[№8 (45) август 2013] Александр Ищенко: «Важно, чтобы люди, находящиеся у власти, понимали, что главное для них — не собственные интересы, а интересы людей»28.08.2013
Думаю, что никто не будет оспаривать тот факт, что одним из значимых комитетов в донском парламенте является комитет по законодательству, государственному строительству, местному самоуправлению и правопорядку под председательством АЛЕКСАНДРА ИЩЕНКО. О том, какие важные и принципиальные законы были инициированы комитетом в IV созыве Законодательного Собрания Ростовской области, читайте ниже. За время действия IV созыва Законодательного Собрания Ростовской области комитетом по законодательству был принят ряд важных областных законов, содержащих новое правовое регулирование. Так, в самом начале работы созыва, в 2008 году, депутатами донского парламента был принят Областной закон №143-ЗС «О членах квалификационной коллегии судей Ростовской области – представителях общественности», устанавливающий требования к ним, а также порядок их назначения и прекращения полномочий. В 2009 году среди принятых по инициативе комитета по законодательству областных законов и постановлений Законодательного Собрания, содержащих новое правовое регулирование, одним из наиболее важных является Областной закон №218-ЗС «О противодействии коррупции в Ростовской области», которым определены основные направления деятельности государственных органов Ростовской области в сфере противодействия коррупции в Ростовской области, основные задачи и меры, применение которых направлено на предупреждение (профилактику) коррупционных правонарушений, а также предусмотрено создание постоянно действующей комиссии по противодействию коррупции в Ростовской области. Внесенными изменениями в данный закон в 2013 году комплексно урегулированы все вопросы, связанные с осуществлением контроля как за доходами, так и за расходами лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, руководителей областных учреждений. – Теперь кандидаты обязаны представлять в избирательную комиссию сведения о недвижимом имуществе, находящемся за пределами России, об источниках получения средств, за счет которых оно было приобретено, а также сведения об обязательствах имущественного характера за пределами России, – отметил Александр Ищенко. – Также кандидаты должны будут предоставлять сведения о крупных покупках, совершенных ими, их супругами и несовершеннолетними детьми в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруги за три последних года перед совершением сделки. В истории России еще не было такого жесткого и одновременно прозрачного механизма в борьбе с коррупцией, и наша задача сделать так, чтобы он, наконец, заработал. Сведения о своих доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны предоставлять и депутаты донского парламента. Принятыми в 2012 году изменениями в Областной закон «О статусе депутата Законодательного Собрания Ростовской области» установлено, что предоставляться они должны ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом. Областным законом №348-ЗС «Об участии жителей Ростовской области в обеспечении правопорядка и общественной безопасности», который был принят в конце 2009 года, созданы необходимые правовые условия для участия жителей Ростовской области в процессе обеспечения правопорядка и общественной безопасности. Данным законом определены не только принципы, цели и формы такого участия, но и социальные гарантии и формы поощрения граждан, участвующих в охране общественного порядка. Именно этот закон дал право органам местного самоуправления формировать добровольные народные дружины по охране общественного порядка на территории поселений и городских округов в Ростовской области. В 2010 году по предметам ведения комитета по законодательству был принят Областной закон №442-ЗС «О некоторых вопросах обеспечения доступа к информации о деятельности мировых судей в Ростовской области», обеспечивающий информационную открытость деятельности мировых судей в интересах гражданского общества, эффективного взаимодействия органов судебной власти и общества. Так, на письменный запрос информация о деятельности мировых судей предоставляется в виде документированной информации, а во время приема, а также по телефонам уполномоченных должностных лиц ответ предоставляется в устной форме. Неоднократно за время работы IV созыва вносились изменения в Областной закон «Об административных правонарушениях». В частности, изменения вызваны созданием в Ростовской области нового органа исполнительной власти – Административной инспекции Ростовской области, которая начала работу с 2011 года. Также введен запрет на нарушение тишины и покоя граждан в выходные и праздничные нерабочие дни с 23.00 часов до 8.00 часов следующего дня. Внесенными в 2013 году изменениями были увеличены размеры штрафов за нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального и местного значения, их территорий и зон их охраны. За это на граждан штраф может быть наложен в размере от 3 000 до 5 000 рублей, должностных лиц – от 20 000 до 40 000 рублей, юридических лиц – от 200 000 до 400 000 рублей. Одним из нововведений принятого в 2011 году Областного закона №645-ЗС «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области» стало то, что выборы депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов с численностью 20 и более депутатов теперь проводятся по смешанной избирательной системе по одномандатным избирательным округам и по единому избирательному округу. Выборы депутатов иных представительных органов муниципальных образований будут проводиться по мажоритарной системе. В данный закон за период действия созыва вносился ряд изменений, связанных, в частности, с определением единого дня голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, которым стало второе воскресенье сентября. Очень важный закон был принят в августе 2011 года – №644-ЗС «О государственной поддержке создания и деятельности в Ростовской области многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг», который стал первым региональным законом в Российской Федерации, заложившим единые подходы и требования к созданию МФЦ в Ростовской области. Внесенные в 2013 году изменения позволили уточнить требования к МФЦ, вызванные созданием государственного казенного учреждения «Уполномоченный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», выступающего в качестве координатора действующей системы МФЦ области. В настоящее время МФЦ в Ростовской области работают во всех 55 городских округах и муниципальных районах. В каждом из них организовано предоставление более 100 государственных и муниципальных услуг. Создано 296 центров доступа к услугам МФЦ (в том числе в 270 сельских поселениях), работают 1 134 окна по обслуживанию заявителей. Охват населения Ростовской области инфраструктурой МФЦ на сегодняшний составляет 74 процента. Принятие изменений в 2011 году в Областной закон «О создании должностей мировых судей и судебных участков в Ростовской области» (№652-ЗС) позволило утвердить новую редакцию границ судебных участков мировых судей Ростовской области. В некоторых городских округах и муниципальных районах области для оптимизации нагрузки на мировых судей границы судебных участков существенно изменены. В этом же году был принят Областной закон №639-ЗС «О наградах Ростовской области», которым установлена система наград области, порядок и условия награждения ими и их лишения, а также права лиц, удостоенных наград Ростовской области. Дважды вносимыми в закон изменениями были учреждены орден Атамана Платова и звание «Почетный гражданин Ростовской области», которое присваивается один раз в год не более чем двум гражданам Российской Федерации, внесшим выдающийся вклад в социально-экономическое и культурное развитие Ростовской области. Не менее важный закон, принятый в 2011 году, – №635-ЗС «О Правительстве Ростовской области» – определил статус Правительства Ростовской области как высшего постоянно действующего коллегиального органа исполнительной власти Ростовской области общей компетенции. Одними из принципиальных областных законов, принятых в 2012 году, стали законы, касающиеся выборов Губернатора Ростовской области и порядка его отзыва (№878-ЗС и №1018-ЗС). Первым законом введена процедура прямых всенародных выборов высшего должностного лица Ростовской области. Так, кандидатов на должность Губернатора, обязательно достигших 30-летнего возраста, смогут выдвигать партии или их региональные отделения, причем они освобождаются от сбора подписей избирателей. Количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, составляет 5 процентов от общего числа депутатов представительных органов и действующих глав муниципальных образований. При этом кандидат должен быть поддержан депутатами и главами муниципальных районов и городских округов не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов. Вторым предусмотрена возможность отзыва Губернатора Ростовской области избирателями. – Необходимо понимать, что институт отзыва высшего должностного лица региона – не инструмент для ежедневного использования, – во время встречи с журналистами подчеркнул председатель комитета по законодательству. – Это своего рода «инструмент страхования» избирателей от грубой ошибки при своем политическом выборе. И точно так же, как в случае со страховкой, получить которую можно только при наступлении страхового случая, отзыв Губернатора возможен только при условии нарушения им федеральных и областных законов или длительном грубом неисполнении своих обязанностей. Также в 2012 году принят Областной закон №1017-ЗС «О бесплатной юридической помощи в Ростовской области», которым определены категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, прописаны также основания и порядок оказания такой помощи. – Центром системы юридической помощи станут адвокаты, которые будут бесплатно помогать 15-ти категориям граждан. При принятии закона мы расширили категории получателей помощи. Дополнительно она будет предоставляться детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Таким образом, бесплатную юридическую помощь на Дону смогут получать около 350 тысяч жителей Ростовской области, – прокомментировал Александр Ищенко. В 2013 году были внесены изменения в Областной закон «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ростовской области», существенно изменившие правила проведения выборов депутатов Законодательного Собрания по партийным спискам. В связи с этим областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания был разделен на две части: общеобластную и территориальную части. Общеобластная часть включает в себя от одного до трех кандидатов. Территориальная состоит из 30 региональных групп, каждая из которых должна соответствовать одномандатному избирательному округу и в нее должно быть включено не менее двух и не более трех кандидатов. Таким образом, введение региональных групп будет способствовать активизации работы депутатов, избранных по партийным спискам, не только в ходе избирательной компании, но и, что еще более важно, после получения депутатского мандата. Эти и ряд других изменений призваны увеличить уровень доверия граждан к избирательной системе и своим депутатам, а также сделать выборы более прозрачными. За исполнением всех принятых нормативных актов на протяжении IV созыва комитетом по законодательству осуществлялся жесткий и планомерный контроль.
Вопросами ведения комитета являются:
За время работы IV созыва Законодательного Собрания Ростовской области комитетом по законодательству, государственному строительству, местному самоуправлению и правопорядку:
|