[№11 (36) ноябрь 2012] Действие Фонда содействия реформированию ЖКХ продлится до конца 2015 года28.11.2012
Действие Фонда содействия реформированию ЖКХ продлится до конца 2015 года, но при одном условии: если будет принят федеральный законопроект о финансировании капитального ремонта многоквартирных домов. Поправки ко второму чтению проекта, которое в Госдуме РФ планируется провести в декабре этого года, обсуждались 27 ноября в Ростове-на-Дону, в рамках выездного заседания Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ. В Ростовской области накоплен богатый опыт финансирования капитальных ремонтов МКД с привлечением по инициативе собственников заемных средств, поэтому неслучайно донская столица была выбрана местом проведения выездного заседания профильного комитета Госдумы. – В период с 2007 года на Дону капитально отремонтированы более 1 400 многоквартирных домов (по состоянию на 1 августа 2012 года). В областной программе до 2015 года предусмотрен капремонт еще 911 домов, – отметил первый заместитель Председателя Донского парламента Ю.С. Зерщиков. Он напомнил присутствующим, что одно из основных пожеланий донских законодателей, высказанных в ходе проведения всероссийского совещания Совета местного самоуправления, прошедшего ранее в Азове, было связано с продлением деятельности Фонда содействия реформированию ЖКХ, так как капремонт МКД финансировать полностью из средств областного бюджета не представляется возможным. Поэтому принятие закона о финансировании капитального ремонта МКД позволит продлить действие Фонда. Чем еще примечателен обсуждаемый законопроект? Сразу необходимо отметить, что авторы проекта решили не отменять 16-ю статью закона о приватизации, которая закрепляет за государством обязанность производить капитальный ремонт в домах, передаваемых гражданам. Кроме этого, государство будет участвовать в софинансировании создания региональных систем финансирования капремонта многоквартирных домов (МКД), а малоимущим гражданам – предоставлять субсидии. В остальном суть законопроекта осталась прежней: собственники квартир будут платить ежемесячные взносы на капремонт в общий котел, а затем эти средства будут распределяться по назначению. Именно это обстоятельство указывалось в качестве основного недостатка после первого чтения законопроекта. Теперь же предлагаются два варианта формирования Фонда капитального ремонта дома: первый связан с открытием специального счета МКД в кредитной организации, эти средства принадлежат исключительно собственникам; второй – взносы на капремонт перечисляются на счет регионального оператора, создаваемого субъектом РФ, и здесь средства могут быть использованы для ремонта других домов. Какой из предлагаемых вариантов выбрать – решение за собственниками. Бурное обсуждение среди участников заседания возникло по вопросу участия кредитных организаций (банков), точнее, по установленному нормативу – капитал банка должен составлять не менее 20 млрд рублей. На сегодняшний день ни один из региональных банков не подходит под эти условия. К примеру, установленный норматив в 3 раза превышает капитал нашего, областного банка «Центр-Инвест», в котором кредитуются многие компании ЖКХ. Банк идет навстречу даже ТСЖ, хотя эту форму управления называют источником повышенного риска. С этим не согласны практики – организатор первого в Москве ТСЖ Е.И. Юнисова и председатель ТСЖ «СВЕТОЧ» в Таганроге А.Н. Антоненко, чей дом на протяжении 18 лет был в управлении жилищной компании и находился в весьма печальном состоянии. После организации ТСЖ буквально за четыре месяца все изменилось: был проведен капремонт коммуникаций, установлены приборы учета, а, следовательно, и экономия возросла в разы. И все благодаря кредиту, полученному в «Центр-Инвесте»! – Банки готовы прийти на помощь собственникам жилья, но не региональным операторам. Поэтому нужно добиться пересмотра этой нормы. Региональные банки не должны отсекаться от этого процесса, – подчеркнула глава профильного комитета Госдумы Г.П. Хованская. Другой, не менее важный вопрос связан с тем, как спасти деньги от инфляции, которые накапливаются собственниками для капремонта их дома. В ходе обсуждения был предложен оптимальный способ решения этой проблемы – необходимо развивать конкуренцию среди банковских структур, что позволит делать подобные вклады под больший процент. В ходе прений у участников заседания сложилось общее мнение: в законопроекте должна быть четко прописана система софинансирования и закреплено за собственниками право выбора генподрядчика для проведения капремонта. В заключение нам лишь остается выразить надежду на эффективность предложенных в ходе заседания механизмов решения проблемы капремонта МКД. Очень важно, чтобы депутаты Госдумы приняли их во внимание во время второго чтения такого важного для всех законопроекта. Для сравненияВ Польше закон о праве собственности, впервые потребовавший от жильцов МКД вносить деньги на содержание и ремонт жилья, вступил в силу в 1995 году. Тогда же там начали появляться «спильнота мешканьова» – аналог наших ТСЖ. Государство помогает владельцам квартир модернизировать жилье, для чего в 1998 году создан Фонд энергоэффективности и реновации. Его задача – предоставлять бюджетные гранты собственникам и управляющим многоквартирными домами, которые берут на ремонт кредиты в банках. Сумма гранта, которую покрывает фонд, может достигать 20 процентов от величины кредита.
|