Налог на недвижимость физических лиц: проблемные ожиданияСлужба технической инвентаризации за 84 года своего существования взяла на учет практически весь жилищный фонд, в архивах сегодня хранятся десятки миллионов инвентарных дел. Высококвалифицированный коллектив БТИ г. Батайска, которым руководит Зинаида Стасевич, сегодня, помимо «традиционной» технической инвентаризации и учета объектов капитального строительства, оказывает населению полный спектр услуг на рынке недвижимости. Наряду с техническим отделом и архивом, здесь работают отделы по межеванию земельных участков, оценке недвижимости имущества, приватизации жилищного фонда, судебной экспертизы. Сама руководитель 25 лет возглавляет бюро, и именно поэтому ее мнение, как человека, обладающего богатым жизненным и профессиональным опытом, может оказаться весьма ценным, особенно в сложных и важных вопросах. Корреспондент «Парламентского вестника Дона» встретился с ней, чтобы обсудить проблемы новой системы налогообложения недвижимого имущества физических лиц. Как было — Зинаида Петровна, каков был механизм налогообложения недвижимости физических лиц до настоящего момента? — БТИ давали свою оценку для налогообложения, которая была существенно ниже рыночной, но она регулировалась коэффициентами, определяемыми постановлением Губернатора области. Они были достаточно обоснованными и вполне корректно приближали стоимость недвижимости к рыночной. Эта стоимость была «плавающей», учитывала ряд факторов вплоть до колебания рыночных цен на жилье. Причем, хотя размер налога в нашей области был далеко не самым низким по стране, он был сориентирован на средний уровень зарплат и пенсий населения, и люди в целом были в состоянии его платить. Хотя и при такой системе до 40% налогов в последнее время приходилось собирать при помощи судебных исков и приставов. — Как будет начисляться новый налог на недвижимость? — Совокупно. Если раньше мы платили отдельно за участок земли и отдельно за недвижимость — дом, дачу, гараж, то теперь в налогооблагаемую базу включаются все строения и все земельные участки, находящиеся в собственности физического лица. С суммы рыночной стоимости всех объектов и участков и будет исчисляться сумма налога. Это совсем другая шкала оплаты, чем сейчас. — В чьих же руках находится судьба наших будущих налогов и чего нам ждать от новых «податей» на недвижимость? — Сейчас мы и все наши коллеги по Ростовской области отсканировали свои архивы и передали их в областную кадастровую палату в Новочеркасске. Палата подготовила материал по всем объектам недвижимости. Расположенный в Таганроге филиал московской компании «ЮРКЦ «Земля», выигравший тендер на проведение расчетов, в настоящее время на основании всей этой информации занимается оценкой рыночной стоимости объектов капитального строительства в нашей области. Эти расчеты должны будут закончены к будущему лету, и в июле в «пилотных» регионах России, в числе которых «посчастливилось» оказаться и нашей области, начнется начисление налогов исходя из новой оценки. Все остальные регионы (с учетом нашего «горького опыта») войдут в новую систему налого-обложения с 2013 года. — Есть ли уже какие-нибудь оценки и чего нам от них ожидать? — К примеру, стоимость земли они уже посчитали. Для сравнения, «рыночную цену» одного из участков в Батайске определили в 46 млн руб., в то время как сейчас за него предлагают 4 млн руб. В принципе, нечто похожее мы уже проходили, когда устанавливалась действующая система налогообложения. Точно так же были введены коэффициенты, однако основная стоимость жилья зачастую рассчитывалась в «идеальном варианте», без учета целого ряда факторов. После того, как люди получили налоговые извещения, на нас обрушился целый шквал заявок на переоценку. Большинство населения просто оказалось не в состоянии заплатить 15, 30, 75 тысяч за недвижимость в год! Мы выезжали разбираться в каждом конкретном случае, вместе с клиентами считали трещины, вычисляли процент износа, определяли реальную инвентарную стоимость и т.д. Сейчас «общерыночная» оценка производится без процента износа и назначается исходя из максимальной рыночной стоимости. И если раньше мы могли помочь нашим клиентам здесь, на местах, то теперь это будет не в нашей компетенции. Если инвентаризационная оценка с коэффициентами 2009 года, утвержденными Губернатором, и то чувствительно ударила по карману населения, то сейчас ожидаемый уровень протестов можно только предполагать. — Можно ли будет пересмотреть оценку стоимости? — Эльвира Набиуллина от имени минэкономразвития и минфина со страниц «Российской газеты» заявила, что, поскольку массовая оценка может отличаться от индивидуальной, «надо еще отработать механизм апелляции поданной оценки». Для этого планируется создать комиссии по внесудебному урегулированию споров. В них будут включены представители власти субъектов, СРО оценщиков и Национального совета по оценочной деятельности, а также Росреестра. На вопрос, куда обращаться, если и решение по апелляции не устроит налогоплательщика, был дан четкий ответ: обжаловать оценку решения комиссий можно только в судебном порядке. Кстати, переоценка будет отнюдь не бесплатной! Теперь представьте весь этот сложный, многосоставный механизм, укомплектованный представителями различных ведомств и структур, который должен будет разбираться со шквалом жалоб со стороны миллионов собственников. Прикиньте размеры очередей в соответствующие инстанции, состояние людей, которые не знают, в какую дверь стучаться, и перемножьте все это на человеческий фактор и коррупционную составляющую. И ответьте на вопрос, зачем понадобилось ломать уже сложившуюся, откорректированную с учетом реальных цен и доходов систему налогообложения физических лиц и создавать новую? Ведь даже ожидаемого на первых порах всплеска поступления налогов в бюджет может не получиться по одной простой причине: люди состоятельные кинутся «отбивать» свои деньги в комиссиях и судах, а бедные будут не в состоянии платить, особенно пенсионеры и социально незащищенные граждане. Кстати, если прежняя система предусматривала существенные налоговые льготы для пенсионеров и малоимущих, то в новом механизме никаких льгот и послаблений не заложено. Поэтому о социальных последствиях введения такой налоговой политики по отношению к физическим лицам можно только догадываться. Например, вполне возможен всплеск «расприватизации» и возврат жилья в муниципальную собственность. Упражнение в сослагательном наклонении— Чисто теоретически, а можно было бы сделать так, чтобы получилось не как всегда, а лучше? — Есть вполне удачный практический опыт дружественной страны Белоруссии. Они не отдавали такую сложную и деликатную работу, как оценка стоимости жилья, на откуп посторонним коммерческим структурам. Не создавали затем сотни комиссий по внесудебному урегулированию и не заваливали суды лавиной заявлений и жалоб. Не привлекая дополнительных бюджетных средств, они на базе действующей сети БТИ открыли отделы регистрации, межевания, кадастра. В их распоряжении единый архив: в одно окошко человек сдает документы, из другого получает регистрационное свидетельство. БТИ и определяет стоимость недвижимости, с которой берется налог. У бюро достаточно технических возможностей и опыта, чтобы объективно оценить недвижимость и внести необходимые поправки, если потребуется. И в царские времена, и в социалистические, и в демократические БТИ было и должно оставаться государственной службой, стоящей на страже интересов как государства, так и его граждан. |