Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

У земли должен быть хозяин

Первым рассмотренным вопросом повестки дня заседания комитета ЗС РО по аграрной политике, продовольствию и природопользованию стала информация о ходе исполнения Областного закона Ростовской области от 22 июля 2003 года № 19-ЗС «О регулировании земельных отношений на территории Ростовской области» в части эффективного использования муниципальных земель сельскохозяйственного назначения в муниципальных образованиях Ростовской области. Ее депутатам представил заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РО Александр Землянов.

Докладчик сообщил, что Федеральным законом № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения», принятым 29 декабря 2010 года, внесены изменения в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», которые вступили в силу с 1 июля 2011 года. Теперь, в соответствии с новой редакцией закона, изменилось понятие «невостребованной земельной доли». Ею может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд.

Кроме того, к невостребованным может быть также отнесена земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального Закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий. Такая ситуация может возникнуть, когда площадь переданного в долевую собственность земельного участка арифметически соответствует большему числу долей, чем имеется лиц, включенных в списки дольщиков при приватизации сельскохозяйственной организации.

К невостребованным теперь относится земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники (так называемая выморочная земельная доля).

По состоянию на 1 июля 2011 года в Ростовской области выявлено 12,8 тысяч невостребованных земельных долей площадью 202,8 тысяч гектар. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года это больше на 6,2 тысяч га, что стало результатом проведенной муниципальными образованиями области работы по выявлению собственников невостребованных земельных долей.

Признано право собственности муниципальных образований на земельные участки на площади около 142 тысяч га, что составляет 70 процентов от общей площади выявленных невостребованных долей.

Из 61 тысячи га, которые органам местного самоуправления поселений области предстоит переоформить в муниципальную собственность, 41 тысяча га (67%) приходится именно на выморочные земельные доли.

Процент признания права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли в целом по области увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2010 года с 69,2% до 70%.

В 6 районах области (Боковском, Егорлыкском, Куйбышевском, Октябрьском, Сальском, Тацинском) не осталось ни одной невостребованной земельной доли. Все они признаны муниципальной собственностью и вовлечены в хозяйственный оборот (аренда, продажа), а в целом по области вовлечено в хозяйственный оборот 92% земельных долей, признанных муниципальной собственностью.

К сожалению, остаются районы, где органы местного самоуправления не уделяют должного внимания указанной работе. В качестве примера можно привести Багаевский, Белокалитвинский, Константиновский, Семикаракорский и Цимлянский районы.

В Зерноградском, Песчанокопском, Усть-Донецком районах области вообще не ведется работа по признанию права собственности на невостребованные земельные доли. В результате, органы местного самоуправления не в полной мере используют возможности по обеспечению доходной части бюджета собственными финансовыми ресурсами за счет использования земельных участков, рационального распоряжения муниципальной собственностью, что приводит к недопоступлениям в консолидированные бюджеты указанных районов.

Минпродом области рекомендовано главам этих районов взять на личный контроль работу по признанию права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли и вовлекать их в хозяйственный оборот, тем самым пополняя доходы своих бюджетов.

Александр Землянов также сообщил, что государственная поддержка сельскохозяйственной отрасли в этом году осуществляется по 6 направлениям, большинство из которых финансируется только из областного бюджета. При этом решаются такие региональные задачи с учетом почвенно-климатических особенностей нашей области, как:

  • проведение агрохимического обследования полей;
  • внесение органических удобрений;
  • проведение химической мелиорации солонцовых земель и мелиоративной вспашки солонцов;
  • проведение почвенно-мелиоративного обследования;
  • проведение текущего ремонта и планировки оросительных систем, расчистка коллекторно-дренажной сети;
  • разработка нормативной и методической документации в сфере обеспечения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно статье 3.1 Федерального закона от 16.07.98 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель», основной груз оказания государственной поддержки в сфере обеспечения плодородия земель сельхозназначения переложен на плечи регионов. Федеральные органы власти участвуют в софинансировании только по одному направлению — возмещению части затрат на приобретение средств химизации отечественного производства.

В первом полугодии нынешнего года аграриями Дона освоен весь объем субсидий по минеральным удобрениям. Однако, он на 34% ниже, чем в 2010 году, и составляет всего 8,3% от фактических затрат сельхозтоваропроизводителей области.

Александр Землянов отметил, что на 1 га пашни рост объемов применения минеральных удобрений идет слабыми темпами. В то же время научно-обоснованная потребность в минеральных удобрениях для Ростовской области составляет в данное время 450 тысяч тонн, что более чем в два раза превышает уровень 2011 года.

В целях интенсификации сельскохозяйственного производства необходимо привести структуру посевных площадей в соответствие с научно обоснованной системой земледелия. Для этого необходимо расширить площади посева зерновых и зернобобовых культур до 3,1 млн. га. Доля озимых зерновых в общей площади зерновой группы культур должна быть увеличена до 2,4 млн. га (77,4% от зерновых).

Расширение зерновой группы увеличит выход зерна с единицы пашни и будет способствовать увеличению валовых сборов зерна и рентабельности отрасли.

Очень важно стабилизировать долю подсолнечника на уровне 10% от площади пашни. При этом общую площадь масличных культур сохранить на уровне 1066 тысяч га за счет расширения площади посева льна масличного, рапса, сои, горчицы. Изменение структуры масличных будет способствовать улучшению фитосанитарного состояния на полях, подбору лучших предшественников для сева озимых.

Представленная информация вызвала большой интерес у депутатов-аграриев. На докладчика посыпался целый град вопросов, ответы на которые, как оказалось, не всегда можно найти в рамках правового поля. Прежде всего, это касалось невостребованных земельных долей, порядка их межевания и т.д. Дельные предложения высказали депутаты Николай Беляев и Владимир Касьяненко. Александр Землянов ответил, что все это — рабочие вопросы. И в этой сфере есть еще много пробелов и проблем как объективных, так и субъективных, которые необходимо решать в порядке их возникновения.

Депутаты приняли решение ограничиться рассмотрением данного вопроса на аграрном комитете и не выносить его на рассмотрение заседания ЗС РО. Минсельхозпроду области рекомендовано продолжить данную работу, а проблемные вопросы, которые при этом возникнут, рассмотреть в будущем.

Члены аграрного комитета рассмотрели проект областного закона «О внесении изменений в Областной закон «Об экологической экспертизе в Ростовской области». Его представила Людмила Савина — заместитель председателя комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области. Изменения в Областной закон вносятся в целях его приведения в соответствие с федеральным законодательством.

Депутаты приняли решение рекомендовать законопроект к рассмотрению на заседании донского парламента.

Два проекта областных законов «О признании утратившим силу Областного закона «Об основных неотложных мерах по предотвращению распространения африканской чумы свиней в Ростовской области» и «О внесении изменений в Областной закон «Об административных правонарушениях» и признании утратившим силу Областного закона «О внесении изменений в Областной закон «Об административных правонарушениях» (в части приведения в соответствие с федеральным законодательством) коллегам представил первый заместитель Председателя ЗС РО, председатель аграрного комитета Николай Беляев.

Первый законопроект подготовлен с целью приведения законодательства Ростовской области в соответствие с Федеральным законом от 10 декабря 2010 года № 356-ФЗ «О внесении изменений в закон РФ «О ветеринарии». Согласно изменению, установление и отмена ограничительных мероприятий (карантина), направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, отнесены к полномочиям Российской Федерации в области ветеринарии, переданным для осуществления органами государственной власти субъектов РФ.

Кроме этого, Федеральным законом определены обязанности органов исполнительной власти в случаях возникновения очагов заразных болезней животных.

Так, в случае появления угрозы возникновения и распространения заразных болезней животных на территории одного субъекта РФ решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) принимает его высшее должностное лицо на основании представления руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего переданные полномочия.

В случае появления угрозы возникновения и распространения заразных, за исключением особо опасных, болезней животных, решение об установлении карантина может быть также принято руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего переданные полномочия.

Обеспечение осуществления предусмотренных ветеринарным законодательством РФ специальных мероприятий по ликвидации очагов заразных болезней животных в случае установления карантина на территории субъекта РФ возложено на его высшее должностное лицо.

Федеральным законом также установлены требования к решению об установлении карантина. В нем должен быть указан перечень ограничений на оборот животных, продуктов животноводства, кормов и кормовых добавок, а также срок, на который устанавливаются ограничительные меры (карантин).

Второй областной законопроект тесно привязан к первому в части приведения в соответствие с федеральным законодательством Областного закона «Об административных правонарушениях» в части признания утратившими силу отдельных его положений.

Члены комитета приняли решение рекомендовать оба законопроекта к рассмотрению на заседании ЗС РО.

На комитете был также рассмотрен вопрос о награждении Почетной грамотой Законодательного Собрания Ростовской области ЗАО «Кировский конный завод». По нему выступил Николай Беляев. Он напомнил коллегам, что этому, одному из лучших хозяйств Ростовской области, отличающемуся высокой культурой земледелия и прекрасными людьми, исполнилось 90 лет. Сегодня, когда многие сельхозпредприятия вообще не имеют животноводства, в этом прославленном хозяйстве содержится 800 лошадей. Депутаты единогласно поддержали это предложение.

Комментарий председателя аграрного комитета ЗС РО Николая Беляева:

— Законодательное Собрание, принимая Областные законы, обязано контролировать ход их исполнения. Одним из рассмотренных сегодня на аграрном комитете вопросов является ход выполнения Областного закона «О регулировании земельных отношений в Ростовской области». Мы выбрали тему использования земель. Это — выморочные земли и те, которые не используются более трех лет. По этому поводу приняты Федеральный и Областной законы, которые необходимо исполнять. Но, по многим районам, они не выполнялись. Благодаря Областному закону сегодня 70 процентов невостребованных и выморочных земель обрели своих хозяев. Они переданы в собственность сельских поселений, которые провели аукционы. Это — титанический труд, который проведен нашей Ростовской областью.

Исполнение законов должно играть огромную роль, потому что можно их принимать, но не контролировать исполнение, и тогда никакой эффективности не будет.

Сегодня есть ряд районов, которые еще недостаточно работают в этом направлении. В ближайшее время данный вопрос будет рассмотрен на комиссии, чтобы полностью завершить эту работу.

Вторым важным вопросом является поступление налогов в наш бюджет, потому что земельный налог, в основном, получают муниципалитеты. Эта работа сейчас поставлена намного лучше, чем в прошлые годы.

Самая главная задача на сегодняшний день, это — эффективное использование земель. И то, что принято постановление Губернатора Ростовской области о том, чтобы посевы подсолнечника не превышали 15 процентов посевных площадей, это тоже одно из направлений эффективного использования земли. Когда подсолнечник в прошлые годы засевался на 40 процентах площадей, эти земли через несколько лет приходили в негодность. Теперь такая работа поставлена на нужный уровень и дает хороший результат.

Я думаю, что через 2-3 года Ростовская область, выполняя принятые Областные законы, сможет значительно увеличить урожайность зерновых. Хотя, и на сегодняшний день мы получили 7,7 млн. тонн зерна, что на 900 тысяч тонн больше уровня прошлого года. Выше уровня прошлого года и урожайность зерна. Это говорит об эффективности уже сделанного нами шага.

Из 4,4 млрд. рублей плановых поступлений в бюджеты муниципалитетов, сельхозналог составил 460 млн. рублей, и сегодня эта цифра выполнена на сто процентов. Это, в целом, по области. Но здесь я хочу отметить, что некоторые районы сработали лучше, а некоторые хуже.

Если даже полностью рационально использовать земли нашей области, соблюдать структуру земель, все равно без внесения в достаточном количестве минеральных и органических удобрений проблему получения оптимального урожая не решить. Раньше в большом количестве в землю вносились органические удобрения, но сегодня этого нет потому, что животноводство имеется даже не во всех хозяйствах. Остаются минеральные удобрения, цены на которые сегодня очень высоки. И многие хозяйства и фермеры ведут посевные работы без внесения органических удобрений. В этих условиях большой эффективности от сельского хозяйства ожидать не приходится.

Если же выполнять все необходимые мероприятия по земле, то я считаю, что Ростовская область способна регулярно получать по 9 млн. тонн зерна в год. Но, при этом, многое зависит и от погодных условий.

Наша Ростовская область велика. У нас 101 тысяча кв. км и 5,7 млн га пашни. Если посмотреть южные районы, восток или северо-восток, то везде разные климатические условия. Поэтому, каждый регион должен заниматься тем, что наиболее эффективно. Я считаю, что восток Ростовской области должен, прежде всего, заниматься животноводством: овцеводством, разведением крупного рогатого скота мясных пород. Сама природа дарит этому региону такую возможность.

Что касается юга и юго-запада области, то здесь надо больше заниматься зерновым хозяйством, но и животноводством тоже. Здесь надо развивать молочное животноводство, свиноводство и птицеводство.

Существовавшая в прежние годы система земледелия в Ростовской области дала мощный толчок региональному развитию в 80-е годы прошлого столетия. У нас в области было 7 климатических зон, и по ним определялась научно обоснованная система земледелия. Без учета климатических условий и погоды очень трудно получить высокий урожай и создать продуктивное животноводство. И в этом направлении нужно работать.





12.11.2018
Сокращен срок оформления сертификата на материнский капитал
В соответствии с внесенными поправками в федеральный закон № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» сокращен срок выдачи сертификата на материнский капитал. Если ранее на рассмотрение заявления о выдаче сертификата отводился месяц, то теперь срок сокращен до пятнадцати дней, отсчитываемых с даты подачи заявлений. Изменения вступают в силу и действуют в отношении заявлений, поданных с 11 ноября 2018 года.
12.11.2018
ЮТУ на страже потребителей от контрафактной продукции
8 ноября 2018 года в конференц-зале Торгово-промышленной палаты Ростовской области состоялся круглый стол на тему «Контрафакт в пищевой промышленности: пути решения проблемы».
12.11.2018
Виктор Халын провел прием граждан в Волгодонском и Мартыновском районах
7 ноября депутат Законодательного Собрания Ростовской области Виктор ХАЛЫН (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») провел прием избирателей в Волгодонском и Мартыновском районах.
09.11.2018
В ДГТУ разрабатывают технологию для регенерации поврежденных костных тканей
Донские инженеры разрабатывают технологию создания биоактивных каркасов – скаффолдов – для выращивания долговечных имплантов из живых клеток. Инновация найдет широкое применение как в регенеративной медицине, так и в научно-исследовательской деятельности, направленной на развитие революционных методик для восстановления поврежденных костных тканей.
09.11.2018
В Ростове-на-Дону состоятся продовольственные ярмарки на территории двух супермаркетов
В субботу, 10 ноября, в Ростове-на-Дону на территории гипермаркета «Ашан» (ул. Обсерваторная, 13) при содействии донского министерства сельского хозяйства и продовольствия, областного департамента потребительского рынка состоится очередная продовольственная ярмарка выходного дня, где горожане смогут приобрести сельхозпродукцию от донских аграриев.
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2018
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс