Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

[№8 (45) август 2013] Наталья Стаценко: «Бюджет Ростовской области сохраняет свою социальную направленность»

За период работы IV созыва Законодательного Собрания Ростовской области, с 2008 по 2013 годы, бюджетное и налоговое законодательство Ростовской области претерпевало изменения, связанные, в первую очередь, с изменениями федерального законодательства. Наибольшее количество соответствующих областных законов, регулирующих бюджетные и налоговые отношения, было принято Законодательным Собранием по инициативе Губернатора Ростовской области, но предварительно они проходили обсуждение на заседаниях комитета по бюджету, налогам и собственности под председательством НАТАЛЬИ СТАЦЕНКО.

Всего за истекший период по направлениям деятельности комитета по бюджету, налогам и собственности было принято более 170 областных законов. Из них более 120 инициированы Губернатором области, в основном касающиеся внесения изменений в областные законы об областном бюджете на текущий финансовый год, о межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области, о бюджетном процессе в Ростовской области, о налогообложении.

Кроме того, ежегодно принимались областные законы об областном бюджете и об отчете об исполнении областного бюджета, о прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Ростовской области и об отчете о его исполнении. Постановлениями Законодательного Собрания ежегодно утверждались планы работы Контрольно-счетной палаты Ростовской области и заслушивались отчеты о ее работе.

В принципе, все законы, рассмотренные комитетом по бюджету, можно разделить на три больших раздела. Первый включает в себя законы, содержащие новое правовое регулирование. К наиболее важным из них относится Областной закон от 22 ноября 2010 года №503-ЗС «Об отдельных мерах по совершенствованию правового положения государственных учреждений Ростовской области в переходный период», который был разработан в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

С 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года Федеральным законом был установлен переходный период, в течение которого особенности правового положения государственных учреждений субъектов Российской Федерации должны определяться законами субъектов Российской Федерации. Поэтому Областным законом в переходный период были установлены: форма финансового обеспечения деятельности областных бюджетных учреждений, дата, начиная с которой будет осуществляться зачисление в областной бюджет доходов, полученных казенными учреждениями Ростовской области от платных услуг и иной приносящей доход деятельности, а также порядок и направления использования областными бюджетными учреждениями, являющимися получателями бюджетных средств, и областными казенными учреждениями, доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности Ростовской области и переданного в оперативное управление указанным учреждениям, и полученных ими средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований, средств от иной приносящей доходы деятельности.

Немаловажную роль в формировании бюджета области сыграл Областной закон №666-ЗС «О публичных слушаниях по проектам областных законов об областном бюджете и об отчете об исполнении областного бюджета», который был принят в сентябре 2011 года.

Первые публичные слушания проекта бюджета Ростовской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов состоялись в октябре 2011 года. В их проведении принимали участие депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, члены Совета Федерации ФС РФ, депутаты донского парламента, заместители Губернатора, руководители отраслевых министерств и ведомств Ростовской области, главы муниципальных образований, председатели городских дум и районных собраний депутатов, члены Общественной палаты региона, представители общественных организаций и средств массовой информации, а также жители области, изъявившие желание принять участие в этом знаковом для нашего региона мероприятии. И отныне публичные слушания бюджета на Дону проводятся ежегодно и стали доброй традицией.

Формируя бюджет области, региональные власти каждый год ставят перед собой задачу – повышение доходной базы бюджета всех уровней, для того чтобы расходы на социальные нужды возрастали во всех сферах.

– Бюджет Ростовской области остается социальным, но в то же время, он должен быть и бюджетом развития. Мы должны уходить от федеральных дотаций. Чем меньше Федерация нам будет выделять денежных средств, тем больше полномочий получит субъект в части исполнения расходных обязательств. Иными словами, мы получаем право самостоятельно распределять свои полученные доходы, ресурсы, – отметила Наталья Стаценко.

Таким образом, главная цель законодателей – вызвать повышенный интерес жителей Дона к вопросу формирования бюджета области – была достигнута.

В этом году публичные слушания по исполнению областного бюджета за 2012 год прошли в июне, в них приняли участие 242 человека. Важным достижением руководства области можно назвать тот факт, что динамика налоговых и неналоговых доходов наглядно демонстрирует ежегодное увеличение доходной части областного бюджета Ростовской области: с 2009 по 2012 годы – в 1,8 раза.

Вторым по значимости можно назвать Областной закон «О Контрольно-счетной палате Ростовской области», который был принят также в сентябре 2011 года. Именно этим законом деятельность контрольно-счетного органа региона была приведена в соответствие с федеральным законодательством.

– Впервые подробно и законодательно на федеральном уровне были определены основы статуса и деятельности контрольно-счетных органов в субъектах Российской Федерации и в муниципалитетах. Прописан также порядок назначения на должность председателя контрольно-счетных палат и аудиторов. Кроме этого, было определено, что ответственность за организацию данного контрольного органа возложена на Законодательное Собрание регионов, – сообщила председатель комитета по бюджету.

Новым, а точнее, «забытым старым», стало создание Дорожного фонда Ростовской области (Областной закон от 8 ноября 2011 года №705-ЗС «О Дорожном фонде Ростовской области»). Согласно федеральному законодательству, с 1 января 2012 года транспортный налог в полной сумме поступает в региональный дорожный фонд. Это нововведение невыгодно муниципалитетам, недополучающим в итоге порядка 1 млрд рублей. Сумма огромная! Однако властями Ростовской области было принято «непростое для областного бюджета» решение, которое ни в коей мере не ущемляет интересы муниципалитетов: в размере недополученных доходов, т.е. 1 млрд рублей, будет выделена субсидия муниципальным образованиям на решение дорожных проблем. Причем крайне важно, что выделяемая субсидия будет с «нулевым» софинансированием!

В период работы IV созыва Законодательного Собрания в 2012 году был принят Областной закон №843-ЗС «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области», которые объединил в единый сводный законодательный акт несколько областных законов, регулировавших региональные налоги и льготное налогообложение хозяйствующих субъектов и физических лиц, а также положения об отсрочке и рассрочке по уплате налогов. При этом данный закон не изменил действующего порядка в части налогообложения хозяйствующих субъектов и физических лиц, формирования льготных категорий налогоплательщиков и не привел к дополнительным расходам областного и местных бюджетов.

Изменения, внесенные в этот закон в октябре 2012 года, можно назвать очень важными для региональной системы налогообложения. Связаны они с обязательным с 2013 года переходом на патентную систему налогообложения. На Дону для детальной проработки этого вопроса была создана рабочая группа.

– Суть данного закона в том, что предприниматели, которые получают доход от 100 тысяч до 1 млн рублей, при переходе на патентную систему налогообложения будут платить всего 6 процентов налога от размера годового дохода. Причем оформить патент можно на период от одного месяца до года. Таким образом, у людей есть возможность выбора – остаться на старой системе налогообложения или перейти на новую, т.е. каждый предприниматель имеет право выбрать более комфортную для своего вида бизнеса систему налогообложения, тем более, что переходный период предусмотрен на протяжении ближайших пяти лет, – прокомментировала Наталья Стаценко.

По итогам введения патентной системы налогообложения на территории Ростовской области 567 индивидуальным предпринимателям выдано 633 патента на общую сумму более 40 млн рублей по 32 видам деятельности из 53 видов, введенных в рамках новой системы налогообложения. Наиболее востребованными оказались следующие виды предпринимательской деятельности: сдача в аренду (наем) нежилого недвижимого имущества – 241 патент (48 процентов от общего количества выданных патентов) и розничная торговля – 184 патент (36 процентов).

Ко второму разделу относятся законы, которые были разработаны комитетом по бюджету в целях преодоления последствий экономического кризиса в очень сложный для нашей области период – с октября 2008 года по апрель 2009 года.

Так, Областным законом №159-ЗС были внесены изменения в областной бюджет на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов. Этим законом в 2008 году были сокращены расходы областного бюджета на 3,8 млрд рублей в целях формирования резерва в виде остатка средств областного бюджета на 1 января 2009 года в объеме 2,7 млрд рублей для обеспечения финансирования первоочередных расходов в январе 2009 года. Оставшаяся часть сокращенных расходов частично покрыла ожидаемое по 2008 году невыполнение собственных доходов.

Подобные изменения были также внесены в областные законы: №195-ЗС «О внесении изменений в Областной закон «О некоторых вопросах налогообложения», снизивших налоговую нагрузку для тех, кто работал по упрощенной системе налогообложения; №198-ЗС «О внесении изменений в Областной закон «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», в котором было предусмотрено уменьшение налоговых доходов областного бюджета с соответствующим сокращением расходов.

С этой целью в 2009 году были внесены изменения и в областные законы «О бюджетном процессе в Ростовской области», «Об инвестиционном налоговом кредите в Ростовской области», а также «О транспортном налоге» (здесь была исключена обязанность для налогоплательщиков – физических лиц по уплате авансовых платежей по транспортному налогу).

Третий раздел касается налоговых льгот. В настоящее время на территории Ростовской области согласно областному законодательству от уплаты налога на имущество организаций освобождаются: редакции СМИ, издательства, информационные агентства, телерадиовещательные компании, организации по распространению периодических печатных изданий; органы местного самоуправления городских и сельских поселений, бюджетные и казенные учреждения, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств бюджетов городских и сельских поселений; религиозные организации; бюджетные учреждения, осуществляющие деятельность в сфере охотничьего хозяйства; организации – в отношении имущества, вновь созданного (приобретенного) в рамках реализации инвестиционного проекта на условиях, установленных частями 2 и 3 статьи 11 Областного закона «Об инвестициях в Ростовской области».

Отдельные категории граждан освобождены от уплаты транспортного налога. К ним относятся: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, граждане, подпадающие под действие статей 2 и 3 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», имеющие в собственности легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил, граждане, которым предоставлено в собственность автотранспортное средство (микроавтобус) в соответствии со статьей 12.1 Областного закона от 22 октября 2004 года №165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области» и ряд других. Те же, кто имеет право на льготу, при наличии нескольких объектов налогообложения освобождаются от уплаты налога по одному транспортному средству по их выбору.

 

Вопросами ведения комитета являются:

  • бюджетный процесс и бюджетное регулирование;
  • межбюджетное регулирование;
  • принятие областного бюджета, бюджетов областных внебюджетных фондов, а также контроль за их исполнением;
  • налоговое регулирование;
  • финансовые обязательства Ростовской области;
  • управление и распоряжение областной собственностью, разграничение федеральной, областной и муниципальной обственности;
  • финансовый контроль;
  • бюджетное и налоговое обеспечение инвестиционных, целевых и отраслевых программ;
  • финансовое обеспечение деятельности Законодательного Собрания Ростовской области

За время работы IV созыва Законодательного Собрания Ростовской области комитетом по бюджету, налогам и собственности:

  • Проведено заседаний – 60;
  • Подготовлено одобренных областных законов и постановлений – 203;
  • Рассмотрено проектов федеральных законов – 612;
  • Рассмотрено законодательных инициатив субъектов РФ – 163;
  • Рассмотрено обращений субъектов РФ – 44;
  • Отработано поручений Законодательного Собрания Ростовской области – 5;
  • Подготовлено «правительственных часов» – 1;
  • Подготовлено «круглых столов» – 1




20.08.2018
9 сентября голосуем всей семьей!
Приходить на выборы всей семьей, сразу несколькими поколениями – добрая традиция донских избирателей, которую поддерживает Избирательная комиссия Ростовской области
20.08.2018
Владимир Гребенюк: «Мы должны воспитывать наших детей и внуков на патриотических примерах»
19 августа накануне 75-летия освобождения Ростовской области от немецко-фашистских захватчиков, в селе Куйбышево состоялось торжественное открытие памятного знака «Рубеж воинской доблести». Этого почетного звания районный центр был удостоен в прошлом году.
20.08.2018
Выделены средства на оказание донским аграриям несвязанной поддержки в растениеводстве
По решению губернатора Василия Голубева свыше 46,6  млн рублей из резервного фонда области направлены на оказание несвязанной поддержки сельскохозпроизводителям в сфере растениеводства.
20.08.2018
В Ростовской области готовность многоквартирных домов к отопительному периоду составляет почти 70%
Ход подготовки предприятий жилищно-коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации к работе в осенне-зимний период 2018-2019 годов обсудили участники всероссийского совещания, которое 16 августа в режиме видеоконференцсвязи провел заместитель председателя правительства Российской Федерации Виталий Мутко.
17.08.2018
В 2018 году на Дону будет полностью обновлен парк пригородных электропоездов
Ростовская область стала одним из немногих субъектов Российской Федерации, где решился вопрос полного обновления парка подвижного состава пригородных электропоездов. ОАО «РЖД», в рамках инвестиционной программы, приобретено 18 поездов в четырехвагонном исполнении
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2018
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс