больниц России Светлана Пискунова представила региональный проект «Особенное детство»
Депутат Законодательного Собрания Ростовской области Светлана Пискунова (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») приняла участие во Всероссийской конференции Ассоциации детских больниц России, которая состоялась 20-21 июня 2019 года.
24.06.2019
В начале июля определятся территории, которые будут благоустроены в 2020 году
На Дону завершается прием заявок муниципалитетов на участие в конкурсе проектов благоустройства общественных территорий региона. Сдать необходимые документы необходимо 24-25 июня с 9:00 до 18:00 часов по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Суворова, 91, 7 этаж.
24.06.2019
Депутаты донского парламента почтили память советских воинов, павших во время Великой Отечественной войны 22.06.2019
В День памяти и скорби, в сквере имени Фрунзе (г. Ростов-на-Дону) состоялась церемония возложения цветов и венков к мемориальному комплексу «Павшим воинам».
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс