Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

Совершенствование политической системы — задача всего общества

Президент РФ, председатель Госсовета Д.А. Медведев

22 января 2010 года в Кремле под председательством Дмитрия Медведева состоялось заседание Государственного совета, посвящённое вопросам развития политической системы страны. Заседание открыл, обратившись с приветственным словом к собравшимся, Президент Российской Федерации, председатель Госсовета Д.А. Медведев:

Сегодня у нас с вами заседание Государственного совета, посвящённое развитию политической системы России. Тема для Государственного совета необычная: впервые, можно считать, мы на заседании Государственного совета рассматриваем в чистом виде вопросы внутренней политики и вопросы развития именно политической системы, демократических институтов в нашей стране.

Кроме того, впервые на заседании Государственного совета присутствуют руководители всех политических партий нашей страны. Так что разговор будет, надеюсь, и серьёзным, и прямым.

Фактически всем, кто присутствует в этом зале, ежедневно приходится заниматься политической работой, взаимодействовать с общественными организациями, взаимодействовать с гражданами, критиковать кого-либо самим и реагировать на критику; готовиться к выборам, участвовать в выборах и организовывать проведение выборов; приводить к общему знаменателю интересы различных социальных групп и в конечном счёте всем этим поддерживать политическую стабильность в стране.

Каждый из присутствующих здесь внёс определённый вклад в создание нынешней политической системы. И я готов повторить в начале своего выступления то, о чём говорил неоднократно: наша политическая система работает. Она работает далеко не идеально, но работает. И руководители субъектов Федерации, и партийные лидеры многое сделали для того, чтобы наша политическая система и российская демократия стали работоспособными.

Политическая система в современном понимании — это достаточно широкое понятие. Оно включает в себя все фундаментальные институты государства, в том числе суды, правоохранительные структуры, правительственные учреждения, то есть исполнительно-распорядительную власть, комплекс федеративных отношений, структуры гражданского общества, партии, естественно.

Предлагаю сегодня обсудить самые разные проблемы, в том числе все названные мною, а не ограничиваться только разговорами о выборах. Каждая тема требует отдельного обстоятельного разговора, и, конечно, мы можем наметить основные направления продолжения это разговора.

«Все мы разные люди, живём в разных регионах, имеем разные мнения, и партии у нас есть разные, но страна у нас одна, и давайте об этом помнить».

В своём сегодняшнем выступлении остановлюсь прежде всего на некоторых, на мой взгляд, важных идеях, которые вытекают из Послания Президента Федеральному Собранию в прошлом году, на проблемах и задачах развития конституционного принципа многопартийности, повышении уровня политической конкуренции и качества народного представительства.

За последние годы были приняты действенные решения, направленные на укрепление и укрупнение партий. Вместе с тем партии получили и дополнительные — я бы даже сказал, беспрецедентные — дополнительные возможности. Выборы в Государственную Думу проходят исключительно по партийным спискам. Как минимум половина депутатов региональных законодательных собраний также избирается по партийным спискам.

Партии получают финансирование из федерального бюджета, то есть существуют практически на деньги избирателей. Только партиям с прошлого года дано право выдвигать кандидатов на замещение должностей в субъектах Федерации, представляя их Президенту.

Перечень этих полномочий можно продолжить. В результате той работы, которую мы с вами вели последние годы, количество партий стало меньше, но их влияние заметно повысилось, в том числе и на региональном уровне. Организационно все партии стали сильнее: и правящая партия, и партии оппозиционные.

Напомню, что в 2004 году у нас было 48 партий. На сегодняшний день в России действуют семь партий. Но количество партийных фракций в региональных парламентах резко возросло: с 91 фракции в 2004 году до 211 — в 2007 году и 248 — в 2009 году. Напомню, что в 2004 году фракции «Единой России» действовали в 56 субъектах Федерации, а в прошлом году — во всех; компартии Российской Федерации в 2004 году — в 17 региональных парламентах, а в 2009-м — в 67; либерально-демократической партии: в 2004 году — в 6, в 2009 году — в 43; «Справедливой России»: 18 такого рода фракций было в 2006 году и 50 — в 2009-м. Есть и представители некоторых других партий в региональных парламентах. Эти цифры сами за себя говорят.

Общество и государство дали партиям особые права. Количественные показатели роста партийных структур впечатляют. Но теперь задача развития и обновления общества и государства требует от партий повышенного внимания к работе и особого качества демократических институтов, адекватности представительства интересов граждан, ответственного подхода к выбору приемов политической борьбы, честности, стало быть, и ясности в позициях.

Эти требования обращены не только непосредственно к партийным функционерам, но и к региональным начальникам, к губернаторам, большинство из которых на сегодняшний день являются членами либо сторонниками «Единой России». У нас есть и представители других партий — надеюсь, что сегодня выступит Николай Владимирович Виноградов, который у нас на сегодняшний день является единственным губернатором-коммунистом.

России нужна всесторонняя модернизация, я об этом за последнее время немало сказал. Нам необходимо радикально изменить экономический и технологический уклад, преодолеть отсталость, чтобы страна получила эффективную экономику и стала конкурентоспособнее, а её граждане стали богаче. Нам нужна экономика, основанная на интеллектуальных достижениях, то есть так называемая умная экономика, — но умная экономика может быть создана только умными людьми. Поэтому наше общество усложняется, оно неоднородное, многомерное, составляющие его группы ведут разный образ жизни, имеют разные вкусы и взгляды, в том числе и политические взгляды. Таким обществом не нужно пытаться командовать — с ним нужно сотрудничать.

Наша задача — добиться того, чтобы принципы политического управления были адекватны многомерности, идеологическому и культурному многообразию общества. Политика должна становиться более умной, более гибкой, более современной, а на практике мы, к сожалению, зачастую сталкиваемся с иными подходами, когда усложняющимися социальными процессами пытаются управлять при помощи примитивного, я бы даже сказал — тупого администрирования.

Регионы в России не похожи друг на друга, традиции и социальная структура каждого из них уникальны и неповторимы, но нет ни единой территории, где все до единого жители имели бы одинаковые политические предпочтения. Поэтому руководители всех без исключения территорий обязаны взаимодействовать с отделениями всех партий, действующих в регионе, даже если эти партии и эти отделения малочисленны, даже если за эти партии голосуют полпроцента избирателей, но эти полпроцента избирателей — это наши граждане, и их мнение должно быть услышано властями. Именно поэтому я предложил давать возможность высказываться в местных парламентах представителям непарламентских партий. Это предложение должно быть реализовано.

Состав региональных парламентов также неодинаков. Есть у нас такие удивительные законодательные собрания, где только одна зарегистрированная фракция, есть и другие (и таких, кстати, большинство), где работают от двух до пяти фракций. Конечно, здесь невозможна унификация, самому избирателю решать, какие партии должны работать в парламенте, а какие нет. Но руководители субъектов должны проанализировать соответствие партийного представительства запросам избирателей.

Одна фракция, на мой вкус, во всяком случае, для любого региона — это слишком мало. Всё равно есть люди с другими взглядами, которые голосуют за другие партии. Может быть, и две недостаточно.

В последнее время мы много говорили об итогах прошедших выборов. Позволю себе тоже поразмышлять вслух. Отражают ли, скажем, две фракции, которые действуют, например (подчёркиваю: это только пример), в Московской городской думе, всё многообразие политических пристрастий москвичей? Я, честно говоря, сомневаюсь, потому что и город огромный, сложный, с очень пёстрым и активным населением, а фракций всего две. Конечно, можно сказать, что это следствие того, что москвичи на местные выборы ходят не очень охотно, но ведь и явка избирателей, низкая явка избирателей, — это сама по себе проблема политическая. Хотел бы подчеркнуть, что я не выписываю здесь каких-то рецептов — избиратели сами определяют, сколько партий будет работать на них. Но нужно понять, всё ли мы с вами сделали для того, чтобы мнение избирателей было на самом деле услышано, не искажено и учтено в полном объёме, как того требуют принципы демократии.

О прозрачности избирательных процедур. Мы об этом говорили в последнее время неоднократно. Несколько, если хотите, выводов на эту тему.

Во-первых, в целом итоги региональных выборов отражают реальное соотношение политических сил в стране и общественных настроений — это непреложный факт. Несмотря на то что было много различных выступлений, но в судах оспорены итоги выборов на участках, совокупный вес которых измеряется долями процентов голосов избирателей.

«Руководители субъектов должны проанализировать соответствие партийного представительства запросам избирателей».

В целом можно сказать, что заявления о массовых злоупотреблениях оказались, таким образом, всё-таки неподтверждёнными. И в будущем я бы предложил воздержаться от огульных обвинений в адрес избирательной системы. Не в адрес нарушений, естественно, — они должны пресекаться и наказываться, а в адрес самой избирательной системы, потому что это тоже разновидность правового нигилизма: если есть факты, надо обращаться в суды; нет фактов — обвинения ни на чём не основаны. Но суд является единственной инстанцией, которая ставит точку по этим вопросам.

Значит ли это, что выборы проходят стерильно, в том числе и последние выборы в региональные органы власти и органы местного самоуправления? Нет, конечно, нет. Например, итоги выборов в Дербенте в настоящий момент судом отменены. Ещё многое нужно сделать, чтобы доверие к избирательной системе, этому важнейшему институту демократии, стало прочным.

Именно поэтому в своем Послании Федеральному Собранию я уделил особое внимание укреплению демократических институтов на региональном уровне. Мы с вами многое сделали для того, чтобы изменить ситуацию на федеральном уровне. Решения приняты, теперь нужно заняться региональным уровнем. Важнейшим делом я считаю оснащение избирательных участков современными электронными средствами для голосования и подсчёта голосов.

До конца текущего месяца Правительство совместно с Центральной избирательной комиссией должно представить предложения на этот счёт. Напомню, что в настоящий момент такими устройствами оборудовано чуть более одного процента избирательных участков.

Кроме того, мною уже внесён в Государственную Думу законопроект, устанавливающий порядок определения численности органов законодательной власти субъектов Федерации. Сегодня я внесу законопроект, гарантирующий представительство во всех региональных парламентах для партий, за которые проголосовало более пяти процентов избирателей, — так, как мы это сделали на федеральном уровне. Работа, направленная на повышение качества народного представительства, будет продолжена. И я хотел бы поблагодарить «Единую Россию» за неизменную поддержку всех моих инициатив и другие партии за поддержку по отдельным вопросам, которая тоже оказывается.

Прошу Федеральное Собрание рассмотреть в течение весенней сессии все законопроекты, обеспечивающие реализацию сформированных в Послании предложений, а региональных руководителей — оказать содействие в соответствующей корректировке местного законодательства по мере необходимости.

Уважаемые коллеги! Если в формировании органов государственной власти субъектов Федерации в той или иной степени участвуют практически все партии, то на уровне местного самоуправления картина иная. Почти половина из 246 тысяч депутатов представительных органов муниципальных образований — это единороссы.

Это неплохой результат, это отражает на самом деле реальные в настоящий момент симпатии избирателей, но коммунистов среди депутатов местного самоуправления не более двух процентов, а представителей «Справедливой России» — один процент, либеральных демократов тоже один процент, менее процента даже.

Такая ситуация просто удивительна, она говорит о том, что наши партии, прежде всего оппозиционные партии, очень слабо работают на муниципальном уровне и что реальная политическая конкуренция там практически отсутствует. Давайте вместе подумаем, какие меры нужно принять для стимулирования политической конкуренции в сфере муниципального, местного самоуправления.

И ещё один существенный момент. С прошлого года схема наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Федерации по моему предложению изменена. Теперь их кандидатуры определяются Президентом по представлению партий, но это не значит, уважаемые коллеги, что главы исполнительной власти республик, областей, краев превратились в обычных назначенцев, то есть кабинетных чиновников.

Наоборот, все вы, все присутствующие в этом зале — в полном смысле политические деятели, политические фигуры, и вы в настоящий момент представляетесь к наделению полномочиями партиями. То есть все присутствующие здесь, по определению, публичные, открытые, работающие, что называется, у всех на виду руководители.

Считаю, что главным критерием оценки работы регионального руководителя остаётся и всегда будет оставаться уровень доверия жителей региона. Это можно называть как угодно: рейтинг, ещё как-то, — но это именно уровень доверия жителей региона. Хотел бы, чтобы руководители субъектов Федерации постоянно сверяли свою деятельность с общественным мнением, не замыкались в кабинетах. Здесь необходим контакт со всеми политическими партиями, со средствами массовой информации, с общественными организациями, с неправительственными организациями. Все эти контакты весьма полезны и просто необходимы.

Надо общаться, не надо стесняться выходить в народ. Надо прислушиваться к тому, что говорят, спорить в необходимых случаях, но власть всё время должна быть в диалоге с народом. И мы с вами прекрасно понимаем, в любой ситуации этот диалог никогда не будет простым. Уровень доверия граждан к региональным лидерам был и будет одним из главных критериев при рассмотрении вопроса о продолжении работы на соответствующем посту.

«В целом итоги региональных выборов отражают реальное соотношение политических сил в стране и общественных настроений, это непреложный факт».

И последнее, уважаемые коллеги. Общественная дискуссия, межпартийная конкуренция у нас могут быть сколь угодно острыми, но базовые ценности у нас у всех общие, независимо от партийной принадлежности и других привычек: процветание России, социальная стабильность, мирная жизнь, целостность государства, свобода и справедливость — наконец, права и достоинства человека. Все мы разные люди, живём в разных регионах, имеем разные мнения, и партии у нас есть разные, но страна у нас одна, и давайте об этом помнить.





13.12.2018
Александр Ищенко участвует в работе Совета законодателей
Председатель Законодательного Собрания Ростовской области Александр ИЩЕНКО (фракция «Единая Россия») принимает участие в работе Совета законодателей России при Федеральном Собрании РФ.
13.12.2018
Социальные пособия будут проиндексированы с 1 января 2019 года
На комитете Законодательного Собрания Ростовской области по социальной политике, труду, здравоохранению и межпарламентскому сотрудничеству депутаты обсудили и одобрили ряд социально важных законопроектов, часть из которых касалась индексации с 1 января 2019 года социальных пособий.
13.12.2018
В Совете Федерации прошел VI Съезд Общероссийской общественной организации «Всероссийский Совет местного самоуправления» (ВСМС
Общероссийская общественная организация «Всероссийский Совет местного самоуправления» (ВСМС), более десяти лет оказывающая активное содействие укреплению института местного самоуправления, повышению его эффективности, провела 6 декабря 2018 года VI Съезд Организации.
12.12.2018
В Ростовской области реализуется проект по передаче некоммерческим организациям части услуг по социальному обслуживанию граждан
Темпы передачи части услуг по социальному обслуживанию граждан на дому некоммерческим организациям необходимо наращивать. Такое поручение дал заместитель губернатора Василий Рудой.
12.12.2018
Василий Голубев обратился к вице-премьеру России за поддержкой в решении вопросов экологии и АПК
Встреча губернатора Ростовской области Василия Голубева и заместителя председателя правительства РФ Алексея Гордеева состоялась сегодня, 11 декабря, в Москве.
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2018
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс