Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

[№11 (61) июнь 2014] Народные дружины будут создаваться по инициативе граждан

Одним из главных вопросов в повестке дня заседания комитета по законодательству, государственному строительству и правопорядку Законодательного Собрания Ростовской области было обсуждение проекта Областного закона «Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Ростовской области». Проект этого документа подготовлен с целью приведения областного законодательства в соответствие с новыми федеральными законами, которые вступят в силу 2 июля нынешнего года.

– Народные дружины появились в конце XIX века, – напомнила депутатам и представителям средств массовой информации председатель комитета Ирина Рукавишникова. – Пик популярности и востребованности этих объединений пришелся в Советском Союзе на семидесятые годы прошлого столетия, когда членство в народных дружинах было массовым. После распада СССР, то есть с 1991 года, правовые отношения в этой сфере урегулированы не были. В новой России первый закон федерального уровня, который касался деятельности народных дружин, был принят в 1997 году. В Ростовской области подобный документ появился в 2009 году. Сегодня с целью приведения областного законодательства в соответствие с федеральным мы должны рассмотреть поправки и принять их к рассмотрению в двух чтениях…

Ирина Валерьевна отметила, что новая редакция федерального закона об участии граждан в охране общественного порядка и действующий закон Ростовской области имеют много общего, между этими двумя документами много совпадений. Тем не менее, есть и существенные нововведения, которые касаются установления основных принципов и форм участия граждан в охране общественного порядка, определяют полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Федеральным законом предусмотрены две формы участия граждан в охране общественного порядка – индивидуальная и коллективная. Принимаемые поправки касаются именно коллективного участия, которое может осуществляться путем участия граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности и создания народных дружин.

Новый федеральный закон дает новую трактовку понятию «народная» дружина» и поясняет, что народные дружины создаются, в отличие от общественных объединений правоохранительной направленности, на основе членства. Инициатором создания народной дружины теперь могут быть сами граждане, а не местные органы власти. А вот полномочиями по оказанию поддержки гражданам, их объединениям и созданию условий для деятельности народных дружин наделяются органы местного самоуправления сельских поселений и городских округов. Определяет закон и границы территории, на которой может быть создана народная дружина. Эти полномочия также отнесены к органам местного самоуправления. Как правило, на одной территории целесообразно формировать одну народную дружину. Участие добровольных помощников правоохранительным органам допускается только после того, как народная дружина будет внесена в реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в субъекте Российской Федерации, полномочия по ведению которого возложены на территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

– В статье 3 новой редакции областного закона определяются принципы участия граждан в охране общественного порядка, – сообщила Ирина Рукавишникова. – Это принцип добровольности, законности, недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел, иных правоохранительных органов, органов государственной власти. Впервые в новой редакции федерального закона определяется право каждого на самозащиту всеми способами, которые не запрещены законом. Идет в законе речь и об ограничениях, которые связаны с участием граждан в охране общественного порядка. Дружинники не вправе выдавать себя за сотрудников полиции и не должны участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка, если это заведомо предполагает угрозу их жизни и здоровью.

При обсуждении поправок последний пункт вызвал вопросы у депутатов. Их волновало правовое обоснование: какие именно мероприятия можно считать заведомо опасными для народных дружинников. В итоге пришли к выводу, что никто не отменял элементарный принцип разумности: никто не пошлет народных дружинников на операцию по задержанию вооруженного преступника.

В Ростовской области к участию в охране общественного порядка активно привлекаются и члены казачьих обществ. Поправки регулируют и их деятельность. Поскольку народные дружинники из числа казачества выполняют обязанности по охране общественного порядка в форменной одежде, отличительным знаком для народного дружинника предлагается определить нарукавную повязку красного цвета с надписью «ДРУЖИННИК» и удостоверения соответствующего образца.

Интересовало депутатов и материальное стимулирование народных дружинников. Закон четко определяет, что участие в народной дружине происходит на основе добровольности и безвозмездности. Но при этом закон предусматривает льготы и компенсации в случае гибели народного дружинника (речь идет об единовременном пособии семье в размере двести 250 рублей с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц), при причинении вреда здоровью (в размере 100 тысяч) и при причинении ущерба имуществу.

Народные избранники отметили, что по опыту прошлого добровольными дружинниками в большинстве своем являются представительницы слабого пола. И эту ситуацию следует менять. Именно народная дружина может стать для мужчин возможностью проявления лучших качеств – благородства и заботы о ближнем.





19.12.2018
Вячеслав Василенко поздравил коллектив Донского казачьего кадетского корпуса
18 декабря, в городе Новочеркасске состоялось торжественное мероприятие, посвященное 135-летию Донского императора Александра III казачьего кадетского корпуса
19.12.2018
Расходы областного бюджета на 2019 год увеличатся на 18 млрд рублей
Профильный комитет донского парламента одобрил подготовленный ко второму чтению проект областного бюджета на следующие три года
19.12.2018
В Ростове-на-Дону прошло заседание «круглого стола» по регулированию продажи сильнодействующих лекарств
Председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по законодательству Александр КОСАЧЕВ (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») принял участие в заседании «круглого стола» на тему «Совершенствование действующего законодательства и правоприменительной практики в сфере продажи кодеинсодержащих лекарственных средств и иных препаратов, обладающих психоактивным действием».
17.12.2018
Изменились нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования
Южное таможенное управление информирует о том, что с 1 января 2019 года изменяются стоимостные и весовые нормы, в пределах которых на территорию Евразийского экономического союза физическими лицами могут быть ввезены без уплаты таможенных пошлин
17.12.2018
В 2019 году будут увеличены ассигнования на донские театры
Об этом сообщил губернатор Василий Голубев на торжественной церемонии, символизирующей открытие Года театра
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2018
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс