Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

Закон, интересный каждому из нас

Парламентские слушания Законодательного Собрания Ростовской области на тему: «О проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» прошли 6 апреля 2011 года в режиме видеоконференции, в которой приняли участие представители педагогической общественности городов и районов области. Большой интерес к этому мероприятию может подчеркнуть такой факт, что только в Сальском районе в зале видеоконференции собралось около сотни человек.

С вступительным словом к участникам парламентских слушаний обратился заместитель председателя ЗС РО Евгений Шепелев.

Он сообщил, что за три месяца общественной экспертизы данного законопроекта на сайт Законодательного Собрания Ростовской области поступило около 11 тысяч предложений и замечаний. Большая часть их касалась прав обучающихся и педагогов, и особое внимание было приковано к статусу преподавателя. Это и материальное обеспечение, и уровень нагрузки, и ее объем.

— Если мы хотим установить определенный уровень образования и его стандарты, — сказал вице-спикер донского парламента, — то они должны быть чем-то обеспечены. Поэтому необходимо определить как параметры деятельности учителя, так и критерии материальной и моральной оценки его труда.

Первоначальный вариант законопроекта уже был отредактирован по итогам обсуждения депутатами профильного комитета по образованию Государственной Думы ФС РФ. В результате подверглись изменению положения о социальной стипендии студентов, было возвращено в закон понятие семейного образования, поддержаны предложения по развитию художественного образования. К новому закону об образовании привязаны новые образовательные стандарты. Четыре предмета: ОБЖ, физкультура, курс «Россия в мире» и подготовка индивидуального проекта — предлагается сделать одинаковыми для всех старшеклассников.

— Но это ни в коей мере не значит, — отметил Евгений Шепелев, — что они будут основными в образовательной программе. Работа продолжается, проект новых образовательных стандартов для старшей школы еще далек от того, чтобы он был принят и утвержден. Особое внимание государству необходимо уделить проблеме малокомплектных школ.

— Нет школы — нет села, — подчеркнул вице-спикер.

Он заметил, что необходимо внимательно подойти к тем статьям закона, которые касаются этой темы. На сегодня в России имеется 10 тысяч школ, где количество учеников не превышает десяти человек. И здесь важен взвешенный и продуманный подход к этой теме. Большой проблемой сегодня является и среднее профессиональное образование. Эта система особенно пострадала в последние годы, и ее придется налаживать практически заново, привлекая к участию работодателей. Евгений Шепелев отметил, что законопроект еще нуждается в серьезном редактировании и его нужно сделать меньше, но содержательнее за счет точности формулировок и отсутствия их противоречия. Он напомнил, что после принятия данного федерального закона предстоит внести изменения в 84 законодательных акта. Это говорит о том, что данный закон затрагивает интересы практически каждого россиянина.

— Система образования должна быть открыта и доступна для общества с точки зрения контроля, и сегодня стоит задача — внося изменения в существующие нормы, не допустить падения авторитета российского образования и сохранить планку стандартов высшей и средней профессиональных школ на прежнем высоком уровне, — сказал в заключение своего выступления Евгений Шепелев.

Затем он представил участников парламентских слушаний в Законодательном Собрании Ростовской области: председателей комитетов ЗС РО Валентину Маринову, Владимира Катальникова и Николая Шевченко, членов комитета ЗС РО по образованию, науке, культуре и связям с общественными объединениями Виктора Шумейко, Александра Дедовича и Владимира Бессонова. Также в мероприятии приняли участие министр общего и профессионального образования Ростовской области Игорь Гуськов, уполномоченный по правам ребенка в Ростовской области Ирина Черкасова, руководитель региональной службы по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области Надежда Голуб, первый проректор по научной работе ЮФУ Игорь Узнародов, начальник управления образования г. Ростова-на-Дону Александр Воровский, председатель РРО Всероссийского педагогического сообщества Александр Нечушкин, а также депутаты представительных органов местного самоуправления, заместители глав администраций, курирующие вопросы образования, представители педагогического сообщества, сотрудники аппарата ЗС РО и Министерства общего и профессионального образования Ростовской области.

С основным докладом перед участниками парламентских слушаний выступил министр общего и профессионального образования Ростовской области Игорь Гуськов.

Он отметил, что при изучении проекта нового закона об образовании, необходимость которого продиктована современными условиями развития общества, можно сделать два вывода. Первый заключается в том, что этот закон нужен, и очень важно, чтобы он появился как можно быстрее. Второй вывод — существующий проект закона сырой и требует существенной доработки. Педагогическое сообщество Ростовской области активно включилось в обсуждение проекта закона и внесло свои предложения и изменения в него. В качестве позитивных моментов нового закона министр отметил следующие: в нем устанавливаются общие принципы и положения, регулирующие отношения в системе образования; государственные гарантии реализации права граждан на получение общедоступного и бесплатного образования в муниципальных, государственных и частных образовательных организациях, имеющих аккредитацию; вводится образовательное кредитование. В законопроекте есть положения, предусматривающие гособеспечение детей-инвалидов в школах-интернатах; регламентируется образование в области искусства; закрепляется право на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями; признается равенство и конкуренция субъектов, осуществляющих образовательную деятельность (в том числе организаций различных форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей).

В законопроекте расширяется круг субъектов, имеющих право осуществлять образовательную деятельность. В частности, предусматривается, что научные и иные организации, в том числе созданные в форме коммерческих, смогут осуществлять образовательную деятельность в качестве дополнительной к своей основной деятельности по ряду образовательных программ.

При этом законопроектом предусматривается обеспечение равного доступа государственных, муниципальных и частных организаций, предоставляющих качественные образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре и государственному (муниципальному) финансированию образовательной деятельности за счет средств соответствующих бюджетов.

Впервые на законодательном уровне предусматриваются отдельные статьи, посвященные кредитно-модульной системе организации образовательного процесса, сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях. Также впервые на уровне федерального закона регламентируются условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования. Реализуется принцип открытости системы образования, в т.ч. закрепление механизмов участия всех заинтересованных представителей общества, работодателей и обучающихся в управлении и оценке эффективности образовательной деятельности того или иного учреждения. Положительным моментом является и информационная открытость образовательных организаций для участников образовательного процесса и обязательная публичная отчетность образовательной организации на сайте, где устанавливается перечень информации, которая должна быть отражена на этом сайте.

Вместе с тем министр отметил, что широкое обсуждение проекта закона и рассмотрение поступивших замечаний и предложений позволили определить его наиболее слабые места. Прежде всего, нечетко определены концептуальные рамки законопроекта, который сложен для чтения и понимания, а также как следствие для его исполнения, если он останется в прежнем виде. Его элементы по некоторым позициям противоречат друг другу и нуждаются в системных исправлениях. Сейчас законопроект значительно сокращен по сравнению с первоначальным видом, но, как заметил Игорь Гуськов, тем не менее, создается впечатление, что его отдельные части готовились разными командами юристов, написаны в различных стилях и, вероятно, с этим связаны некие нюансы их нестыковки. Министр согласился с решением совета ректоров вузов ЮФО, что законопроект не смог решить самого существенного противоречия: учесть интересы личности, работодателя и государства, и что нужен четкий, понятный и последовательный свод правил в области образования, который смог бы служить не один десяток лет. Закон — это основной документ для отрасли, меняется он нечасто, поэтому хотелось бы получить его более качественным, позволяющим в дальнейшем четко выстраивать областную нормативную базу и эффективно работать системе образования.

Министр подчеркнул, что законопроект должен быть понятен не только специалистам, но и простым гражданам и написан доступным языком. В законопроекте сделана попытка объединить два подхода — государственное и рыночное регулирование. Игорь Гуськов выразил сомнение педагогического сообщества в том, что это даст положительный результат. Спорными также являются моменты, связанные с попытками одновременно сохранить государственный контроль качества образования и развить систему обязательного страхования гражданской ответственности образовательных организаций. Это может привести, по мнению министра, или к формальному страхованию, или к сведению «на нет» государственного контроля. В целях избежания двоякого толкования правовых норм в законопроекте необходимо привести в соответствие весь понятийный аппарат, используемый в сфере образования. Это очень важно, потому что органы образования работают не только с законами, но и с постановлениями Правительства РФ, приказами Минобрнауки РФ, и на сегодняшний день в этой области есть противоречия. Министр остановился еще на некоторых вопросах обсуждаемого законопроекта, а затем ответил на вопросы участников парламентских слушаний.

Содокладчиком министру образования РО выступила председатель комитета по образованию ЗС РО Валентина Маринова. Кроме нее, на парламентских слушаниях выступили: Игорь Узнародов — первый проректор по научной работе ЮФУ, Александр Нечушкин — председатель РРО Всероссийского педагогического сообщества, экс-министр образования Ростовской области Петр Тищенко, депутат ЗС РО Александр Дедович, председатель комитета по социальной политике ЗС РО Владимир Катальников. Отметив недоработанность предлагаемого законопроекта, а также то, что это закон непрямого действия, имеет множество отсылочных норм, что позволяет исполнительной власти Российской Федерации исказить его редакцию в своих интересах, и, опираясь на свой богатый опыт работы в Государственной Думе, он выразил серьезные опасения и сомнение в том, что все вносимые изменения и предложения будут учтены нынешним составом Государственной Думы, который работает последний год. Владимир Катальников предложил добавить гражданские институты в число потребителей услуг образования.

В режиме видеоконференции в обсуждении законопроекта об образовании приняли участие: Людмила Берлим — начальник управления образования администрации г. Батайска, Татьяна Самсонюк — начальник управления образования г. Волгодонска, депутат ЗС РО Николай Орлов из г. Каменск-Шахтинского, Галина Шпак — начальник управления образования Сальского района.

Итоги парламентских слушаний подвела Валентина Маринова. Их участниками были приняты рекомендации по проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В них говорится, что результат проведенных в области мероприятий позволяет сделать вывод о том, что некоторые реализованные в тексте проекта новации и подходы пока вызывают много вопросов у профессионального сообщества. В первую очередь к ним относятся следующие:

  • перегруженность текста законопроекта частными характеристиками и излишней регламентацией отдельных подсистем образования, с одной стороны, и декларативность, громоздкость, большое количество отсылочных норм — с другой;
  • определение некоторых основных понятий и терминов, применяемых в статье 2 законопроекта, соотношение норм законодательства в области образования с нормами других отраслей;
  • ухудшение положения участников образовательного процесса;
  • регламентация экономической, в том числе инвестиционной, деятельности в сфере образования;
  • изменения в типологии образовательных учреждений;
  • исключение начального профессионального образования из уровней образования.

Участники парламентских слушаний обращают внимание на необходимость, в первую очередь:

  • унифицировать понятийный аппарат, используемый в законопроекте;
  • сохранить основной принцип правового регулирования отношений в сфере образования — бесплатность дошкольного и общего образования, высшего профессионального образования на конкурсной основе (включая программы не только бакалавриата, но и магистратуры, подготовки специалистов, а также программы подготовки научных кадров);
  • доработать положение о конкурсном распределении контрольных цифр приема граждан на обучение по основным образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в зависимости от результатов ЕГЭ лиц, зачисленных на первый курс (год) обучения;
  • сохранить нормы действующего закона, предусматривающие начальное профессиональное образование в качестве одного из уровней образования;
  • сохранить академии в качестве одного из видов образовательных организаций высшего образования;
  • закрепить в типологии учреждений профессионального образования понятие «колледж» как единый тип учреждений среднего профессионального образования, реализующий непрерывные образовательные программы общего, начального, среднего и дополнительного профессионального образования;
  • сохранить систему льгот и преимуществ при приеме в образовательные учреждения высшего образования;
  • усилить социальные гарантии обучающихся, расширить академические свободы и повысить академическую мобильность студентов;
  • усилить социальные гарантии педагогических и научно-педагогических работников образовательных организаций, повысить их статус;
  • доработать положения, регулирующие полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования;
  • установить ответственность за обеспечение условий выполнения Федерального государственного образовательного стандарта на федеральном уровне;
  • конкретизировать нормы законопроекта, регламентирующие получение инклюзивного образования;
  • установить конкретный перечень условий реализации образовательных проектов и их финансирования при регулировании экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования;
  • конкретизировать положения, устанавливающие обязательность дошкольного образования.

В целях выработки общей позиции по основным положениям проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» участники парламентских слушаний считают необходимым рекомендовать:

1. Законодательному Собранию Ростовской области:

1) после внесения проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Государственную Думу Федерального Собрания РФ создать рабочую группу по подготовке замечаний и предложений к нему с участием представителей министерства общего и профессионального образования РО, региональной службы по надзору и контролю в сфере образования РО, совета ректоров вузов РО и представителей педагогического сообщества;

2) при подготовке поправок к проекту Федерального закона «Об образовании в РФ» учесть замечания и предложения, высказанные участниками парламентских слушаний;

3) обратиться к депутатам ГД ФС РФ от Ростовской области с просьбой поддержать поправки, подготовленные с учетом рекомендаций парламентских слушаний.

2. Министерству общего и профессионального образования Ростовской области:

а) предоставить материалы по предварительной оценке финансово-экономических последствий ликвидации уровня начального профессионального образования;

б) подготовить конкретные предложения с обоснованием необходимости закрепления в типологии учреждений профессионального образования понятия «колледж» как единого типа учреждений СПО;

в) представить конкретные предложения по доработке положений, регулирующих полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования.

3. Министерству труда и социального развития Ростовской области:

— подготовить конкретные предложения по доработке положений, предусматривающих предоставление социальных гарантий педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, а также предоставить обоснование необходимости внесения предлагаемых изменений.

4. Совету ректоров вузов Ростовской области:

а) предоставить информацию, позволяющую определить финансово-экономические последствия введения конкурсного распределения конт-рольных цифр приема граждан на обучение по основным образовательным программам высшего образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ в зависимости от результатов ЕГЭ лиц, зачисленных на первый курс (год) обучения;

б) предоставить аналитическую информацию, позволяющую обосновать необходимость сохранения академий в качестве одного из видов образовательных организаций высшего образования;

в) подготовить конкретные предложения по сохранению системы льгот и преимуществ при приеме в образовательные учреждения высшего образования.

5. Органам местного самоуправления:

а) предоставить информацию, позволяющую определить финансово-экономические затраты, необходимые для обеспечения права граждан на обязательное дошкольное образование в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях;

б) подготовить предложения по законодательному стимулированию развития различных форм дошкольного воспитания.

6. Региональным и местным СМИ опубликовать материалы настоящих парламентских слушаний.

Владимир Путин о школьном образовании

Лидер Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в самом начале заседания Правительства РФ, а затем во время беседы с вице-премьером Вячеславом Володиным, спикером Госдумы Борисом Грызловым, заместителем председателя Совета Федерации Светланой Орловой, а также депутатами Госдумы Владимиром Пехтиным, Артуром Чилингаровым, Валерием Рязанским и Татьяной Яковлевой высказал ряд важных предложений о модернизации образования в регионах, затрагивающих интересы многомиллионного отряда работников сферы образования страны. Он намеренно поднял тему модернизации школьного образования во время отчета перед парламентариями, запланированного на 20 апреля.

Борис Грызлов поблагодарил премьера за то, что он обратил внимание на образование в российских школьных учреждениях, и отметил, что в настоящее время порядка 620 миллиардов рублей в год регионы и муниципалитеты тратят на школьное образование, из них 560 миллиардов рублей — на заработную плату, 60 миллиардов — на капитальный ремонт. Спикер Госдумы РФ предложил рассмотреть возможность выделения денежных средств на эти цели из федерального бюджета.

Высвобождаемые средства, по мнению Владимира Путина, «должны направляться на повышение зарплаты учителям». В частности, он предложил добавить около 60 миллиардов рублей, что с учетом средств регионов даст 85-95 миллиардов.





22.06.2018
Законодательное Собрание Ростовской области стало партнером Парламентской Ассамблеи Черноморского Экономического Сотрудничества
Решение о присвоении донскому парламенту статуса партнера ПАЧЭС было принято в ходе 51-й Генеральной Ассамблеи, которая с 19 по 21 июня проходит в городе Тирана (Албания)
22.06.2018
На охране водных биологических ресурсов
Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой на системной основе осуществляется надзор за исполнением законов в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов
22.06.2018
Василий Голубев включен в список для выдвижения кандидатов в ЗС РО
Кандидатура Губернатора Василия Голубева внесена в итоговый список для выдвижения на предстоящих выборах депутатов Законодательного Собрания от «Единой России». Соответствующее решение было принято на заседании регионального политсовета партии 21 июня в Ростове-на-Дону.
21.06.2018
Андрей Турчак заявил о запуске конкурса социальных проектов первичных отделений «Единой России»
В ближайшее время стартует конкурс социальных проектов первичных отделений «Единой России», лучшие проекты смогут претендовать на грантовую поддержку Партии. Об этом сообщил секретарь Генсовета Партии Андрей Турчак, выступая на пленарном заседании форума первичных отделений «Единой России» в Северо-Кавказском федеральном округе.
19.06.2018
Участников ПГ привлекут к работе «Единой России» на Дону
Идеи и предложения участников предварительного голосования станут основой программы «Единой России» на выборах депутатов донского парламента. Кроме того, они смогут проявить себя в реализации партийных проектов. Об этом шла речь на встрече активистов с руководителем Межрегионального координационного совета «Единой России» в ЮФО, депутатом Государственной Думы Константином Бахаревым и секретарем Ростовского регионального отделения партии, председателем ЗС РО Александром Ищенко в Ростове-на-Дону 18 июня.

© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2017
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс