Виктория Чернышова: «Сегодня перед отраслью стоит амбициозная задача – обеспечение глобальной конкурентоспособности отечественного образования»31.05.2019
О деятельности Управления образования донской столицы и о состоянии системы образования нашего города в интервью «Парламентскому вестнику Дона» рассказала начальник Управления образования Ростова-на-Дону Виктория Чернышова. – Расскажите о приоритетных направлениях работы Управления образования сегодня. Как проходит реализация задачи, поставленной Президентом страны, – ликвидировать к 2025 году вторую смену в школах? – 2018 год дал старт национальному проекту «Образование», который определяет стратегические линии развития отрасли и базируется на обязательном достижении показателей, обозначенных в Указах Президента РФ. Сегодня мы работаем в таких условиях, когда перед отраслью стоит амбициозная задача – обеспечение глобальной конкурентоспособности отечественного образования и вхождение его в число 10 лучших мировых образовательных систем. В новом национальном проекте «Развитие образования» определено 9 стратегических направлений, 6 из которых затрагивает работу системы общего образования. В настоящее время 78,2 % обучающихся занимаются в первую смену, причем все старшие классы (10–11) обучаются только в первую смену. С момента оглашения Послания Президента Федеральному Собранию в 2018 году в городе создано 4883 дополнительных места: построена школа в микрорайоне Левенцовском (на 1400 мест), капитально отремонтированы щколы № 106, 53, лицей № 50. В текущем году открыты после капитального ремонта школа № 4 (пер. Крепостной, 139), лицей № 69 (пр. Ленина, 83А). Это учреждения, которые долгое время были либо полностью закрыты, либо функционировали в ограниченно работоспособном состоянии. Открыты классы за счет внутренних резервов учреждений (дополнительно 2010 мест). В текущем году планируется дополнительно ввести 3729 мест за счет завершения строительства школы на территории микрорайона Суворовского; строительства школьного комплекса на 1100 учащихся в микрорайоне Красный Аксай; завершения капитального ремонта лицея № 13 и второго здания лицея № 69; установки модульного здания на территории школы № 60. Также в 2019 году будет завершена разработка ПСД на строительство, реконструкцию и проведение капитального ремонта школ – значит, создан задел для строительства, реконструкции и капитального ремонта школ на 4599 мест. – Расскажите об основных итогах деятельности Управления в 2018 году. – С целью создания безопасных и комфортных условий обучения и воспитания школьников в текущем году выполнены работы по ремонту физкультурно-оздоровительных зон в 5 учреждениях (школы № 92, 107, гимназии № 118, 52, детского сада № 175), фасадов в гимназии № 52 и детском саду № 182, спортзалов в школе № 111 и лицее № 102, актового зала в школе № 68, кабинетов (выборочно) в лицее № 2, в школах № 21, 99, 72, по усилению конструкций зданий детского сада № 2 и гимназии № 45, по благоустройству территории в школах № 99, 21, детского сада № 182 и № 137, по замене окон в школе № 37 и частично в лицее № 102 и детского сада № 138, по установке и ремонту ограждения в гимназии № 34 и детского сада № 9. Также выполнены работы по ремонту инженерных коммуникаций в 11 учреждениях, санузлов в 12 учреждениях, кровель в 9 учреждениях, по обеспечению архитектурной доступности в 14 учреждениях, по замене узлов учета тепловой энергии в 21 учреждении. 01.09.2018 открыта после капитального ремонта школа № 4 (пер. Крепостной, 139), 01.11.2018 – лицей № 69 (пр. Ленина, 83А). Получены положительные заключения государственной экспертизы на проектные документации на капитальный ремонт гимназии № 36, школы № 78 и на реконструкцию школы № 32. Осуществляется капитальный ремонт в лицее № 13 и второго здания в многопрофильном лицее № 69, ведется разработка проектной документации на реконструкцию лицея № 20 и капитальный ремонт детского сада № 142. Система муниципального дошкольного образования представлена 148 дошкольными образовательными учреждениями. В 2018 году было введено 618 мест, в том числе 429 мест для детей ясельных групп. В 2019 году планируется создать 885 мест, в том числе 275 – для детей раннего возраста. В 2019 году планируется ввести 3 детских сада. Говоря о дошкольном образовании, хочу отметить, что за последний год во многом изменилась образовательная среда дошкольных учреждений: – современное игровое оборудование, конструкторы нового поколения (электромеханические, магнитные и т.д.), игрушки роботы, с возможностью их программирования детьми, трансформируемая мебель, мобильные мультстудии; – организована деятельность специализированных кабинетов: «Технолаб», «STEM-лаборатория». Появились современные формы работы с детьми: «Робофест», «LEGO-турнир», «Робобол» и пр. Наиболее активную позицию в реализации программы «STEM-образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста» заняли дошкольные учреждения: Ворошиловского (№ 42, 49), Ленинского (№ 232, 237) и Кировского районов (№ 63, 263). Активно продвигается использование электронного ресурса «Российской электронной школы», уже включены в работу многие общеобразовательные учреждения (№ 34, 101, 1-й классический, 47, 49, 105, 8, 11, 12, 106, 115), идет работа с электронными учебниками. В 2018 году, по сравнению с результатами государственной итоговой аттестации 2017 года, увеличился средний тестовый балл по русскому языку – 73,17 (в 2017 году – 70,0 балла), математике профильного уровня – 50,9 (в 2017 году – 48,8 балла), истории – 54,7 (в 2017 году – 53,1 балла), географии – 57,2 (в 2017 году – 54,3 балла), немецкому языку – 72,5 (в 2017 году – 67,3 балла), французскому языку – 85,5 (в 2017 году – 83,4 балла). Сократилось количество выпускников, не получивших аттестат о среднем общем образовании. Не получили аттестат 12 человек (0,31 %), в 2017 году таких выпускников было 21 (0,59 %), в 2016 году – 44 (1,18 %), в 2015 – 106 (2,51 %) человек. Увеличилось количество высокобалльных работ. Доля выпускников, набравших по итогам участия в государственной итоговой аттестации более 220 баллов по трем предметам (по трем наибольшим результатам участника) составила 24 %. В 2018 году доля ростовских стобалльных работ в общем количестве по Ростовской области составила 46 %. Всего 27 выпускников выполнили 30 работ на 100 баллов. В этом учебном году запущен проект «Математическая вертикаль», который обеспечивает возможность получения качественного профильного математического образования в каждой школе, развивает талант каждого ребенка. Если мы хотим поднять уровень математического образования, кружки по математике, шахматные клубы должны быть в каждой школе. 2 апреля мы подвели итоги. По итогам годового отчета Всероссийского онлайн-проекта Банка России «Уроки финансовой грамотности» Ростовская область входит в пятерку лидеров среди всех регионов России! Целевой показатель по участию школ в проекте Банка России в 2018 году выполнен! В мероприятиях онлайн-уроков финансовой грамотности приняли участие все общеобразовательные организации города, охват составил более 80 % обучающихся. – Как развивается система дополнительного образования? Сколько у нас секций по робототехнике, программированию? – Дополнительное образование – важнейшая составляющая образовательного пространства города, позволяющая обеспечить каждому ребенку вне зависимости от социального положения и состояния здоровья развитие его способностей и талантов, определиться с выбором будущей профессии. С каждым годом дополнительное образование становится все более востребованным и привлекательным как для детей, так и для родителей. Система дополнительного образования муниципальной отрасли «Образование» представлена 21 учреждением. В том числе, Дворец творчества детей и молодежи, детский эколого-биологический центр, центр детского технического творчества, центр детско-юношеского туризма и экскурсий, 8 районных домов и центров детского творчества, 9 детско-юношеских спортивных школ, в которых занимаются 62 379 человек. Для организации занятий используется как собственная база учреждений дополнительного образования, так и база общеобразовательных учреждений на условиях договоров безвозмездного пользования. С 2015 года Центр детского технического творчества, имеющий статус регионального ресурсного центра всероссийской программы «Робототехника: инженерные кадры инновационной России», проводит городской конкурс по робототехнике, сессию «Робототехника» ДАНЮИ, городской конкурс юных конструкторов Ростова «Защита творческих проектов», в которых участвует ежегодно около 100 юных робототехников из образовательных учреждений Ростова-на-Дону. Участники соревнований показали, что уже сегодня они умеют использовать багаж школьных знаний по физике и математике при создании действующих моделей и образцов роботов. Судя по конкурсным проектам, ребят интересует широкая тематика: от роботов, которые спасают людей, работают в экстремальных условиях, до роботизированных устройств, которые могут при необходимости заменить живое общение, исследовать планеты Солнечной системы и многое другое. И от того, насколько дерзкими будут их замыслы, зависит наше будущее. В целях привития школьникам интереса к техническому творчеству и робототехнике используются возможности регионального детского технопарка «Кванториум», действующего на базе областного Центра технического творчества и ДГТУ, оснащенного высокотехнологичным оборудованием, нацеленного на вовлечение детей в исследовательскую и изобретательскую деятельность. Сегодня 98 % обучающихся в «Кванториуме» – школьники Ростова. – Как ведется работа по профориентации детей с раннего возраста, что делается уже в детских садах? – В Ростове-на-Дону реализуется стратегия построения индивидуальной траектории развития личности – патриота, гражданина, ориентированного на получение инженерного образования, направленная на выявление, развитие и пропаганду технических знаний и подготовку молодежи к получению инженерных профессий. Для ее реализации создан многопрофильный научно-образовательный кластер при ДГТУ, в котором реализуется система непрерывного образования начиная от дошкольной ступени, далее начальная школа – средняя школа – ДГТУ – работодатель и заканчивая успешным специалистом. Проект в целом направлен на активную популяризацию профессии инженера начиная с детского сада. Целью проекта является формирование образовательной среды инженерно-технической направленности. Детские сады Ростова-на-Дону традиционно сотрудничают по различным линиям преемственности дошкольного и основного образования со школами, Так, в школах созданы инженерные, медицинские, IT, академические классы, позволяющие на ранних этапах познакомиться с профессией и на углубленном уровне изучать необходимые дисциплины. Воспитанники детских садов, участвующие в работе кластера, посещают «Кванториум», музеи, производства (хлебозавод, Почта России), так как неотъемлемой частью реализации данной стратегии является работа по ранней профориентации дошкольников. В детских садах появились новые формы работы, новые возможности для участия дошкольников в различных соревнованиях, фестивалях, интерактивных площадках: «Робофест», «Включай ЭКОЛогику», «Талант», «Планета детства» и т.д., где они получают достойные награды и опыт работы в команде. В городе реализуется программа «STEM-образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста», направленная на развитие интеллектуальных и креативных способностей детей, привлечение их к научно-техническому творчеству. Все это позволяет эффективно развивать воображение, пространственное и алгоритмическое мышление, умение детей работать в команде, формирует адекватную самооценку и устойчивую мотивацию к техническому конструированию, позволяет заложить основы инженерного мышления и научно-технического творчества у воспитанников детских садов. – Расскажите о работе по профориентации, проводимой в разных районах города. – Профессиональная ориентация является одним из самых важных и в то же время одним из самых сложных решений в жизни человека. Важнейшим атрибутом успешного человека является превосходное образование и высокие темпы развития в выбранном профессиональном направлении. С каждым годом выбор профессии становится все сложнее – некоторые из них становятся менее актуальными и востребованными, на смену приходят новые профессии будущего, многообразие которых порой удивляет. Поэтому подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии стала обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматривается в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника. Профориентационная деятельность интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс и является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом. В школах реализуются программы профориентационной направленности во время классных часов, а также в рамках основной образовательной программы. В настоящее время в муниципальных общеобразовательных учреждениях города реализуется около 22 профилей различной направленности. Школьники принимают участие в уроках занятости, декадах профориентации, областных днях профориентации «Сделай свой выбор», ярмарках образовательных организаций «Куда пойти учиться?», экскурсиях на предприятия.
Мария Шульга, фото из архива Управления образования
На базе 76 общеобразовательных учреждений организована деятельность 1832 детских учреждений дополнительного образования, с общим охватом детей 27519 человек (44,2 % от общего количества занимающихся в учреждениях дополнительного образования). Из 7 основных направлений деятельности учреждений дополнительного образования на сегодняшний день наиболее востребованными являются художественная и спортивная (61,9 %). Также одним из важнейших направлений дополнительного образования является техническая направленность. Сегодня по программам образовательной робототехники занимаются 1622 ростовских школьника в 24 образовательных учреждениях города. В системе муниципального образования обеспечено пространство для выявления и поддержки талантливых детей, занимающихся робототехникой.
|