Модернизация образования и зарплата учителейОдним из основных вопросов повестки дня заседания комитета ЗС РО по образованию стала информация о ходе реализации в Ростовской области поручения Председателя Правительства Российской Федерации Владимира Путина по модернизации общего образования и повышению заработной платы учителей, представленная заместителем министра общего и профессионального образования Ростовской области Ларисой Балиной. В своем коротком выступлении председатель комитета по образованию Валентина Маринова сообщила депутатам, что этот вопрос намеренно поставлен сразу после доклада первого заместителя министра финансов Ростовской области Лилии Федотовой о проекте областного закона «О внесении изменений в Областной закон «Об областном бюджете на 2011 год», потому что напрямую связан с этими изменениями. Она напомнила, что поручение Председателя Правительства РФ впервые прозвучало в апреле 2011 года, и тогда же прошло большое совещание с участием представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Были проработаны несколько этапов механизма реализации поручения. Главная поставленная задача — с 1 сентября текущего года повысить на 30% фонд оплаты труда учителей общеобразовательных школ.
Вторая задача — довести зарплату учителей до уровня средней в экономике региона. А дальше уже началась серьезная работа по выполнению главной задачи, в которую включились министерства финансов и образования. С 1 сентября эти две задачи будут решаться одновременно, но не единовременно, а постоянно во все последующие годы. А поэтому они не должны быть потеряны из виду при разработке параметров областного бюджета на В своем выступлении Лариса Балина отметила, что основная часть задач, которые были поставлены перед региональными властями, на первом этапе решена. Но программа модернизации ставит более широкие задачи на перспективу, охватывающие не только 2011 год, но и последующие годы. Общий объем средств, который предусмотрен в федеральном бюджете на эти цели, составляет 120 млрд рублей. Он делится по годам. В нынешнем году субъекты Федерации получат 20 млрд рублей, а в двух следующих — 60 и 40 млрд рублей соответственно. Порядок расходования этих средств определен Постановлением Правительства РФ и условиями Соглашения, которое подписано минобром Ростовской области, направлено в Москву и уже находится на подписании в Министерстве образования России. Соглашением определены направления расходования этих средств, условия софинансирования и, кроме того, с учетом бюджетного послания и бюджетной политики, которая реализуется Минфином России, программы повышения эффективности бюджетных расходов, предусмотрены основные критерии оценки деятельности субъектов Федерации по достижению показателей, которые ставятся в рамках модернизации образования. Какие же направления расходов минобром области предлагается осуществить в 2011 году? В связи с тем, что нормативные документы принимаются сроком на один год и учитывая то обстоятельство, что в этом году ситуация в субъектах Федерации сложная, а программа модернизации вступила в действие только в мае-июне, Федерация, исходя из принципа: деньги в обмен на обязательства, понимает то, что не все субъекты Федерации смогут выполнить свои обязательства по повышению заработной платы учителей. Поэтому в нынешнем году допускается возможность замещения средств областного бюджета. Министерство образования РО, как сказала Лариса Балина, с удовольствием потратило бы эти 736 млн рублей на модернизацию общего образования, исходя из того, что основная задача, которая сегодня стоит перед ним — это создание условий организации образовательного процесса, соответствующего утвержденным стандартам.
Стандарты уже утверждены для реализации программы общего образования на первой ступени. Сейчас рассматривается вторая ступень. В В нынешнем году, как сообщила Лариса Балина, министерство образования области определило для себя достаточно узкий круг решаемых проблем с тем, чтобы успеть освоить выделяемые средства, поскольку реализуемый проект только вступает в действие. Поэтому основными направлениями, на которые в этом году будут выделены средства, являются: приобретение и оснащение базовых муниципальных общеобразовательных учреждений современным учебным, учебно-наглядным и лабораторным оборудованием. Проще говоря, это — предметные кабинеты. Большая часть средств пойдет на оснащение начальной школы с тем, чтобы повысить удельный вес этих учреждений и детей, обучающихся в начальной школе по утвержденным стандартам к общему количеству детей. Стоимость одного предметного кабинета начальной школы, в зависимости от его наполняемости, колеблется от 800 тысяч рублей до полутора миллионов, в зависимости от комплектности. В состав этих предметных кабинетов входят интерактивные комплексы, ноутбуки, которые будут использоваться в организации образовательного процесса, и наглядные пособия, отвечающие современным условиям. То есть, это уже не простые таблицы, а, в большей степени, электронные носители и программное обеспечение, которые позволяют реализовывать программу. Вторая часть расходов, которые министерство образования области намерено осуществить, пойдет на приобретение транспортных средств для организации подвоза детей при решении проблем малокомплектных школ и создании базовых школ. В этом году, чтобы обеспечить безопасные условия подвоза детей, необходимо заменить 200 школьных автобусов, которые уже выработали срок эксплуатации в соответствии с требованиями санитарных норм по перевозке детей и учащихся. Сформирован перечень этих автобусов в соответствии с заявками муниципальных учреждений образования. В их составе есть автобусы более высокой проходимости и наполняемости. Есть автобусы марки «Тагаз-Каунти», которые были приобретены в прошлом году и получили положительную оценку для перевозок детей в близко расположенные населенные пункты. Лариса Балина подробно остановилась еще на нескольких направлениях расходования средств в процессе модернизации образования. Одним из них является повышение квалификации педагогических работников. Более 10 тысяч учителей пройдут в нынешнем году переподготовку, из них 1300 человек повысят квалификацию по программам информационных технологий для того, чтобы внедрять более современные методы образовательного процесса. Одно направление, которое сегодня тревожит министерство образования области и на которое в нынешнем году не направляются средства областного бюджета — это программа повышения энергоэффективности. Затем заместитель министра ответила на вопросы депутатов. Александр Дедович поинтересовался, кто сегодня отвечает за техническое состояние школьных автобусов и медицинское обследование водителей. Лариса Балина сообщила, что этой проблемой министерство образования занималось и свои рекомендации по организации подвоза детей в школы направило главам муниципальных образований. В соответствии с законом об образовании в функции директоров школ входит организация образовательного процесса, а не организация подвоза продуктов в школьную столовую и детей. Министерство образования рекомендовало для этой цели создавать муниципальные предприятия. Кроме того, это один из основных этапов повышения эффективности бюджетных расходов — сокращение административно-управленческого персонала и его удельного веса в образовательных учреждениях, где 70% должны составлять учителя и 30% — АУП. Лариса Балина отметила, что в некоторых школа наблюдается обратное — 80% составляет АУП и 20% — учителя. Она проинформировала, что в некоторых муниципальных образованиях области такие решения приняты: созданы МУПы или переданы права организации подвоза школьников учреждениям других организационно-правовых форм. В большинстве муниципалитетов главы считают, что оптимальный вариант нахождения этих автобусов именно в сети общеобразовательных учреждений с целью обеспечения их целевого использования. Это влечет за собой дополнительные расходы бюджета и разногласия с КСП Ростовской области, которая считает эти расходы нецелевыми. В прошлом году министерство образования области сделало расчет необходимых для содержания школьных автобусов средств. Но в сегодняшних условиях невозможно выделить их из областного бюджета по целому ряду причин. Депутат Александр Дедович высказал предложение членам комитета по образованию поддержать позицию министерства образования области по этому вопросу. Его коллеги согласились с ним и приняли решение детально проработать этот вопрос, чтобы решить его в интересах безопасности школьников.
Депутат Наталья Стаценко в своем выступлении привела пример, когда из хутора Орловский к базовой школе ведет дорога длиной 22 километра, и только один километр ее имеет твердое покрытие. В этих условиях, по ее мнению, ни в коем случае нельзя закрывать малокомплектную школу в этом хуторе. Такой печальный прецедент уже есть в Боковском районе, где дети одного из хуторов учатся в базовой школе Депутат Стаценко высказала мысль, что современный образовательный процесс играет большую роль, но, прежде чем принимать такие решения по закрытию малокомплектных школ, министерство образования должно прорабатывать вопрос подвоза детей в базовые школы с министерством транспорта области, чтобы был согласован маршрут. Лариса Балина отметила, что малокомплектные школы могут просто не пройти проверку Рособрнадзора, но в следующем году, когда из федерального бюджета поступит средств в три раза больше, чем в нынешнем, вполне возможно будет ввести в таких школах процесс дистанционного обучения, который позволит детям в дальних хуторах не выпасть из современного образовательного процесса. И это будет достойный выход из этой ситуации. Затем члены комитета по образованию единодушно рекомендовали к рассмотрению на заседании ЗС РО проект областного закона «О внесении изменения в статью 1 Областного закона «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Ростовской области», представленный Валентиной Мариновой, и проект постановления ЗС РО «Об Обращении Законодательного Собрания Ростовской области к Правительству Российской Федерации по вопросу о необходимости принятия федеральной долгосрочной целевой программы поддержки молодежи в Ростовской области», который представила президент Молодежного парламента при ЗС РО, депутат Наталья Вакула. Комментарий Валентины Мариновой:— Мы утвердили Областной закон «Об областном бюджете на 2011 год», где будут заложены в расходы и доходы областного бюджета 750 млн рублей, которые пришли к нам из федерального бюджета. Но есть еще и областное софинансирование. Речь идет о реализации поручения Председателя Правительства России и лидера партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Владимира Владимировича Путина о 30% повышении фонда оплаты труда учителей с 1 сентября текущего года. Это значит, что повышенную заработную плату они получат в октябре. Но я сознательно говорю о том, что мы выполняем две задачи. Первая — повышаем фонд оплаты труда учителей и уравниваем ее со средней заработной платой в экономике региона. Но мы отдаем себе отчет в том, что средняя заработная плата в экономике будет расти. И Губернатор поставил задачу улучшения качества жизни наших людей и, в целом, экономика региона должна быть эффективной. Поэтому вопросы, которые сегодня задавали мои коллеги-депутаты руководству министерства финансов области, касались того, будет ли заложена эта тенденция в бюджеты 2012, 2013 и 2014 годов. Эта динамика должна быть учтена в предстоящей трехлетке, а не только в текущем квартале. Федеральное Правительство обозначило, что в этом году выделяется 20 млрд рублей на все субъекты Федерации на модернизацию образования, в будущем году будет 60 млрд рублей, а в 2013 году — 40 млрд рублей. Соответственно, мы ожидаем трехкратного увеличения федеральных субвенций и в наш областной бюджет. Следовательно, постоянная задача наших депутатов вместе с коллегами из министерства образования и с исполнительной властью в целом — контролировать процесс удержания этой позиции, которую мы достигнем в октябре 2011 года, чтобы последовательно зарплата учителей ориентировалась и была равна, а может быть и выше, я бы очень хотела, чтобы было так, средней в экономике Ростовской области. Что касается замещения расходов. Мы планировали в областном бюджете небольшие суммы на модернизацию образования: приобретение компьютеров, автобусов, но не планировали повышение зарплаты учителей. А теперь Федерация дает нам деньги и говорит, что это не на зарплату учителей. Вы их направляете на покупку автобусов, учебных пособий, подготовку учителей. А все то, что у вас планировалось в бюджете, вы его выводите и отдаете на зарплату учителей. Вот что такое замещение расходов. Мы получили на модернизацию образования гораздо больше того, что первоначально планировалось, но при этом выполняем задачу, чтобы зарплата учителей была равна средней в экономике региона. |