Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

В донской столице состоялся «круглый стол» на тему «Система учительского роста в Ростовской области: проблемы и пути решения»

30 октября в Ростове-на-Дону в Конгрессно-выставочном центре «ДонЭкспоцентр» прошел «круглый стол» на тему «Система учительского роста в Ростовской области: проблемы и пути решения». Мероприятие было организовано газетой «Парламентский вестник Дона» при активной поддержке Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, заместителя председателя комитета Государственной Думы по образованию и науке Ларисы Тутовой, председателя комитета ЗС РО по образованию, науке, культуре, информационной политике и связям с общественными объединениями Валентины Мариновой, руководителя ЕОРОиК Иерея Александра Верченко

В заседании круглого стола участвовали депутат ГД Лариса Тутова, председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по образованию, науке, культуре, информационной политике и связям с общественными объединениями Валентина Маринова, руководитель Региональной службы по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области (Ростобрнадзора) Надежда Толстик, руководитель ЕОРОиК иерей Александр Верченко, руководители образовательных учреждений, ведущие педагоги Ростовской области.

Фактически в рамках этого круглого стола состоялось широкое экспертное обсуждение вопросов формирования, развития и внедрения национальной системы учительского роста (НСУР) и реализации на практике уровневого профессионального стандарта педагога. Прозвучали основополагающие вопросы: составление и развитие национальной системы учительского роста; система подготовки и переподготовки учительских кадров в соответствии с современными требованиями; духовно– нравственное и патриотическое воспитание как основная составляющая профессионального роста.

Напомним, что:

в начале прошлого года было озвучено поручение Президента на Госсовете по общему образованию – «обеспечить формирование национальной системы учительского роста». По результатам длительного общественного обсуждения эксперты пришли к выводу, что отсутствие карьерных возможностей сдерживает профессиональный рост учителя и исключает возможность педагогической карьеры. При том, что возможны разные должности именно для учителей-предметников, например, «учитель», «старший учитель», «ведущий учитель», «учитель-наставник», «учитель-эксперт».

Предлагается сформировать дифференцированную систему учительских должностей в зависимости от уровня сложности и ответственности выполняемых функций.

Для каждой должности будет необходим минимально допустимый уровень образования – например, для учителей начальных классов это бакалавриат, для старших учителей – магистратура плюс обязательное наличие высшей квалификационной категории.

Планируется формирование и альтернативной системы аттестации – на основе единых контрольно-измерительных материалов, с помощью которых можно будет оценить такие компетенции как знание учебного предмета, умение использовать методики преподавания, учитывать психофизиологические особенности развития ребенка и другое. Кроме того, и на этом сделан акцент в поручении Президента, должны учитываться мнения выпускников школ, но не ранее чем через 4 года после того, как они окончили школу.

Минобрнауки предлагает провести апробацию в пилотных регионах различных подходов к оценке профессиональных компетенций учителей в соотнесении с новой системой их должностей. В этом контексте федеральное министерство считает возможным отложить срок вступления в силу профстандарта педагога до 2018 или 2019 года, обновить его, а за оставшееся время сформировать и ввести национальную систему учительского роста, о которой говорил Президент России.

Заседание «круглого стола» началось с приветственного слова иерея Александра Верченко.

«Очень приятно, что организаторы сегодняшнего мероприятия откликнулись на предложение включить его в рамки XXII Димитриевских образовательных чтений. Церковь и власть подчеркивает особую важность образования учителя. Хочу передать вам слова приветствия от нашего владыки, главы донской Митрополии Митрополита Меркурия и выразить особую благодарность в связи с тем, что проблематике духовно-нравственного воспитания отводится одно из главных мест в национальной системе учительского роста.

Лариса Тутова отметила, что вопросы, рассматриваемые на «круглом столе», являются очень актуальными и обсуждаются во всех регионах нашей страны. Министерство образования в настоящий момент прорабатывает систему учительского роста. «Некоторые регионы являются пилотными по внедрению данной системы. Наш регион таковым не является, но, как мне кажется, мы должны выработать свое понимание, поучаствовать в формировании системы, внести свои предложения», – заметила Лариса Николаевна,– Мнение в учительском сообществе по данному вопросу неоднозначное. Самый главный момент, который прорабатывается – финансовый аспект. По каким критериям мы будем отделять одних преподавателей от других – серьезный вопрос».

Валентина Маринова отметила, что вопрос, поднятый на «круглом столе», является очень интересным и актуальным. «Сегодня существует аттестация педагогов. Сидящие в зале лучше меня знают, сколько здесь возникает вопросов. Аттестация проводится на региональном уровне. Единой системы измерительных процедур не существует»,– рассказала Валентина Лаврентьевна, – Оценка знания предмета, методики, умения работать с детьми с ОВЗ, инклюзивное образование, широта кругозора учителя – все это не имеет четкой, прозрачной процедурной основы, закрепленной на региональном и федеральном уровне. Вызывает вопросы и существующая система оплаты труда. Мы с гордостью говорим о том, что выполняя указы Президента, вышли на среднюю зарплату педагога по экономике в регионе. Но мы же с вами знаем, какое лукавство заложено в этой средней оплате. И знаем, как она формируется, как делятся стимулирующие и базовые оплаты в образовательных учреждениях. Самое важное на сегодняшний день – сформулировать единую систему измерительных процедур. Это станет основой доверия к этой системе, дальше мы должны ее привязать к дифференциации оплаты. Очень хорошо, что мы начинаем обсуждать данный вопрос «снизу», с представителями педагогических коллективов. Они подскажут нам, что не забыть и не упустить».

В настоящее время, несмотря на проводимую аттестацию учителей и наличие у них квалификационных разрядов, в стране не существует единой системы измерительных процедур в данной сфере. Участники «круглого стола» сошлись во мнении, что необходимо выстроить систему аттестации, в которой бы учитывалось и знание предмета, и владение методикой преподавания, и возможность работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, работать с родителями и т.д.

Надежда Толстик рассказала о системе национального учительского роста с позиции Ростобрнадзора.

– Мы сталкиваемся с данной проблемой в трех вариантах. Первое – когда проводим проверки контроля качества образования в учебных заведениях. Здесь учитывается личность преподавателя, его образование, повышение квалификации, переподготовка. Проводя контрольные срезы знаний учащихся, можно установить зависимость между этими позициями. Если преподаватель имеет профильное образование, своевременно прошел стажировку, повышение квалификации, у его учеников никогда не будет нулевых знаний. Второе направление – аккредитация учебного заведения. Основной вопрос – качество подготовки и увязка с трудоустройством. У нас в регионе Союзом работодателей уже разработаны показатели, по которым оценивается качество подготовки выпускников среднего профессионального учебного заведения. Последнее направление – получение лицензии. Сегодня очень упрощена сама процедура получения лицензии, появилось огромное количество организаций, предоставляющих дополнительное образование. Очень развита дистанционная сеть повышения квалификации и переподготовки. Но есть и жалобы на качество предоставляемых услуг со стороны преподавателей, руководителей образовательных учреждений. Когда нет федеральных образовательных стандартов, получив лицензию, данная организация выходит из-под контроля. Необходимо на федеральном уровне разработать и утвердить федеральные стандарты дополнительного образования преподавателей, – сказала Надежда Толстик.

Начальник отдела по работе с персоналом Управления образования города Светлана Пушкаш рассказала, что сегодня активно ведется работа по привлечению молодых специалистов в систему образования. Управлением образования города Ростова-на-Дону совместно с ЮФУ разработан проект – «Образовательный кластер», в рамках которого реализуется концепция развития педагогического образования. На базе образовательных учреждений с этого года стали работать профильные психолого – педагогические классы. С ЮФУ также заключаются трехсторонние договоры о целевом обучении и привлечении молодых специалистов в образовательные учреждения для последующего трудоустройства. При поддержке администрации города ежегодно проводится Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Учитель года». За последние 3 года педагоги города становились лучшими на федеральном уровне (2015 год – Лопатин Артем Александрович, учитель истории и обществознания гимназии №19; 2016 год – Барашев Андрей Хугасович, учитель русского языка и литературы лицея №11).

В ходе «круглого стола» выступила заместитель руководителя отдела религиозного образования и катехизации Ростовской-на-Дону епархии Ольга Шевченко. Она коснулась темы духовно – нравственного и патриотического воспитания как основы профессионального роста. По мнению Ольги Шевченко, педагоги должны заниматься самосовершенствованием для того, чтобы стать для детей лучшим примером и авторитетом. «Результат учеников – это оценка учителя»,– подчеркнула заместитель руководителя ЕОРОиК.

Особенности работы в сельской местности раскрыла директор Новобессергеновской средней общеобразовательной школы имени И.Д.Василенко Татьяна Тишина.

«В нашей большой сельской школе накоплен ценный опыт непрерывного образования педагогов, комплексной поддержки молодых специалистов, создания современных, комфортных условий труда учителя»,– рассказала директор школы.

Татьяна Тишина отметила, что на сегодняшний день основным мотивационным механизмом учительского труда остается размер оплаты, в том числе за счет увеличения нагрузки и соответственно снижения качества. В то время как возможности профессионального роста, волнуют только каждого пятого учителя. Многие молодые учителя после окончания вузов оказываются совершенно не готовы к работе с детьми, не находят общий язык с родителями.

– Что касается повышения квалификации и переподготовки, главная задача – разработка региональной модели повышения квалификации педагогических работников с учетом результатов оценочных процедур, предлагаемых как единый измерительный материал. Формирование общих и специальных профессиональных компетенций для получения дополнительных квалификаций, как результат – для повышения качества образования. Повышением квалификации, профессиональной переподготовкой учителей должны заниматься организации, институты, которые зарекомендовали себя и имеют достаточный опыт. Необходимо изменить вопрос финансирования профессиональной переподготовки учителей, т.к. иногда потребность переподготовки превышает возможности бюджета, в то время как руководители школ не имеют права настаивать на переподготовке преподавателей за их счет,– отметила Татьяна Тишина.

Участники «круглого стола» также выслушали мнение директора Зерноградского педагогического колледжа Светланы Завьяловой о формировании системы учительского роста. Она предложила привлекать представителей СПО при формировании экспертных групп, оценке профессионального роста учителей.

В своем выступлении Татьяна Тишина рассказала об опыте взаимодействия с вузами Таганрога, более подробно на этом аспекте своей деятельности остановился директор Таганрогского Института им. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ) Андрей Голобородько. Он предложил сформировать постоянно действующую дискуссионную площадку при комитете по образованию ЗС РО по обсуждению и согласованию направлений участия региона в национальной системе учительского роста. С привлечением СПО, вузовского сообщества, руководителей организаций общего образования и руководителей муниципальных органов управления образования. Андрей Голобородько также внес предложение рассмотреть возможность подготовки «учителей-наставников» в рамках программ магистратуры, в том числе рассмотреть возможность целевого приема.

Ректор ФГБОУ ДПО «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Сарра Хлебунова внесла ряд предложений касаемо формирования национальной системы учительского роста.

«Только две программы имеют статус государственного образовательного стандарта – математика и русский язык. Все, что дальше движется по учебному плану, находится либо в стадии обсуждения, либо в стадии завершения. Нам нужен хороший, добротный учебник и программа, которая являла бы собой государственный образовательный стандарт. Профессиональный стандарт педагога должен иметь некий раздел, связанный с анализом результативности работы учителя. Национальная система учительского роста не должна иметь форму только аттестации, которая проходит только в форме тестирования. Это должна быть вся система обучения, поддержки педагога. Также на региональном уровне необходимо ввести общественно-профессиональную аккредитацию программ дополнительного образования учителей. Актуально на сегодняшний день возрождение методических кабинетов, методических служб», – отметила Сарра Федоровна.

В завершении «круглого стола» прозвучало выступление директора Новочеркасского колледжа промышленных технологий и управления Галины Григорьевой.

«Национальная система учительского роста безусловно актуальна и необходима. Начинать нужно с изменения самой системы подготовки педагогических кадров. Нужно мотивировать студента еще в процессе обучения, чтобы он жаждал системы учительского роста. Необходимо также обратить серьезное внимание на систему дополнительного образования учителей. Нужен стандарт дополнительного профессионального образования для педагогических работников. При этом не должны быть потеряны заработанные учителями награды, грамоты, звания », – заявила Галина Григорьева.

В ходе дальнейшего обсуждения руководитель «Областного Центра Технического Творчества Учащихся» Анатолий Коц внес предложение о восстановлении в университетах кафедр технологии, готовящих инженеров-педагогов, которые необходимы в дополнительном образовании.

Татьяна Балашова, директор гимназии № 118 города Ростова-на-Дону рассказала о чрезмерной нагрузке учителей, которая плохо отражается на качестве их работы. В школе, по мнению Татьяны Балашовой, обязательно должна быть ставка методиста с соответствующей оплатой. В системе дошкольного образования необходима другая система профессионального роста. Директор гимназии № 118 высказала мнение о том, что учитель, победивший в конкурсах регионального или федерального уровня, должен получать материальное поощрение, или, к примеру, как в некоторых странах, оплачиваемый творческий отпуск.

Рекомендации, выработанные по итогам заседания, будут использованы в дальнейшей работе над решением важной задачи формирования системы учительского роста, ведь скорректировать закон гораздо легче на этапе его принятия, а не после того как он вступит в силу. Все высказанные предложения будут учтены при дискуссиях по совершенствованию национальной системы учительского роста в Комитете по образованию и науке Государственной Думы.


Мария Шульга, фото автора