Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

Областной бюджет сохранит социальную направленность

— Революционного развития экономики в Ростовской области не будет. Мы пойдем по эволюционному пути развитию, — заявил во время публичных слушаний областного бюджета на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов вице-губернатор области Сергей Горбань. Что подразумевает под собой эволюционный путь развития и каковы основные принципы формирования бюджетной политики на вышеуказанный период времени? Сохранит ли бюджет Ростовской области свою социальную направленность? Каковы прогнозы специалистов областного Минфина и выводы представителей Контрольно-счетной палаты? На все эти вопросы постараемся ответить в данной статье.

В.Е. Дерябкин о позиции донских законодателей

В начале сентября 2011 года Законодательным Собранием Ростовской области был принят Областной закон «О публичных слушаниях по проектам областных законов об областном бюджете и об отчете об исполнении областного бюджета». Согласно статье 2 Областного закона публичные слушания проводятся в целях: информирования общественности по вопросу, выносимому на публичные слушания; выявления общественного мнения по вопросу, выносимому на публичные слушания; осуществления взаимодействия органов государственной власти Ростовской области с общественностью. Назначаются они Председателем Законодательного Собрания Ростовской области. Оправдались ли надежды, ожидания донской власти от публичного обсуждения проекта областного бюджета?

Работа, предусматривающая публичное обсуждение основных параметров будущей бюджетной политики Ростовской области, проводилась планомерно на протяжении последних трех-четырех месяцев в самых различных аудиториях. В общем было проведено порядка 30 отраслевых слушаний.

— Большое количество предложений поступило от жителей области, — отметил Председатель Законодательного Собрания Виктор Дерябкин. — Конечно, основная их масса связана с обсуждением общих наболевших проблем. К примеру, проблемы в сфере ЖКХ, включая завышенные тарифы на жилищно-коммунальные услуги в отдельных районах области.

В частности, одним из результатов проведенного аудита тарифов на услуги ЖКХ стало снижение в 2012 году до 25 процентов действующих в текущем году тарифов на услуги водоснабжения в городах Гуково, Новошахтинске, Зверево, Зернограде и в Красносулинском, Сальском, Егорлыкском, Зимовниковском, Ремонтненском, Волгодонском, Обливском и Шолоховском районах.

— Только за октябрь текущего года, — продолжил Виктор Дерябкин, — депутатами Донского парламента было проведено 160 приемов граждан. Главная наша цель достигнута — это повышенный интерес жителей Дона к вопросу формирования бюджета области на ближайший период времени. Люди хотят участвовать в этом процессе, хотят знать, на что будут направлены денежные средства, которые поступают в областной бюджет в виде налоговых отчислений, насколько эффективно работают и команда Губернатора, и депутатский корпус, повышается ли в итоге качество жизни простых граждан в нашей области.

Впервые, за период посткризисного развития экономики Российской Федерации, в условиях решения поставленных задач по достижению экономического роста путем обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, проект областного бюджета предлагался к рассмотрению на трехлетний период 2012–2014 годов. Первые публичные слушания проекта бюджета Ростовской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов состоялись 31 октября в актовом зале РГЭУ (РИНХ). В их проведении принимали участие депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, члены Совета Федерации ФС РФ, депутаты Донского парламента, заместители Губернатора, руководители отраслевых министерств и ведомств Ростовской области, главы муниципальных образований, председатели городских дум и районных собраний депутатов, члены Общественной палаты региона, представители общественных организаций и средств массовой информации, а также жители области, изъявившие желание принять участие в этом знаковом для нашего региона мероприятии. И отныне публичные слушания бюджета в донском регионе будут проводиться ежегодно и, как надеются многие, станут доброй традицией.

Идеология и основные направления бюджета

В целом, бюджет на 2012 год и последующие два года характеризуется не только увеличением расходов на социальную сферу: образование, здравоохранение, культуру, спорт и другие направления, но и ужесточением контроля за расходованием бюджетных средств. Хорошим знаком, по словам Председателя Законодательного Собрания, является поступление от граждан порядка 3 000 конкретных предложений, которые, безусловно, были проработаны депутатами Донского парламента и переданы на рассмотрение в Правительство Ростовской области. В общем, они могут быть разбиты на три основных направления. Первое направление связано с созданием условий для устойчивого экономического роста, который должен проходить одновременно при сокращении финансовой помощи из федерального центра и возрастании собственных доходов; второе — с реализацией программно-целевых принципов формирования областного и местного бюджетов; третье — с обеспечением в полном объеме социальных обязательств.

Анализируя бюджет области на 2012 и последующие два года, Виктор Дерябкин отметил позитивные тенденции, обусловленные ростом доходной и расходной части, что и было отражено основным докладчиком публичных слушаний — заместителем Губернатора Ростовской области — министром финансов Лилией Федотовой, содокладчиками которой выступили руководители региональных министерств.

Говоря в общем, главная идеология проекта бюджета направлена на улучшение условий жизни населения Ростовской области, адресное решение социальных проблем, поддержку инновационного развития экономики, обеспечение мер по модернизации социальной и инженерной инфраструктуры, развитие экономического потенциала за счет привлечения инвестиций, в том числе на основе государственно-частного партнерства. Обязательным условием сбалансированности бюджета является обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы для принятия расходных обязательств, сокращения зависимости от федерального бюджета, проведение взвешенной долговой политики.

С 1 января 2012 года произойдут существенные изменения, которые повлияют на параметры бюджета, и в первую очередь это связано с перераспределением финансовых полномочий между Федеральным центром, субъектами РФ и муниципалитетами. В частности, к федеральному уровню отойдет финансирование больниц, общественной безопасности и полиции. В то же время Федерация передает на баланс субъектов учреждения профобразования и отдельные учреждения Минздравсоцразвития. Таким образом, часть финансирования передается на федеральный уровень, включая государственную пошлину за регистрацию транспортных средств и доходы от уплаты части акцизов на алкогольную продукцию. Действительно, из областного бюджета уйдут 7,1 млрд рублей, но ожидается, что выпадающие доходы будут возмещены за счет открытия новых предприятий на территории области.

Одновременно на областной уровень передается финансирование полномочия по организации оказания медицинской помощи населению в объеме 2,3 млрд рублей, ранее закрепленное за муниципальными образованиями.

Впервые, начиная с 1 января 2012 года, в областном бюджете предусмотрены расходы на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет в случае необходимости при наличии заключения врача.

Доходы и расходы: прогнозы и цифры

Что касается доходной части бюджета области, то она сформирована с учетом изменений, внесенных в бюджетное и налоговое законодательство, мобилизации максимальных усилий по наращиванию собственного налогового потенциала — путем реализации действующих, а также привлечения новых инвестиционных проектов, создание оптимальных условий, способствующих выводу на безубыточный уровень работы предприятий и легализации заработной платы, поступления недоимки прошлых лет, мер по совершенствованию администрирования налоговых и неналоговых доходов.

При этом собственные доходы областного бюджета в 2012 году прогнозируются в объеме 75,8 млрд рублей, что на 14,1 млрд рублей, или 22,8 процента выше уровня текущего года. В 2013–2014 годах поступления составят 86,6 и 97,5 млрд рублей.

Основным направлением расходов по-прежнему остается социальная сфера. Так, в 2014 году расходы на нее составят более 70 млрд рублей, при этом планируется, что доходы в 2014 году возрастут до 105 млрд рублей (для сравнения: в 2012 году они составят 97 млрд), а расходная часть увеличится до 112 млрд рублей (по сравнению с 99 млрд 2012 года). В частности, расходы на образование в 2012 году составят 21,6 млрд рублей и уже к 2014 году увеличатся до 22,6 млрд рублей. В следующем году на развитие донского здравоохранения будут направлены порядка 22 млрд рублей, на социальную поддержку и социальное обслуживание населения — 21 млрд рублей, а на ремонт автомобильных дорог — 1,3 млрд рублей.

С 2012 года образуется дорожный фонд Ростовской области, доходы которого сформированы из установленного Бюджетным кодексом перечня налогов и сборов, которые ранее являлись расходами общего расходного механизма бюджета. При этом расходы на дорожную деятельность вырастут по сравнению с 2011 годом более чем наполовину.

Вместе с тем продолжится работа по получению целевых федеральных средств в максимально возможных объемах, в том числе на развитие социальной сферы, модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, реализацию инвестиционных проектов. Объем этих средств предусмотрен на 2012 год в объеме 12,7 млрд рублей или с приростом по сравнению с первоначально утвержденным бюджетом текущего года на 24,9 процента. Кроме того, в процессе исполнения федерального бюджета ожидается дополнительное предоставление региональному бюджету субсидий на поддержку сельского хозяйства, ряда социальных и инвестиционных субсидий.

Кроме того, с 1 октября 2012 года на 6 процентов будет увеличена заработная плата работников областных государственных учреждений, а с 1 сентября 2012 года на 6 процентов — стипендиальный фонд для обучающихся в областных образовательных учреждениях. В 2013 и 2014 годах возможные размеры индексации этих расходов будут определены при формировании бюджетов на соответствующие годы.

В основе — программно-целевой метод

В целом, проект бюджета сформирован на основе программно-целевого метода бюджетного планирования. Предусмотрены расходы на реализацию 34 областных программ в 2012 году с объемом финансирования 84,3 млрд рублей, 30 программ в 2013 году и 28 программ в 2014 году, на реализацию которых предусмотрено 85,4 млрд рублей и 90,6 млрд рублей соответственно. В 2012 году в программах сосредоточено 85 процентов расходов областного бюджета, в 2013 и 2014 годах 81,8 процента и 80,1 процента соответственно.

Начиная с 2012 года, приняты вновь разработанные долгосрочные целевые программы для реализации мероприятий по оптимизации и повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг, профилактике экстремизма и терроризма, созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в Ростовскую область, мероприятий, направленных на инновационное развитие Ростовской области, а также мероприятий по развитию аквакультуры, рыболовства и рыбопереработки.

Также в следующем году планируется продолжить начатую в текущем году работу по созданию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на основе областной долгосрочной целевой программы.

В целях противопожарного прикрытия сельских населенных пунктов планируется созданную в 2011 году на территории Ростовской области противопожарную службу в составе 16 пожарных частей довести до 35 единиц.

В предстоящий трехлетний период запланированные средства на оказание государственной поддержки гражданам в приобретении жилья позволят улучшить жилищные условия более 6 тысяч граждан. В их числе — ветераны Великой Отечественной войны; члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны; инвалиды общего заболевания, граждане, уволенные с военной службы; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; молодые семьи; граждане, проживающие в сельской местности, в том числе молодые специалисты; работники здравоохранения дефицитных профессий; семьи в которых имеется трое или более детей-близнецов; граждане, приобретающие жилье с помощью ипотечных займов и кредитов. Также будет продолжена реализация мероприятий по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья.

Одним из приоритетных направлений по-прежнему остается поддержка сельского хозяйства. Кроме того, будет продолжена реализация Областной долгосрочной целевой программы «Охрана окружающей среды и рационального природопользования».

Дефицит бюджета на 2012 год проектируется в сумме 1,9 млрд рублей, что в 2,8 раза ниже первоначально принятого бюджета 2011 года (5,3 млрд рублей). Вместе с тем, запланировано привлечение кредитов на 2012 год в размере 3,5 млрд рублей для погашения ранее принятых долговых обязательств. На 2013 год сумма дефицита составит 6,8 млрд рублей, 2014 год — 7,1 млрд рублей. Несмотря на планируемые заимствования и увеличение долговой нагрузки на областной бюджет, государственный долг Ростовской области будет оставаться на экономически безопасном уровне.

Таким образом, даже из этих небольших выдержек видно, что на ближайший трехлетний период областной бюджет действительно сохранит свою социальную направленность. Бюджет на 2012 год и последующие 2013 и 2014 годы обоснован и реален к исполнению, он полностью соответствует требованиям Бюджетного Кодекса, дефицит не превышает предельных размеров — таково заключение экспертов Контрольно-счетной палаты Ростовской области.

Необходимо увеличить собственные доходы

Далее, в заключительной части мероприятия, участниками публичных слушаний были заданы интересующие их вопросы, ответы на которые были даны присутствующими руководителями министерств и ведомств, а также депутатами различных уровней. В частности, в обсуждении вопросов, касающихся налога на недвижимость и введения патентной системы вместо системы вмененного дохода, наряду с председателем комитета по бюджету, налогам и собственности областного Законодательного Собрания Натальей Стаценко, выступил председатель комитета по бюджету Государственной Думы РФ Евгений Бушмин. Отвечая на вопросы, он подтвердил, что налог на недвижимость будет базироваться на кадастровой оценке. Действительно, этот вопрос в последнее время очень широко обсуждается в донском регионе, и вы знаете почему: Ростовская область вошла в число регионов-экспериментаторов, где будут вводиться эти нововведения уже со следующего года.

После всех обсуждений вице-губернатором Сергеем Горбань была высказана четкая позиция Правительства Ростовской области в вопросе дальнейшего развития экономики нашего региона.

— Мы должны следовать эволюционному пути развития экономики области, постепенно наращивая темпы и объемы, — подчеркнул он. — Сюда входят и разработка оптимального законодательства, и улучшение инвестиционного климата в нашем регионе, в том числе создание инвестиционных площадок, и многое другое. А для этого необходимо в первую очередь уйти от «серых» схем бюджета во всех направлениях деятельности. Мы ставим перед собой задачу — повышение доходной базы бюджета всех уровней, для того чтобы расходы на социальные нужды возрастали во всех сферах. Наш бюджет остается социальным, но в то же время он должен быть и бюджетом развития. Мы должны увеличивать собственные доходы, а не уповать только на федеральные средства.





24.09.2018
Льготы по взносам на капремонт совместно проживающие пенсионеры и инвалиды получат с 1 января 2019 года
Инициатива донских депутатов, ставшая федеральным законом, нашла отражение в региональном законодательстве.
24.09.2018
Комитет по строительству одобрил проект изменений в Областном законе об учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях по социальному найму
21 сентября на заседании комитета Законодательного Собрания Ростовской области по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, энергетике, транспорту и связи депутаты одобрили проект поправок, уточняющий понятия «садоводческое некоммерческое объединение» и «садовый дом».
24.09.2018
Андрей Турчак: В парламенты всех 85 субъектов России внесены законопроекты о сохранении региональных льгот для людей предпенсионного возраста
На сегодняшний день в парламенты всех субъектов Российской Федерации внесены законопроекты о сохранении региональных льгот для женщин, достигших 55 лет, и для мужчин 60 лет. Об этом сообщил секретарь Генерального совета «Единой России» Андрей Турчак.
21.09.2018
Форум «Ростов» – площадка старта для молодых и активных
С 16 по 21 сентября 2018 года в селе Натальевка Неклиновского района на базе Детского оздоровительного комплекса «Спутник» проходит молодежный образовательный форум «Ростов», который проводится ежегодно с 2010 года.
21.09.2018
Правительство Ростовской области получило приглашение к участию в форуме инновационных финансовых технологий Finopolis 2018
Заместитель губернатора Ростовской области Юрий Молодченко провел встречу с заместителем председателя Банка России Русланом Вестеровским и начальником Южного главного управления Банка России Евгением Эберенцем.
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2018
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс