Владислав Шичанин: «Наша общая задача – обеспечить жителей натуральной и здоровой продукцией»01.03.2021
2020 год имеет все шансы надолго остаться в памяти поколений. Он был наполнен трудностями и вызовами для всего человечества. Пандемия, локдауны во всем мире, спад экономики, политические конфликты и протесты. Мир стремительно менялся, и нам приходилось приспосабливаться к новой реальности. Для России пандемия COVID-19 стала масштабной проверкой на прочность, когда надо было срочно перестраивать работу буквально всех систем и направлений деятельности, а также одновременно решать сложнейшие экономические проблемы, вызванные ограничительными мерами по борьбе с инфекцией. И наша страна в целом достойно выдержала удар.
Об итогах года, надежности защиты на продовольственном рынке от некачественной продукции, особенностях надзорной деятельности в период пандемии мы решили поговорить с исполняющим обязанности руководителя Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской, Астраханской областям и Республике Калмыкия Владиславом Шичаниным. – Владислав Николаевич, как сказалась пандемия на вашей деятельности? Ограничение проверок в отношении бизнеса сильно отразилось на качестве надзора? – 2020 год был напряженным и в то же время динамичным. И очень многое из того, что было привычно для нас, изменилось. Пандемия коронавируса повлияла на все сферы жизни человечества и серьезно ее изменила. Всем нам пришлось быстро адаптироваться к новой реальности. В соответствии с постановлением Правительства с апреля месяца и до конца года был введен мораторий на проведение плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, допускалось только проведение внеплановых проверок по поручениям Президента и Правительства РФ, по фактам причинения вреда жизни, здоровью граждан и по другим основаниям. По нашему управлению в прошлом году количество контрольно-надзорных мероприятий снизилось на 50% в сравнении с 2019 годом. Однако, если говорить о главных задачах нашей работы, а именно обеспечении качества и безопасности продукции от поля до прилавка, эпизоотическом благополучии подконтрольных нам регионов, то здесь мало что изменилось – пандемия нашу ответственность не отменяет, и выполнение этих задач мы обязаны обеспечивать при любых условиях. Нам было непросто, но мы справились. – Простому потребителю необходима гарантия безопасности и качества продуктов питания. Как справляется с этой задачей ваше управление? – В соответствии с имеющимися полномочиями нами ведется постоянная работа по контролю за качеством и безопасностью пищевой продукции, производимой и реализуемой в зоне ответственности, а именно в четырех вверенных нам субъектах Российской Федерации. В 2020 году в целях недопущения реализации недоброкачественной продукции организовано 77 совместных мероприятий с полицией по местам несанкционированной торговли мясной и рыбной продукцией. Совместно с органами прокуратуры нашим управлением проведено 49 проверок в отношении недобросовестных предприятий и поставщиков мясной и молочной продукции в бюджетные учреждения и торговые сети. В рамках контрольно-надзорных мероприятий отобрано 3982 пробы пищевой продукции, из которых 8% не соответствовали установленным требованиям. На исследования направлено 375 проб молочной продукции, несоответствия по показателям качества и безопасности выявлены в 133 пробах. По фактам выявления недоброкачественной продукции нами прекращено действие 46 деклараций о соответствии (7– на мясную продукцию, 39 – на молочную). По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий было снято с реализации и направлено владельцами на утилизацию более 23 тонн продукции. Однако хотел бы обратить внимание ваших читателей, что проверки – только часть нашей работы. Мы в Россельхознадзоре считаем, что важно не только выявить нарушения. Прежде всего должна быть создана система предупреждения их возникновения. И таких систем в Россельхознадзоре создано уже много. Цифровизация наступает семимильными шагами, и наша служба в этом вопросе является лидером. В арсенале Россельхознадзора уже есть и появляются новые информационные системы по разным видам надзора – это и ФГИС «Меркурий», ИС «Цербер», «Аргус-Фито», «Сирано» и т.д. Поэтому отныне нашим сотрудникам необязательно стучаться в двери того или иного предприятия, чтобы понять, как оно работает, только по анализу документов в информационных системах можем прояснить многие моменты. – С 2018 года заработала ФГИС «Меркурий». Владислав Николаевич, скажите, система оправдывает возложенные на нее ожидания? – На сегодняшний день польза от внедрения «Меркурия» сомнению не подвергается. С каждым месяцем позитивные результаты от внедрения электронной сертификации нарастают, с российских прилавков исчезает некачественная и небезопасная продукция. За это короткое время «Меркурий» вырос в большой программный комплекс, интегрированный с десятками тысяч других информационных систем в России, а также за рубежом. Обмен электронными документами уже сейчас осуществляется со многими странами. ФГИС «Меркурий» дает нам возможность навести порядок как среди производителей, так и трейдеров, дистрибьютеров, которые закупают. Система обеспечивает прозрачность действий участников рынка, дает полную прослеживаемость продукции на всех стадиях производства и обращения. В 2020 году при мониторинге работы хозяйствующих субъектов во ФГИС «Меркурий» нашим управлением было возбуждено 249 дел об административных правонарушениях. В отношении ветеринарных специалистов, допустивших нарушения, возбуждено 166 дел. Хозяйствующим субъектам, работающим в системе «Меркурий» ненадлежащим образом, выдано 2681 предупреждение о недопустимости нарушения ветеринарного законодательства. За неоднократные нарушения 502 уполномоченных лица предприятий и аттестованных специалистов лишены права доступа для работы в системе «Меркурий» на срок от 2 дней до 6 месяцев. Аннулирована регистрация 92 уполномоченных лиц в связи с прекращением деятельности организаций. Благодаря информационной системе в текущем году было выявлено пять предприятий-фантомов. Производственные площадки удалены из реестра ГИС «Цербер», тем самым прекращена возможность введения в легальный оборот продукции с них. – Значит за выявленные нарушения в оформленных ветеринарках Россельхознадзор «блокирует» предприятия? – Нет. Здесь надо четко разграничивать. Мы не блокируем и не прекращаем деятельность предприятий. Блокируются конкретные нарушители – уполномоченные лица. Хозяйствующий субъект в любой момент вправе наделить полномочиями по оформлению ВСД другое уполномоченное лицо. И надеемся, обученное на чужих ошибках. – Какие проблемы чаще всего возникают в сфере ветеринарных лекарственных средств? Как осуществляется контроль за этим направлением? – К примеру, при производстве лекарственных средств в сфере ветеринарии необходимо иметь лицензию. Лекарственные препараты должны пройти регистрацию согласно закону «Об обращении лекарственных средств» и быть внесены в реестр лекарственных средств. Периодически нашей службой в этой сфере выявляются нарушения. В частности, фиксируется выпуск недоброкачественных препаратов. В ходе проверок специалисты нашего управления отбирают пробы лекарств в местах их реализации и хранения (в аптеках, на складах и т.п.), отдают их в лаборатории, где проводится исследование на соответствие нормативной документации. Результаты выкладываются в электронную систему раннего оповещения «Сирано», благодаря чему информация доступна всем территориальным подразделениям ведомства. В том числе и для управления, на поднадзорной территории которого произвели некачественное лекарственное средство, что позволяет оперативно остановить продажу препарата. Так, в 2020 году в сфере контроля за обращением лекарственных средств для ветеринарного применения нашим управлением выдано и переоформлено 27 лицензий на право осуществления фармацевтической деятельности, действие 25 лицензий было прекращено, проведено 20 контрольно-надзорных мероприятий, по результатам которых составлено 11 протоколов об административных правонарушениях. Выявлено семь фактов розничной торговли ветеринарными препаратами без лицензии. Изъято из обращения и утилизировано порядка 840 единиц некачественных лекарственных препаратов для ветеринарного применения. В рамках контроля качества лекарственных средств на поднадзорной территории отобрано 56 образцов лекарственных препаратов для проведения исследований в подведомственной службе ФГБУ «ВГНКИ». Хотел бы обратить внимание, что на сайте Россельхознадзора практически ежедневно размещается информация о некачественных лекарствах. – Владислав Николаевич, я помню, как под чутким надзором ваших сотрудников уничтожались партии польских яблок, шампиньонов и другие заморские фрукты и овощи, незаконно ввезенные в страну. Решена ли сегодня проблема санкционных продовольственных товаров? – Выявляемой нами запрещенной к ввозу продукции стало значительно меньше. Тем не менее, хотя и редко, но продукты из санкционного списка все еще попадают на прилавки наших магазинов и рынков. В прошлом году управлением при проведении контрольно-надзорных мероприятий пресечено семь случаев незаконного оборота сельскохозяйственной продукции растительного происхождения (перец, апельсины, киви, клубника, лимоны и персики) – более 34 тонн со следами уничтожения маркировки на упаковке. Вся указанная продукция была уничтожена в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации. – Два последних года для аграриев ознаменовались рекордными урожаями зерновых, потому велико желание увеличить их экспорт. Но во многих зарубежных странах очень строгие требования к безопасности зерна – наша продукция им отвечает? – Сегодняшняя ситуация на зерновом рынке выгодна экспортерам, и география экспорта зерна расширяется с каждым годом, особенно из наших зерновых регионов. Работа, связанная с экспортом зерна и продуктов его переработки, – это для нас серьезная ответственность, так как речь идет об обеспечении безопасности продукции, ее соответствии требованиям страны-импортера. Здесь любые недоработки могут привести к огромным репутационным рискам. Претензии другой страны к качеству партии могут послужить причиной приостановки всего российского экспорта данного вида продукции. Поэтому все зерно, отправляемое на экспорт, проходит обеззараживание, как того требуют законодательство и импортируемая сторона. Дело в том, что в ряде стран вредители, болезни и сорняки, которые у нас не являются таковыми, относятся к карантинным. Полная информация о требованиях стран-экспортеров размещена на официальном сайте Россельхознадзора. Наше управление проводит регулярные встречи в разных форматах с экспортерами зерна, на которых специалисты разъясняют фитосанитарные требования стран-импортеров. В 2020 году Управлением Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия проконтролировано более 22 млн. тонн экспортных партий зерна и продуктов его переработки, из которых 11,3 млн. тонн отправлено в порты Краснодарского края для последующего экспорта. На все отгруженные партии зерна и продуктов его переработки оформлено порядка 13,2 тысячи фитосанитарных сертификатов и 3,2 тысячи карантинных сертификатов. Отгрузки осуществлялись в 95 стран мира. Основными странами-импортерами зерна и продуктов его переработки являлись Турция, Марокко, Иран, Израиль, Италия, Саудовская Аравия, Румыния и Болгария. Специалистами нашего управления проведен досмотр и отбор образцов от указанных партий зерновой продукции с целью установления фитосанитарного состояния и подтверждения соответствия показателей качества и безопасности. Все отгруженные партии соответствовали фитосанитарным требованиям, а также требованиям стран ЕАЭС и иных стран-импортеров. – Владислав Николаевич, расскажите, пожалуйста, о работе управления в сфере земельного надзора. Какие нарушения в этой сфере преобладают? – Земля – главное богатство страны, и отношение к ней должно быть соответствующее… Поэтому надзор за землями сельхозназначения – одна из основных граней нашей работы. Только в этом году нами проконтролировано более 64 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения. Выявлено 905 нарушений на площади более 6 тыс. га. В сельскохозяйственный оборот вовлечено почти 15 тыс. га земель сельхозназначения. В структуре выявленных нами правонарушений преобладают нарушения, связанные с неиспользованием земель, предназначенных для ведения сельскохозяйственной деятельности в указанных целях, которое приводит к зарастанию земель сорной и древесно-кустарниковой растительностью. За 2020 год указанные нарушения выявлены в 516 случаях на площади более 25 тыс. га. Выдано 311 предписаний об устранении выявленных нарушений. В результате проводимой работы вовлечено в сельхозоборот более 9 тыс. га земель. Еще одним из распространенных видов выявленных специалистами ведомства правонарушений является захламление земель сельскохозяйственного назначения отходами производства и потребления. В 2020 году специалистами управления выявлено 133 очага захламления ТБО на землях сельскохозяйственного назначения общей площадью более 264 га. На текущий момент ликвидировано 8 свалочных мест. Земельные участки общей площадью более 35 га вовлечены в сельскохозяйственный оборот. В связи с изменением действующего законодательства и реализацией положений реформы контрольно-надзорной деятельности проводится работа по профилактике нарушений обязательных требований в сфере земельного законодательства. За 2020 год на территории поднадзорных субъектов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям выдано 179 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. В 14 случаях за правонарушение, совершенное впервые, наказание в виде административного штрафа было заменено на предупреждение. В 2020 году решения по присвоению рисков вынесены в отношении 5566 земельных участков, в том числе к среднему риску отнесено 2368 участков, к умеренному – 939 участков, к низкому риску – 2259 земельных участков. Работа по отнесению земельных участков сельскохозяйственного назначения к той или иной категории риска продолжается. Вышесказанное – лишь часть работы, выполняемой нашим управлением. Приоритетным направлением в работе нашей службы является профилактика нарушений законодательства и риск-ориентированный подход в соответствии с программой Правительства РФ «Реформа контрольной и надзорной деятельности». Наша общая задача – обеспечить жителей натуральной, здоровой продукцией, сохранить и приумножить богатый опыт, накопленный аграриями, внедряя современные технологии, сделать отрасль привлекательной для экспорта и инвесторов, тем самым внести достойный вклад в развитие экономики в целом. Просветительскую миссию с себя мы также не сбрасываем, территориальное Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия – надзорный орган прежде всего контролирующий, но не карающий. В нашей работе главное – не наказать, а научить работать и пользоваться природными богатствами подконтрольных нам регионов с соблюдением всех необходимых норм, правил и требований законодательства.
Алексей Суслин,
фото пресс-службы УФС Россельхознадзора
|