Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

В донской столице обсудили проблемы функционирования международных морских портов Ростова-на-Дону и Азова

В колледже водного транспорта Ростова-на-Дону комитет Законодательного Собрания Ростовской области по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, энергетике, транспорту и связи провел заседание «круглого стола» на тему «О состоянии и проблемах функционирования международных морских портов Ростова-на-Дону и Азова». В мероприятии приняли участие депутаты донского парламента, представители Правительства Ростовской области, руководители портовых хозяйств, судоремонтных предприятий, лоцманских компаний.

Необходимость проведения «круглого стола» связана с тем, что присвоение портам Азова и Ростова-на-Дону в 2009 году статуса морских портов повлекло усиление нормативно-технических требований, а следовательно, финансовых затрат на строительство и содержание портовой инфраструктуры. Как следствие, работы по обеспечению габаритов водного пути на данном участке перестали проводиться. Снизилась загрузка судов из-за недостаточных глубин. Порты Ростова и Азова расположены в устье реки, а здесь есть течение, наносы и, соответственно, требования к движению судов совершенно другие.

Ранее, 29 января, в Москве под председательством вице-премьера Юрия Борисова состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, в котором приняли участие губернатор Ростовской области Василий Голубев и председатель Совета директоров АО «Ростовский порт» Олег Грызлов.

«Водный транспорт до настоящего времени остаётся самым удобным, экологически чистым и низкоаварийным видом транспорта... Общий грузооборот в границах Азово-Донского бассейна с учетом транзита за 12 месяцев 2018 года составил более 38,0 млн. тонн, что на 10,4 % больше, чем за аналогичный период 2017 года.

Придание статуса «морской» портам Азов и Ростов-на-Дону, фактически расположенных на реке Дон, повлекло за собой целый ряд проблем, вызванных отсутствием прямого нормативного регулирования статуса вод данной акватории.

Прежде всего, это привело к неоправданному усилению нормативно-технических требований, а с ним и финансовых затрат на строительство и содержание портовой инфраструктуры. Так величина арендной платы за арендуемые грузовые причалы в морских портах Ростовской области выросла более чем в 4,5 раза.

После признания вышеуказанного участка реки Дон морским ухудшилась ситуация и с содержанием акватории морских портов. Работы по обеспечению габаритов водного пути на данном участке перестали проводиться.

В свою очередь это обстоятельство, в условиях маловодья на Нижнем Дону на старте навигации 2018 года, создало угрозу необходимости введения режима чрезвычайной ситуации в устьевой части Дона, а также установления одностороннего движения флота на пяти участках реки Дон от г. Ростов-на-Дону до г. Азова.

Из-за недостаточных глубин снижается загрузка судов, что в свою очередь не позволяет судовладельцам поддерживать конкурентоспособный уровень фрахтовых ставок.

В результате груз уходит на альтернативные виды транспорта: железную дорогу и автотранспорт.

Сдерживающим фактором дальнейшего развития и повышения конкурентоспособности морских портов Ростова-на-Дону и Азова, является недостаточная глубина и ширина судового хода, а также участки, закрытые для расхождения и обгона судов, особенно при сгонно-нагонных явлениях, в устье реки Дон», – рассказал Василий Голубев.

Губернатор предложил рассмотреть возможность предъявления требований к строительству и технической эксплуатации акваторий, а также гидротехнических сооружений в границах международных морских портов Азова и Ростова-на-Дону, применяемых на внутренних водных путях.

В ходе заседания «круглого стола» 13 марта также было отмечено, что в обеспечении международных перевозок водным транспортом судоходный путь по реке Дон играет ключевую роль.

Заместитель Председателя Законодательного Собрания Ростовской области – председатель комитета по строительству Александр Скрябин отметил:

«На сегодняшний день отсутствует прямое нормативное регулирование статуса вод данной акватории. В свою очередь отсутствие регулирования влияет на эффективность функционирования и развитие портов и портовой инфраструктуры. Губернатор Ростовской области Василий Голубев во время выступления на заседании Морской коллегии при Правительстве РФ обозначил необходимость решения этих вопросов. Кроме того, аналогичные вопросы были озвучены коллегами из других регионов на XI Международном форуме «Транспортный потенциал. Именно для того, чтобы качественно сформулировать необходимые задачи, мы пригласили профессионалов и экспертов. Мы намерены детально проработать наиболее острые вопросы, поднятые сегодня, и подготовить предложения соответствующим областным и федеральным структурам по возможным путям их решения».

На участке морского пути от Аксая до приемного буя Азово-Донского канала следует обеспечить минимальную глубину в 4,5 метра, считает директор «Морского агентства «Интерагент» Олег Сидоркин.


«Было предложено сделать гарантированную глубину на этом участке не менее 4,5 метра. Ведь ни в одном документе не говорится о том, что у нас особые условия судоходства в период осенне-зимнего плавания», – рассказал Олег Николаевич.

По его словам, из-за погодных условий и падения глубины прекращается движение всего флота: транзитного и того, который грузят в Ростове и Азове.

«Величина 4,5 метра взята не с потолка, она оптимальная», – утверждает Сидоркин. Он отметил, что есть естественные и искусственные сдерживающие моменты на водном пути. «Ростовский железнодорожный мост не разводят при силе ветра 15 метров и выше. И при такой силе ветра движение судов прекращается в принципе», – заявил выступающий.

Сидоркин рассказал, что при силе ветра в районе 14 метров глубина уменьшается на полметра, до 3,5. «Чтобы обеспечить навигационную глубину в четыре метра в любое время года, мы предлагаем увеличить глубину до 4,5 метра», – сказал Олег Николаевич.

Он отметил, что это потребует больших затрат. «Чтобы они были не такими большими, мы предлагаем руководствоваться речными нормами проектирования, а не морскими», – добавил директор. Для этого потребуется внести изменения на законодательном уровне.

Капитан морского порта Азов Владимир Брагин назвал меры, которые будут способствовать улучшению работы порта. В частности, по его мнению, необходимо увеличение вместимости рейдов морского порта Азов для постановки судов, прибывающих под грузовые операции в порт и следующих транзитом. Минимизации времени простоя судов в ожидании проходного уровня воды будет способствовать регулярное производство дноуглубительных работ на акватории порта с целью увеличения в дальнейшем и поддержания навигационных глубин.

«В целях обеспечения безопасности мореплавания на Азово-Донском морском канале необходимо установить лазерные створы, которые ранее планировались», – отметил Владимир Брагин.

Кроме того, по его словам, для повышения эффективности работы важно сократить количество участков реки Дон с односторонним движением судов.

Владимир Брагин напомнил, что протяженность акватории морского порта Азов составляет 33 мили (или 61,3 км), из которых река Дон с речной частью АДМК – 17,28 мили (32 км). При этом на двух перекатах – Елизаветинском и Азовском – обгон и расхождение судов и составов запреще- ны, а на трех перекатах – Узякском, Петровском и Азовском (в районе водозабора) – расхождение и обгон крупнотоннажных судов не рекомендуются.

Капитан морского порта напомнил, что характерной чертой порта является наличие ветровых нагонно-сгонных явлений, проявляющихся в резких колебаниях уровня воды. «При ветрах восточных направлений наблюдается падение уровня воды, при ветрах западных направлений – подъем. Амплитуда колебаний уровня воды может достигать 6 м и более», – подчеркнул Владимир Брагин.

Председатель Совета директоров АО «Ростовский порт» Олег Грызлов отметил, что сегодня вместо того, чтобы улучшать производственный процесс, предприятиям отрасли приходится «отбиваться» от многочисленных норм, требований и законодательных актов, которые лишь ухудшают положение дел в функционировании портовой инфраструктуры.

По мнению Андрея Вахрушева, директора АБФ ФГУП «Росморпорт», работы на реке Дон стопорятся, потому что «Росморпорт» не может выполнить требования по возмещению ущерба реке.

«Проект по ведению работ на Азово-Донском морском канале предусматривает компенсацию негативного воздействия на ресурсы реки», – рассказал Вахрушев. Он отметил, что Росрыболовство выдвинуло требования по компенсации вреда: предприятию нужно выпустить в Дон черноморского лосося и русского осетра.

«Росморпорт» в 2018 году неоднократно заявлял «Росрыболовству» о невозможности выполнения этого требования. На заводах Ростовской области нет необходимого количества осетровых», – заявил директор учреждения. По его словам, «Росрыболовство» отказалось от выпуска леща и сазана.

«Дефицит молоди русского осетра на предприятиях Азово-Черноморского бассейна в значительной мере связан со строительством Крымского моста и Багаевского гидроузла. В связи с чем выпуск осетра в 2019–2020 годы маловероятен», – заключил Андрей Вахрушев.

Генеральный директор судоремонтного завода «Моряк» Леонид Радченко считает, что морской статус вод Дона мешает развивать судоходство из-за более сложных требований.

«Мы бьемся два года и не можем ничего добиться. Не нужно менять статус порта, пусть он будет морским. Но эту территорию нужно эксплуатировать по правилам реки, есть проблемы в использовании припортовых акваторий. Это мешает судоходству», – заявил Леонид Семенович.

Он рассказал, что два года не может добиться, чтобы у причала убрали перешеек: ни в одной инстанции нет механизма для этого. «А до 2009 года мы встречались, намечали план, платили деньги и нам чистили акваторию», – отметил выступающий. Радченко рассказал, что его завод планирует построить десять кораблей: шесть – в Китае, четыре – в Ростове.

«Для этого мы пригласили сюда китайских партнеров со своими технологиями и возможностями. Они подтвердили, что это можно сделать, используя потенциал всех предприятий региона, занимающихся ремонтом, их 60», – рассказал Леонид Радченко. Он отметил, что завод тут же столкнулся с проблемой нехватки кадров.

«Мы уже два года занимаемся этой проблемой. Как нам пополнить ряды специалистов судоремонта и судостроения?», – спросил директор завода. Он отметил, что ростовский колледж морского транспорта не может открыть факультет, если под него не предусмотрен бюджет.

«Я предчувствую, что вы скажете: вам надо – вы и открывайте. Но я отвечу на этот вопрос. Я готов 10 или 20 человек найти и заплатить за них, он они потом не придут ко мне, они пойдут в другие предприятия. Это конституционное право человека на выбор», – заявил Радченко. Директор завода отметил, что не может заплатить за обучение 20 студентов, из которых на работу никто не вернется. «Нужен бюджетный факультет для специалистов, которые будут строить и ремонтировать суда», – отметил генеральный директор ОАО «Моряк».

Акционер «Азовской судоверфи» Александр Олейников также заявил о конфликте правового морского статуса и фактического речного. По словам акционера, из закона о статусе порта не следует, что воды тоже должны стать морскими.

«Речной статус Дона определяется совершенно другими документами, географическими точками. Тем не менее законодательство стало дрейфовать постепенно в сторону морских вод», – рассказал Олейников. Акционер неоднократно слышал от коллег, что плавание на этом участке незаконно. «У нас нет морских пассажирских судов, соответствующих документов у судоводителей и капитанов», – добавил Олейников.

Олейников считает, что эта проблема может решиться, если создадут комиссию, которая пересмотрит все правовые акты на эту тему. Такая комиссия должна будет часть законов оставить без изменения, часть – пересмотреть или отменить.

«Мы теряем конкурентоспособность водного транспорта. У нас сегодня перевозки до тысячи километров ушли на автомобильный транспорт, дороги убиваются и прочее. Если мы проанализируем грузы, которые отправляются, то в основном это транзит или экспорт, внутренние перевозки незначительны», – рассказал Олейников.

По мнению Олейникова, чтобы отрасль была конкурентной, она должны быть дешевле автотранспорта на 15–20 %. «Идет проигрыш по времени: на ту же тысячу километров на автотранспорте доставка занимает сутки, на водном транспорте – трое суток», – пояснил акционер.

Он отметил, что нужно уменьшить издержки водного транспорта. «Это связано в первую очередь с административной нагрузкой, все эти дополнительные платежи превышают налоги в несколько раз», – отметил спикер.

По словам Александра Скрябина, все предложения, высказанные в ходе заседания «круглого стола», будут в дальнейшем рассматриваться и прорабатываться комитетом Законодательного Собрания Ростовской области по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, энергетике, транспорту и связи.






Мария Шульга, фото автора






22.08.2019
Сергей Косинов провел прием граждан в Азове
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Законодательном Собрании Ростовской области Сергей КОСИНОВ провел прием избирателей города Азова и Азовского района
20.08.2019
Депутаты донского парламента предлагают поддержать установление единого перечня отчетных документов для педагогов
В Ростове-на-Дону прошла областная педагогическая конференция работников образования, собравшая более тысячи участников
20.08.2019
Вячеслав Василенко: «Наша задача выявлять проблемы и помогать решать их»
Заместитель Председателя Законодательного Собрания – председатель комитета по аграрной политике Вячеслав ВАСИЛЕНКО (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») провел прием граждан в городе Ростове-на-Дону.
19.08.2019
Сергей Косинов обсудил проблемы развития Таганрога
В рамках работы на закрепленной территории депутат Законодательного Собрания Ростовской области, руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», Сергей КОСИНОВ провел выездные совещания
19.08.2019
Депутаты донского парламента провели дискуссию о повышении рождаемости в Ростовской области
«Открытая трибуна» на эту тему прошла 16 августа в Законодательном Собрании Ростовской области
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс