3 июня 2010 года выдался жарким днем для комитетов Законодательного Собрания Ростовской области. Свои заседания провели сразу четыре из них. Первыми собрались члены комитета ЗС РО по социальной политике, труду, здравоохранению и спорту под руководством Владимира Катальникова. В его работе также принял участие вице-спикер Евгений Шепелев. Депутаты обсудили 6 вопросов повестки дня.
О проекте областного закона «Об отчете об исполнении областного бюджета за 2009 год» с докладом выступил заместитель министра финансов Ростовской области Валерий Бородулин.
Проект областного закона «Об утверждении отчета об исполнении бюджета Ростовского областного фонда обязательного медицинского страхования за 2009 год» членам комитета по социальной политике представила Наталья Моисеенко — первый заместитель исполнительного директора РОФОМСа.
Она доложила, что в целом доходная часть бюджета Ростовского областного фонда обязательного медицинского страхования (далее — РОФОМС) исполнена в сумме 13 086 991,5 тыс. рублей или 101,8% от плана, из них:
- средства обязательного медицинского страхования (ОМС) — 11 950 423,5 тыс. рублей или 102,1% от плана;
- средства областного бюджета, направляемые на реализацию краткосрочных целевых мероприятий, — 600 000,0 тыс. рублей или 100% от плана;
- средства, направляемые на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье» — 536 568,0 тыс. рублей или 96,5% от плана.
Основные источники доходной части:
- по единому социальному налогу в части, — 3 062 497,0 тыс. рублей или 107,6% от запланированного, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года средств собрано на 6,1% больше;
- по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в части, — 162 829,7 тыс. рублей или 100,9% от запланированного. По сравнению с аналогичным периодом 2008 года средств собрано на 7,5% меньше;
- по единому налогу на вмененный доход в части, — 75 366,8 тыс. рублей или 100,8% от запланированного, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года средств собрано на 1,2% меньше;
- по безвозмездным поступлениям за счет средств областного бюджета доходы сложились в сумме 7 582 838,0 тыс. рублей, из них:
- по страховым взносам неработающего населения на выполнение территориальной Программы ОМС 6 572 259,9 тыс. рублей или 100,0% от запланированного, при этом поступление средств неработающего населения выше аналогичного периода 2008 года на 6,5%;
- средства бюджетам территориальных фондов ОМС на врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) и медицинским сестрам указанных категорий врачей — 410 578,1 тыс. рублей или 95,4% от запланированного, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 10,0% меньше;
- по прочим безвозмездным поступлениям в бюджет РОФОМС из областного бюджета — 600 000,0 тыс. рублей;
- по безвозмездным поступлениям за счет средств Федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее — ФОМС) — 2 023 492,8 тыс. рублей.
Расходы бюджета РОФОМС за 2009 год составили 12 951 206,9 тыс. рублей и распределились следующим образом:
- расходы на выполнение территориальной программы ОМС составили 11 574 864,8 тыс. рублей, из них на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) — 88 822,8 тыс. рублей.
Основными направлениями расходов были:
Расходы на выполнение территориальной программы ОМС с учетом субвенций в части финансирования страховых медицинских организаций по договорам составили 9 932 409,1 тыс. рублей.
Финансирование через РОФОМС составило 1 642 455,7 тыс. рублей, в том числе:
- в связи с всеобщностью оказания медицинской помощи учреждениям здравоохранения области, оказывающих медицинские услуги в системе ОМС, перечислено 427 527,0 тыс. рублей;
- централизованная оплата за лекарственные средства и изделия медицинского назначения в соответствии с порядком, определенным Администрацией Ростовской области в пределах средств, заработанных лечебно-профилактическими учреждениями — 1 198 927,1 тыс. рублей;
- оплата медицинской помощи, оказанной жителям Ростовской области вне территории страхования — 16 001,6 тыс. рублей. Подушевой норматив по расходам финансирования медицинской помощи сложился в размере 2797,56 рублей.
- на финансирование деятельности аппарата РОФОМС, как органа управления в системе ОМС направлено 239 773,9 тыс. рублей или 88,8% от запланированных на эти цели средств. Сложившаяся экономия по данному виду расходов в сумме 30 226,1 тыс. рублей направлена на счет обязательного медицинского страхования для финансирования территориальной программы государственных гарантий в 2009 году;
- на реализацию национального проекта «Здоровье» за счет средств бюджета ФОМС израсходовано 125 990,1 тыс. рублей или 100% от запланированного,
- на финансовое обеспечение государственного задания на дополнительную медицинскую помощь за счет средств областного бюджета — 410 578,1 тыс. рублей;
- на реализацию краткосрочных целевых мероприятий по содержанию учреждений здравоохранения области, оказывающих медицинские услуги в системе ОМС из средств областного бюджета направлено 600 000,0 тыс. рублей.
В 2009 году планировался дефицит бюджета фонда в сумме 300 473,2 тыс. рублей, основным источником покрытия которого явился остаток средств на начало года. При исполнении бюджета РОФОМС в 2009 году доходы превысили расходы на 135 784,6 тыс. рублей. Поэтому переходящий остаток средств ОМС на 1 января 2010 года составил 436 257,8 тыс. рублей.
Наталья Моисеенко выступила докладчиком и по следующему вопросу повестки дня: о проекте областного закона «О внесении изменений в Областной закон «О бюджете Ростовского областного фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год».
Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена следующим:
- Введением в бюджет Ростовского областного фонда обязательного медицинского страхования (далее — РОФОМС) дополнительных финансовых средств, поступивших в январе-апреле т.г. начислений по единому социальному налогу за 2009 год, а также субсидий из Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее — ФОМС) в рамках национального проекта «Здоровье» на проведение в 2010 году дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
- Восстановлением в бюджете РОФОМС средств, использованных лечебными учреждениями при реализации национального проекта «Здоровье» не по целевому назначению, с последующим их возвратом в министерство здравоохранения области и в бюджет ФОМС.
- Внесением редакционных правок в статьи 5,6,7 и приложение 1 Областного закона в связи с приказом Министерства финансов Российской Федерации (далее — Минфин РФ) от 30.12.2009 № 150н о корректировке кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также рекомендациями ФОМС от 16.02.2010 № 708/21-1/и.
Изменения вносятся в следующие статьи и приложения:
- Статья 1 «Основные характеристики бюджета Ростовского областного фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год» предусматривает увеличение доходной и расходной частей бюджета РОФОМС на 286 174,6 тыс. рублей.
- Статья 5 «Безвозмездные поступления в бюджет РОФОМС» дополняется абзацем, который определяет направление вновь вводимых бюджетных ассигнований в бюджет РОФОМС, получаемых в виде межбюджетных трансфертов из бюджета ФОМС.
- Статья 6 «Нормированный страховой запас РОФОМС на 2010 год» приводится в соответствии с рекомендациями ФОМС от 16.02.2010 № 708/21-1/и. Уточняется наименование статьи и текстовая формулировка.
- Статья 7 «Особенности исполнения бюджета РОФОМС в 2010 году» в соответствии с рекомендациями ФОМС предусматривает уточнение формулировок части 1 и части 2. Часть 3 статьи 7 излагается в новой редакции, отражающей механизм возврата средств, поступивших из бюджета ФОМС и областного бюджета, перечисленных учреждениям здравоохранения в Ростовской области на реализацию национального проекта «Здоровье».
- Статья 8 «Нормативы подушевого финансирования Программы ОМС» предусматривает изменение подушевого норматива финансирования Территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одного человека в год, застрахованного по обязательному медицинскому страхованию в Ростовской области, размер которого в новой редакции составит 3103,28 рублей.
Также вносятся изменения в ряд приложений. В частности:
Приложение 3 «Доходы бюджета РОФОМС на 2010 год» излагается в новой редакции в связи с увеличением общего объема доходов бюджета РОФОМС на 2010 год на сумму 286 174,6 тыс. рублей, в том числе:
- поступление в бюджет РОФОМС начислений по единому социальному налогу за 2009 год в сумме 180 000,0 тыс. рублей.
- поступление из ФОМС субсидий на проведение диспансеризации работающих граждан в 2010 году в сумме 86 486,0 тыс. рублей.
- поступление из ФОМС субсидий на проведение диспансеризации детей-сирот в сумме 19 688,6 тыс. рублей.
- восстановление в бюджете РОФОМС средств, использованных не по целевому назначению в предыдущие годы при реализации национального проекта «Здоровье», в сумме 126,5 тыс. рублей, с последующим их возвратом в Министерство здравоохранения Ростовской области и в бюджет ФОМС.
Приложение 4 «Распределение бюджетных ассигнований бюджета РОФОМС на 2010 год» излагается в новой редакции в связи с увеличением расходов на 286 174,6 тыс. рублей, в том числе:
- на «Выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования» расходы увеличиваются на 180 000,0 тыс. рублей в связи с поступлением в бюджет РОФОМС незапланированных начислений работающих граждан в сумме 86 486,0 тыс. рублей по единому социальному налогу за 2009 год;
- на «Амбулаторную помощь» дополнительно выделяются средства в сумме 106 174,6 тыс. рублей, в том числе на проведение диспансеризации работающих граждан в сумме 86 486,0 тыс. рублей и на проведение диспансеризации детей-сирот в размере 19688,6 тыс. рублей;
Приложение 5 «Межбюджетные трансферты и прочие безвозмездные поступления, получаемые из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и областного бюджета в 2010 году» излагается в новой редакции в связи с введением дополнительных видов доходов по межбюджетным трансфертам.
Внесение вышеуказанных изменений в Областной закон не потребует привлечения дополнительных средств из областного бюджета.
О проекте областного закона «О внесении изменений в Областной закон «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» депутатам доложила министр труда и социального развития Ростовской области Елена Скидан.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А.Медведева от 27.01.2010 № ПР-192 в 2010-2011 годах в ряде субъектов Российской Федерации, в том числе в Ростовской области, будет проведен эксперимент по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта (договора социальной адаптации), предоставлению адресной социальной помощи малоимущим гражданам при условии выполнения ими определенных обязательств: оплачиваемой работы, переобучения и т.д.
Задача социального контракта — перейти к активным моделям социальной помощи тем, кто в этом нуждается. Социальный контракт стимулирует людей на поиски выхода из трудного материального положения и повышает их экономическую активность.
Введение контрактной основы для получателей адресной социальной помощи предусматривает заключение договоров между органами социальной защиты населения и малоимущими гражданами с целью их адаптации, трудоустройства, реабилитации.
В текущем году планируется проведение эксперимента по оказанию адресной социальной помощи с учетом введения системы социальных контрактов в 5 пилотных территориях области (согласно готовящемуся Постановлению Администрации Ростовской области — это: Октябрьский сельский район, Пролетарский сельский район, Азовский район, Октябрьский р-н г. Ростова-на-Дону, г. Донецк).
Представленным проектом областного закона «О внесении изменений в Областной закон «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» предлагается ввести дополнительный вид адресной социальной помощи — адресное пособие для социальной адаптации. Пособие будет предоставляться на период действия социального контракта каждому члену малоимущей семьи.
Право на получение адресного пособия для социальной адаптации будут иметь семьи с детьми со среднедушевым доходом, размер которого ниже или равен 50 процентам величины прожиточного минимума, имеющие в своем составе неработающих совершеннолетних членов трудоспособного возраста и (или) инвалидов III группы.
Порядок назначения, размер и порядок выплаты адресного пособия для социальной адаптации, а также порядок заключения и примерная форма социального контракта предлагается утвердить постановлением Администрации Ростовской области.
Проект областного закона «О признании утратившими силу отдельных областных законов по вопросам осуществления денежных выплат медицинскому персоналу» членам комитета представила министр здравоохранения Ростовской области Татьяна Быковская.
В связи с внесением изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 30.12.2009 № 150н (в редакции приказа Минфина России от 31.03.2010 № 28н), предусматривающие осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения из бюджета Ростовской области местным бюджетам в виде субсидий, представленным законопроектом предлагается признать утратившими силу:
- Областной закон от 26.03.2007 № 672-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по осуществлению денежных выплат медицинскому персоналу»;
- Областной закон от 16.11.2007 № 803-ЗС «О внесении изменения в статью 5 Областного закона «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по осуществлению денежных выплат медицинскому персоналу»;
- статью 21 Областного закона от 12.08.2008 № 63-ЗС «О внесении изменений в некоторые областные законы в связи с усилением государственного контроля за исполнением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий».
Принятие Областного закона «О признании утратившими силу отдельных областных законов по вопросам осуществления денежных выплат медицинскому персоналу» не потребует дополнительных материальных затрат.
Все представленные законопроекты члены комитета по социальной политике рекомендовали к рассмотрению на заседании ЗС РО.
О примерной программе законодательной и нормотворческой деятельности ЗС РО на второе полугодие 2010 года коллегам рассказал председатель комитета Владимир Катальников.